Когда два товара являются субститутами по отношению друг к другу, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (рост цен на кофе увеличивает спрос на чай).
Q
С
Основополагающими категориями рынка выступают спрос и предложение, приводящие в движение механизм рынка. Они определяют количество производимых товаров, а также цену, по которой они продаются.
Итак, под спросом понимается принципиальное желание и возможность потребителя приобрести какой-либо товар при любом из всех возможных уровней цен в течение определенного промежутка времени.
Следует различать спрос и объем спроса, который представляет собой количество или объем товара, которое потребитель желает и может приобрести при каждом из всех возможных уровней цен в течение определенного промежутка времени.
Таким образом, на спрос оказывают влияние многие факторы, главным из которых является цена. Влияние цены на величину спроса отражает закон спроса, который показывает, что между ценой и объемом спроса существует обратная связь.
|
|
Закон спроса выражается с помощью функции спроса:
Q Dx = f ( P x; P x1; …; P xn; I; S; E; N; P ), где
Q Dx – объем спроса (от англ. – quantity of demand) на товар х;
P x – цена (от англ. – price) товара х;
Следует отметить, что все прочие кроме цены товара х факторы, влияющие на спрос, принято называть неценовыми факторами спроса:
P x1; …; P xn – цены на сопряженные товары: товары субституты (от англ. substitute goods) товара х и товары комплементарные товару х (от англ. complementary goods);
I – денежные доходы покупателей (от англ. – income);
S – вкусы и предпочтения потребителей (от англ. – style);
E – ожидания потребителей (от англ. – expectation);
N – общее число покупателей (от англ. – number);
P – накопленное имущество людей (от англ. – property).
Среди перечисленных факторов, влияющих на величину спроса, наиболее значительными являются цены и доходы. Кроме предложенного набора факторов применяются и другие классификации, однако определяющим фактором всегда выступает цена товара, а значит, функция спроса может быть преобразована и примет следующий вид: Q Dx = f ( P x).
P
А
В
D
График 6.1. Кривая спроса.
Графически изменение объема спроса выражается в «движении по кривой спроса», когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены (из точки в точку А, В, С ).
Нужно различать «движение по кривой спроса» и «движение самой кривой», возникающее в результате действия неценовых факторов спроса. В этом случае говорят об «изменении спроса».
P
D2
D
D1
Q
График 6.2. Смещение кривой спроса в результате влияния неценовых факторов.
Рассмотрим более подробно влияние неценовых факторов на изменение спроса.
|
|
– Цены на сопряженные товары.
Товары обычно объединяют в две группы: заменяющие (субституты) и дополняющие (комплементарные). Они по-разному влияют на спрос.
В отличие от товаров‑субститутов комплементарные товары сопутствуют один другому в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Это означает, что для таких товаров, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь (покупка фотоаппарата повлечет покупку пленки).
– Денежные доходы покупателей влияют сложнее.