Тема 12. Основные направления экономической политики государства

Рис. 11.4. Динамика инвестиций Рис. 11.5. Сбережения и инвестиции

Рис. 11.2. Динамика потребления Рис. 11.3. Динамика сбережений

Однако люди не только потребляют, но и сберегают часть своего дохода. Под сбережением (S) понимается та часть дохода, которая не потребляется. Размер сбережений зависит от величины дохода, нормы процента, потребления и психологического фактора, так называемой предельной склонности к сбережению: МРS = S / Y, где S – прирост сбережений; Y – прирост располагаемого дохода.

Средняя склонность к сбережению (АРS) – доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства сберегают. АРS = S/ Y, где S – величина сбережений; Y – величина располагаемого дохода.

Простейшая функция сбережений имеет вид: S = -a + MPS*(Y-T), где S – величина сбережений в частном секторе; а – автономное потребление; МРS – предельная склонность к сбережению; Y – доход; T – налоговые отчисления (рис. 11.3).

Если Y = C + S, т.е. доход распадается на потребление и сбережение, то изменения в потреблении + изменения в сбережениях = изменениям в доходе. Тогда сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1, т.е. МРС + MPS = 1.

В краткосрочной перспективе по мере роста текущего располагаемого дохода АРС убывает, а АРS возрастает, то есть с ростом дохода семьи относительно сокращается доля затрат на потребление и относительно возрастает доля сбережений. Однако в долгосрочной перспективе средняя склонность к потреблению стабилизируется, так как на величину потребительских расходов оказывает влияние не только размер текущего располагаемого дохода семьи, но и размер общего жизненного достатка, а также величины ожидаемого и постоянного дохода.

Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений: доход домашних хозяйств; богатство, накопленное в домашнем хозяйстве; уровень цен; экономические ожидания; величина потребительской задолженности; уровень налогообложения.

Сбережения - основа инвестиций. Размер инвестиций зависит от объективных факторов – дохода, нормы процента, уровня изменения выпуска продукции, прибылей, запасов капитала и от субъективного фактора – желания предпринимателей инвестировать. Но определяющую роль в процессе принятия нового проекта играет предельная склонность к инвестированию. Предельная склонность к инвестированию – доля прироста расходов на инвестиции в любом изменении дохода: MPI = I / Y, где I – изменение величины инвестиций; Y – изменение дохода.

На MPI влияет также такой фактор, как политический климат в стране.

Простейшая функция инвестиций имеет вид: I = e-d*R, где I – инвестиционные расходы; e – автономные инвестиции; R – реальная ставка процента; d – эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента. Автономные инвестиции – это та часть инвестиций, размер которых не зависит от величины дохода.

Факторы, определяющие динамику инвестиций: ожидаемая норма чистой прибыли; реальная ставка процента; уровень налогообложения; изменения в технологии производства; наличный основной капитал; экономические ожидания; динамика совокупного дохода.

С ростом совокупного дохода автономные инвестиции дополняются стимулированными, величина которых возрастает по мере роста ВВП.

Положительная зависимость инвестиций от дохода может быть представлена в виде функции: I = e-d*R+ MPI *Y (рис. 11.4).

Основные факторы нестабильности инвестиций: продолжительные сроки службы оборудования; нерегулярность инноваций; изменчивость экономических ожиданий; циклические колебания ВВП.

Перед экономистами встает задача: найти то соотношение сбережений и инвестиций, которое обеспечит не только стабилизацию, но и экономический рост. Представители классической экономической школы считали, что неравенство сбережений и инвестиций является причиной подъемов и спадов в экономическом цикле. Основным фактором, определяющим динамику сбережений и инвестиций, является доход. Рост сбережений со временем приводит к снижению цены кредита, что обеспечивает рост инвестиций. Кейнсианцы исходили из того, что инвестиции меньше сбережений. Точка пересечения кривых сбережения и инвестиций отражает то состояние, к которому стремится доход (рис. 11.5). Основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережений, является величина располагаемого дохода домашних хозяйств. При этом сберегается та часть, которая остается после осуществления всех потребительских расходов. Инвестиции играют важную роль в повышении или понижении дохода до тех пор, пока сбережение не установится на том уровне, при котором инвестиции могут быть поддержаны в течение длительного времени. Таким образом, между инвестициями (сбережениями) и национальным доходом существует прямая зависимость, обусловленная желаниями людей потреблять, сберегать и инвестировать.


Государственные расходы (G) – это государственные закупки товаров и услуг (строительство и содержание школ, дорог, содержание армии и государственного аппарата управления и проч.), зарплата бюджетникам, кредиты ссуды, субсидии. Однако это только та часть расходов, которая включается в бюджет.

Функция государственных расходов имеет следующий вид: G=Ga+g*Y,

где G - уровень государственных расходов, Ga - автономные государственные расходы, g (MPG) - предельная склонность государства к расходам.

Главной статьей государственных доходов являются налоги (более 90 %), поэтому часто доходы бюджета в экономической теории приравнивают к налоговым доходам (T).

Налоговая функция имеет следующий вид: T=t*Y-Ta,

где T – величина налогов, t - предельная налоговая ставка, Ta - автономный налог, t = DT/DY, t = dT/dY.

Сбалансированный бюджет – в котором доходы равны расходам (T=G, BE =T-G=0, где BE - бюджетное равновесие). В случае, когда государственные расходы превышают доходы (налоговые поступления), возникает бюджетный дефицит: BD=T-G<0. В обратном случае возникает бюджетный излишек: BS=T--G>0.

Рост независимых инвестиций вызывает рост дохода, который находится в прямой зависимости от величины мультипликатора. Мультипликатор – это коэффициент, показывающий во сколько раз возрастет доход при данной предельной склонности к потреблению. Он представляет собой величину, обратную разнице между 1 и предельной склонностью к потреблению, т.е. К = =1/ (1-MPC), или предельной склонностью к сбережениям, т.е. К = 1/MPS.

Первоначальное увеличение занятости, вызванное новыми инвестициями, неизбежно приводит к первичному, вторичному, третичному и т.д. росту занятости, потребления и дохода в связи с необходимостью удовлетворения потребностей в товарах и услугах первой необходимости. Новые инвестиции, подобно кругам от брошенного в воду камня, вызывают цепную реакцию в экономике. Y = К*I, где Y -- изменение дохода; I -- первоначальное изменение в инвестициях. Предельная склонность к сбережениям устанавливает предел роста дохода.

Мультипликатор является фактором экономической нестабильности, усиливающим колебания деловой активности, вызванные изменениями в автономных расходах. Поэтому одной из основных задач бюджетно-налоговой политики правительства является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы регулировать эффект мультипликации путем относительного снижения величины предельной склонности к потреблению.

Денежно-кредитная политика

Денежная система каждого государства состоит из следующих элементов: объекты денежной политики (деньги, валюты, денежные агрегаты); денежный рынок; денежно-кредитные учреждения; денежно-кредитная политика.

Деньги -- вид финансовых активов, который может быть использовандля сделок. Деньги являются всеобщим товарным эквивалентом. Наиболее характерная черта денег -- их высокая ликвидность, т.е. способность быстро и с минималь­ными издержками обмениваться на любые другие виды акти­вов. Выделяют четыре основные функции денег: мера стоимости (измерительный инструмент для сделок), сред­ство обращения (посредник в обмене товаров и услуг), средство платежа (выплата зарплаты, пенсий, стипендий, кредиты и др.), средство сбережения или накопления (сохранение и увеличение стоимости).

Количество денег в стране контролируется государством (монетарная политика). На практике эту функцию осуществляет Центральный Банк. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты: М0, М1, М2, М3, L (в порядке убывания степени ликвидности). Состав и количество используемых денежных агрегатов различаются по странам. В США денежные агрегаты представлены следующим образом:

М1 - наличные деньги вне банковской системы, депозиты до востребования, дорожные чеки, прочие чековые депозиты;

М2 = М1 плюс нечековые сберегательные депозиты, срочные вклады (до 100000 долл.), однодневные соглашения об обратном выкупе и др.;

МЗ = М2 плюс срочные вклады свыше 100 тыс. долл., срочные соглашения об обратном выкупе, депозитные сертификаты и др.;

L = МЗ плюс казначейские сберегательные облигации, краткосрочные государственные обязательства, коммерческие бумаги и пр.

В РФ с 1992 г. выделяют агрегаты М0, М1, М2, М3.

В макроэкономическом анализе чаще других используются агрегаты М1 и М2. Иногда выделяется показатель наличности М0 как часть М1, а также показатель "квази-деньги" (QМ) как разность между М2 и М1, т.е. сберегательные и срочные депозиты. «Квази-деньги» входят в состав агрегатов М2, М3, L.

Динамика денежных агрегатов существенно зависит от движения процентной ставки. Так, при росте ставки процента агрегаты М2, МЗ могут опережать М1, поскольку их составляющие приносят доход в виде процента. В последнее время появление в составе М1 новых видов вкладов, приносящих проценты, сглаживает различия в динамике агрегатов, обусловленные движением ставки процента.

Количественная теория денег определяет спрос на деньги с помощью уравнения обмена Фишера:

МV=РУ,

где М -- количество денег в обращении, V - скорость обращения денег, Р -- уровень цен (индекс цен), У -- объем выпуска в реальном выражении (реальный ВНП).

Предполагается, что скорость обращения -- величинапостоянная, т.к. связана с достаточно устойчивой структуройсделок в экономике. Однако с течением времени она может изменять­ся, например в связи с внедрением новых технических средств в банковских учреждениях, ускоряющих систему расчетов.

Согласно классической теории реальный ВВП изменяется медленно (при изменении технологии), поэтому колебания номинального ВВП будут отражать главным образом изменения уровня цен. Изменение количества денег в обращении вызывает лишь колебания номинальных переменных. Это явление получило название "нейтральности денег" и поддерживается современными монетаристами.

По правилу монетаристов, государство должно поддер­живать темп роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП: DМ/М=DУ/У; тогда уровень цен в экономике будет стабилен.

Чтобы элиминировать влияние инфляции, обычно рассмат­ривают реальный спрос на деньги (M/P).

Кейнсианская теория спроса на деньги -- теория предпочте­ния ликвид-ности -- выделяет три мотива,побуждающие людей хранить часть денег в виде наличности:

- трансакционный мотив (потребностьв наличности для текущих сделок, т.е. деньги для покупки товаров и услуг);

- мотив предосторожности (хранение определенной суммы наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем);

- спекулятивный мотив (намерение приберечь некоторый резерв, т.е. спрос на деньги со стороны активов). Спекулятивный спрос на деньги основан на обратной зави­симости между спросом на деньги и ставкой процента.

Обобщая два названных подхода -- классический и кейнсианский -- можно выделить следующие факторы спроса на деньги: уровень дохода; скорость обращения денег; ставка процента.

Классическая теория связывает спрос на деньги главным образом с реальным доходом (У). Кейнсианская теория спроса на деньги считает основным фактором ставку процента (r).

Общий спрос на деньги (MD) определяется как сумма спроса на деньги для сделок (MDсд) и спроса на деньги со стороны активов (MDа).

 
 
 
12.1
Функция общего спроса на деньги (рис. 12.1) показывает, что при любом данном уровне дохода величина спроса будет падать с ростом ставки процента и наоборот, а увеличение уровня дохода отразится сдвигом кривой спроса на деньги MD вправо.

В функции спроса на деньги используется номинальная ставка процента по кредит­ным операциям.Связь номинальной и реальной ставки процента описы­вается уравнением Фишера:

r=R+i;

где R -- реальная ставка процента; r -- номинальная ставка процента;

i -- темп инфляции.

Уравнение показывает, что номинальная ставка процента мо­жет изменяться из-за изменения реальной ставки и темпа инфляции. Причем в случае высокой инфляции спрос на деньги уменьшается, экономические агенты стремятся перевести свои средства в реальные активы, не столь подверженные влиянию инфляции.

Очевидно, что данный подход к спросу на деньги имеет смысл прежде всего для агрегатов М2, МЗ и более широких.

Предложение денег (МS) включает в себя наличность (C) вне банковской системы и банковские депозиты (D), которые экономи­ческие агенты могут использовать для сделок:

МS = С+D.

