Среди большого многообразия рыночных структур особое место принадлежит конкуренции и монополии как полярным формам рыночной конкуренции

КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР ПО НЕКОТОРЫМ КРИТЕРИЯМ

Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможностью входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

 
 


Схема 4.3. Классификация рыночных структур.

В упорядоченном виде по количеству продавцов – покупателей данные виды рыночных структур представлены в следующей таблице:

ПРОДАВЦЫ ПОКУПАТЕЛИ МНОГО НЕСКОЛЬКО ОДИН
МНОГО СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ОЛИГОПОЛИЯ МОНОПОЛИЯ
НЕСКОЛЬКО ОЛИГОПСОНИЯ ДВУСТОРОННЯЯ ОЛИГОПОЛИЯ ОГРАНИЧЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
ОДИН МОНОПСОНИЯ ОГРАНИЧЕННАЯ МОНОПСОНИЯ ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ

Таблица 4.1. Виды рыночных структур.

Следует пояснить, прежде всего, что понятие «много» означает в данном контексте такое количество экономических агентов, при котором исключается воздействие на общую рыночную ситуацию отдельно взятого покупателя или продавца. В отличие от этого термин «несколько» означает, что каждый экономический агент своими решениями затрагивает интересы других агентов и вправе ожидать их ответной реакции. Следовательно, он предпринимает какие-то шаги, лишь взвесив последствия возможных ответных действий своих контрагентов.

Приведенная выше таблица в неявном виде предполагает однородность выпускаемой фирмами продукции. Поэтому она не исчерпывает всех возможных видов рыночных структур. Например, в ней отсутствует рынок монополистической конкуренции, который предполагает наличие определенной дифференциации выпускаемой продукции.

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Именно она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, а также уравновешивающей рыночные цены. Конкуренция выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

Конкуренция может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: