КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР ПО НЕКОТОРЫМ КРИТЕРИЯМ
Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможностью входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.
Схема 4.3. Классификация рыночных структур.
В упорядоченном виде по количеству продавцов – покупателей данные виды рыночных структур представлены в следующей таблице:
ПРОДАВЦЫ ПОКУПАТЕЛИ | МНОГО | НЕСКОЛЬКО | ОДИН |
МНОГО | СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ | ОЛИГОПОЛИЯ | МОНОПОЛИЯ |
НЕСКОЛЬКО | ОЛИГОПСОНИЯ | ДВУСТОРОННЯЯ ОЛИГОПОЛИЯ | ОГРАНИЧЕННАЯ МОНОПОЛИЯ |
ОДИН | МОНОПСОНИЯ | ОГРАНИЧЕННАЯ МОНОПСОНИЯ | ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ |
Таблица 4.1. Виды рыночных структур.
Следует пояснить, прежде всего, что понятие «много» означает в данном контексте такое количество экономических агентов, при котором исключается воздействие на общую рыночную ситуацию отдельно взятого покупателя или продавца. В отличие от этого термин «несколько» означает, что каждый экономический агент своими решениями затрагивает интересы других агентов и вправе ожидать их ответной реакции. Следовательно, он предпринимает какие-то шаги, лишь взвесив последствия возможных ответных действий своих контрагентов.
|
|
Приведенная выше таблица в неявном виде предполагает однородность выпускаемой фирмами продукции. Поэтому она не исчерпывает всех возможных видов рыночных структур. Например, в ней отсутствует рынок монополистической конкуренции, который предполагает наличие определенной дифференциации выпускаемой продукции.
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Именно она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, а также уравновешивающей рыночные цены. Конкуренция выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Конкуренция может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).