Банки обла­дают способностью в ходе кредитования увеличивать предложение денег ("создавать безналичные деньги").Предположим, что депозиты банка выросли на 1000. В резерве остается 20 %, то есть 200, а остальные отдаются в ссуду. Норма резервов -- отношение резервов к депозитам -- в данном случае составляет 20 % или 0,2. Таким образом, банк увеличил предложение денег на 800, и теперь оно равно 1800. Вкладчики по-прежнему имеют депозиты на сумму 1000 единиц, но и заемщики держат на руках 800 единиц.

Дополнительное количество денег в банковской системе можно определить следующим образом:

МS = (1/rr)D,

где rr - норма банковских резервов; D - первоначальный вклад (депозит).

Коэффициент 1/rr называется банковским или денежным мультипли-катором.

Денежный мультипликатор (m) - это отношение предложения денег к денежной базе:

т = МS/МВ = (C+D)/(C+R) => MS = mMB,

где МВ -- денежная база, С -- наличность, R – обязательные резервы коммерческих банков.

­Таким образом, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу.

Центральный Банк может контролировать предложение денег прежде всего путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег.

 
Модель денежного рынка соединяет спрос и предложение денег (рис. 12.2). Пусть предложение денег контролируется Центральным Банком и фиксировано на уровне MS = M. При стабильном уровне цен P реальное предложение денег будет фиксированона уровне M/P и представлено вертикальной прямой MS.

Спрос на деньги (кривая MD) рассматривается как убывающая функция ставки процента r для заданного уровня дохода. В точке равновесия Е спрос на деньги равен их предложению.

Если r>rE, то предложение денег превышает спрос на них. При этом экономические агенты обращают денежную наличность в другие виды финансовых активов: акции, облигации, срочные вклады и т.п. Банки в условиях превышения предложения денег над спросом снижают процентные ставки. Равновесие на рынке восстановится. При низкой процентной ставке процессы пойдут в обратном направлении.

Колебания равновесных значений ставки процента и денежной массы также связаны с изменением уровня дохода, предложения денег. Графически это отражается сдвигом, соответственно, кривых спроса и предложения денег.

Так, увеличение уровня дохода (рис. 12.3), повышает спрос на деньги (сдвиг вправо кривой спроса на деньги MD) и ставку процента (от r1 до r2). Сокра­щение предложения денег также ведет к росту процентной ставки (рис. 12.4).

В денежную систему каждого государства входят различные денежно-кредитные учреждения

Рис. 4.3. Рента потребителя
: различные виды банков, специализированные организации, обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений (клиринговые центры, фирмы по аудиту, дилерские фирмы по работе с ценными бумагами и т.д.)

Виды банков можно рассматривать по различным критериям классификации, основной из которых – функциональное назначение. По нему банки делятся на эмиссионные (ЦБ), коммерческие и специализированные.

Денежно-кредитная политика – это целенаправленные действия государства (Центрального банка) по регулированию количества денег в обращении. При меньшей денежной массе сокращается совокупный спрос, за счет этого уменьшается инфляция спроса, но одновременно снижаются инвестиции в реальный сектор экономики, а это приводит к снижению темпов роста производства. Наоборот, при увеличении денежной массы возрастает спрос практически на все виды товаров и услуг, что при их недостатке ведет к появлению и развитию инфляционного спроса. Однако рост спроса ведет к увеличению предложения за счет расширения производства.

Для регулирования количества денег в обращении используются в основном три инструмента: ставка рефинансирования ЦБ (официальный учетный процент), нормы обязательных резервов банка, скупка-продажа ЦБ государственных ценных бумаг.

Повышение ставки рефинансирования, норм обязательных резервов коммерческих банков и увеличение продажи государственных ценных бумаг ведет к сжатию денежной массы (политика дорогих денег). При снижении ставки рефинансирования, норм обязательных резервов и увеличении скупки государственных ценных бумаг происходит расширение денежной массы(политика дешевых денег).

Основными направлениями денежно-кредитной политики являются:

¾ регулирование денежной массы с целью стимулирования экономического роста;

¾ сглаживание колебаний экономической конъюктуры на макроуровне;

¾ корректировка цен, занятости;

¾ обеспечение бесперебойного функционирования платежно-расчетной системы.

