При графическом анализе предложения также прослеживается различное воздействие на него цены и других неценовых факторов: цена оказывает влияние на изменение объема предложения, выражающееся в движении по кривой S (из точки в точку А, В, С ), а остальные факторы изменяют собственно предложение, смещая кривую S.
P S1 S
S2
Q
График 6.5. Смещение кривой предложения в результате влияния неценовых факторов.
Рассмотрим воздействие на предложение неценовых факторов.
– Цены на другие товары. Они могут сместить кривую предложения в ту или иную сторону. Так, фирма может сократить производство одного товара, если повышается цена на другой, который она также производит.
– Цены на ресурсы. Их снижение уменьшает издержки производства и увеличивает предложение, т.е. может переместить кривую предложения вниз и вправо. Повышение цен на ресурсы оказывает обратное воздействие.
– Технология. Ее совершенствование снижает цены на ресурсы и оказывает такое же влияние, как и при изменении цен на ресурсы.
– Налоги и дотации. Повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Кривая перемещается вверх и влево, и наоборот.
– Число продавцов.