Фискальная политика

Фискальная политика представляет собой воздействие на экономическую конъюктуру с целью ее стабилизации посредством манипуляции государственным бюджетом, т.е. с помощью увеличения или уменьшения доходов (расходов) государственного бюджета, при этом эти манипуляции бюджетом не сопровождаются изменением количества денег в обращении. Меры фискальной политики определяются поставленной целью (борьба с инфляцией, сглаживание циклических колебаний экономики). Фискальную политику также называют бюджетно-налоговой.

Бюджетно-налоговая политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленная на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочный период имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинацию мер. В долгосрочном периоде это может привести к росту экономического потенциала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) обеспечивает ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса, в долгосрочном периоде могут привести к стагфляции.

Большой объем расходов позволяет государству воздействовать на весь совокупный спрос (AD=C+I+G+Xn).

На совокупный спрос правительство воздействует также через налоги: чем выше их ставки, тем ниже размер располагаемых доходов в виде потребительского спроса домашних хозяйств и инвестиционного спроса предприятий.

В краткосрочном периоде меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов и налогов.

Мультипликатор госрасходов: mg = Y/G = 1 / (1-MPC).

Он показывает, что при увеличении госрасходов равновесный объем производства возрастет на величину: Y = G * mg.

Мультипликационный процесс начинается, когда расходы возрастают и увеличивают доход на ту же величину, что в свою очередь дает прирост потребления. Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доходы, что вновь приводит к росту потребления.

С учетом налогов mg = 1 / (1- MPC * (1-t)), где t - предельная ставка налогообложения.

Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода оказывает снижение налогов. Если налоговые отчисления снижаются, располагаемый доход возрастает, потребительские расходы увеличиваются, возрастает равновесный объем производства.

Мультипликатор налогов: mt = Y/T = MPC / (1-MPC).

С учетом налогов: mt = - MPC / (1-MPC * (1-t)).

Функция потребления после уплаты налогов CT= MPC *(Y-T) + a.

Функция сбережения после уплаты налогов ST= (1- MPC)*(Y-T) - a.

Суммарное изменение дохода в результате одновременного изменения величин госрасходов и автономных налогов:

Y = G * 1 / (1- MPC * (1-t)) - T * MPC / (1-MPC * (1-t)).

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величины госрасходов, налогов и сальдо госбюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции.

Недискреционная фискальная политика (политика автоматических, встроенных стабилизаторов) – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода (автоматические стабилизаторы – прогрессивная система налогообложения, гострансферты, система участия в прибылях).

Социальная политика

Социальная политика представляет собой единство трех составляющих: политика занятости, регулирование личных доходов граждан, социальная защита населения.

Политика занятости реализуется, опираясь на функционирование рынка труда. Рынок труда имеет сложную структуру. Выделяются различные сегменты рынка труда по профессиям, специальностям и уровню квалификации. В основе сегментации рынка труда лежит общественное разделение труда. Переход из одного сегмента рынка в другой затруднен, поскольку связан с дополнительными затратами времени, сил, здоровья, денег при приобретении новой профессии или специальности.

В каждой стране формируется и существует своя специфическая модель рынка труда на основе принятого законодательства, а также под влиянием исторических, национальных, религиозных традиций. Например, в США рынок

труда очень мобилен. Ежегодно около 10 % работающих добровольно меняют место работы. Имеет место активное территориальное перемещение работников.

В России рынок труда стал складываться в начале 90-х годов ХХ века. Работники переводились на неполный рабочий день, на другие должности, отправлялись в административный отпуск. Работодатели не спешили их увольнять. В результате возникла огромная скрытая безработица. Работники числились на работе, но работой не обеспечивались. Явная безработица была незначительной и росла медленно.

Причины такого положения связаны с особенностями плановой экономики, а также с первыми рыночными преобразованиями в стране. В 2001 году впервые за 10 лет произошло уменьшение числа безработных на 700 тысяч человек.

Во всех странах в настоящее время проводится политика занятости, направленная, во-первых, на уменьшение числа безработных, во-вторых, на оказание материальной помощи безработным.

Разрабатываются программы занятости, согласно которым к временной работе привлекаются отдельные группы безработного населения. Имея сокращенную рабочую неделю, они осваивают профессии, получают полную зарплату (частично платят работодатели, частично государство) и имеют возможность искать постоянную работу. Широко используются гибкие формы занятости: предоставление временной работы, работы на дому, установление гибкого графика работы, неполного режима рабочего времени, а также поддержка мелкого бизнеса. Все эти формы предусматривают определенные конкретные преимущества как для предпринимателей, так и для наемных работников и очень перспективны при развитии рыночных отношений.

Работает система службы занятости. Основные функции службы занятости на местах: регистрация безработных, учет их уровня квалификации и пожеланий, формирование базы данных по информации о безработных; выплата пособий по безработице; направление безработных на переобучение и выплата стипендий; получение информации о вакансиях, имеющихся у работодателей, формирование базы данных по вакантным рабочим местам; анализ имеющейся информации о вакантных рабочих местах и свободных рабочих руках, прогноз дальнейшей ситуации на рынке труда; участие в разработке программ занятости, рекомендаций по проведению политики на рынке труда.

Развитие рыночных отношений в экономике и формирование рынка труда в России привело к снижению жизненного уровня значительной части населения, к большой дифференциации в размерах доходов, а также к необходимости проведения преобразований в социальной сфере.

Доходы – это суммы денег, заработанных и полученных населением в течение определенного времени, обычно в течение года. Виды доходов населения в условиях рыночных отношений: доходы за выполнение трудовых обязанностей, доходы с капитала, доходы от продажи результатов труда, рисковые доходы, социальные трансферты, передаваемые доходы. Доля заработной платы в совокупном национальном доходе в США выше, чем в России, что можно объяснить более низкой стоимостью труда в России. Реальные доходы зависят от динамики цен на потребительские товары и услуги.

Степень неравенства доходов можно проиллюстрировать с помощью кривой Лоренца (рис. 12.5). Кривая строится на основе фактических данных. Население делится на пять групп по размерам получаемых доходов: бедное, малообеспеченное, население со средними доходами, высокодоходное, богатое.

Чем более развита страна, тем больше удельный вес населения со средним уровнем доходов.

Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Количественно степень неравенства доходов отражает коэффициент Джини.

.

В России в начале XXI века Kдж= 0,4.

Чем больше этот коэффициент, тем больше разрыв между биссектрисой и кривой, тем больше степень неравенства в получаемых доходах. Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в разные периоды времени, в различных странах или между различными группами населения.

Причины неравенства доходов, выделяемые в литературе: различия в способностях, в образовании и обучении, в профессиональных вкусах, в умении рисковать, во владении собственностью, а также в удаче, наличии связей и т.д. В России наряду с ними действуют и специфические факторы углубления неравенства: неоправданно низкая цена труда на начальном этапе рыночных реформ, неотрегулированность правового поля реформ, позволяющие относительно небольшой группе россиян присваивать большие теневые доходы.

В современных условиях административные методы регулирования доходов заменяются системой рыночных подходов. Наряду с политикой доходов социальная политика включает в себя систему социальной защиты, которая предполагает получение уязвимыми слоями населения социальных трансфертов (все виды пенсий, пособий, стипендии учащимся, компенсационные выплаты и т.д.) и механизма государственного и частного вспомоществования (социальные трансферты в натуральной форме: услуги в области образования, культуры, здравоохранения и т.д.) В России проводиться реформа оплаты услуг коммунальных служб. При этом увязываются размеры этих платежей с величиной получаемых доходов. Выплата детского пособия зависит от величины дохода семьи, имеющей ребенка. Проводится пенсионная реформа, предполагающая переход на накопительную систему пенсионного обеспечения. Помимо социальной пенсии (по минимуму), получаемой всеми пенсионерами, работающие граждане сами формируют размер своей будущей пенсии, перечисляя часть своей зарплаты по определенной схеме на социальные счета. Функционируют негосударственные пенсионные фонды.

Социальная политика государства направлена на решение следующих задач:

¾ стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности, рост среднего слоя населения;

¾ создание оптимального уровня занятости в стране;

¾ сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных;

¾ поддержание стабильного уровня реальных доходов населения с последующим их ростом;

¾ развитие отраслей социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры и т.д.;

¾ дальнейшее укрепление системы социальной защиты населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: