Налоговая система в каждой стране с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой - является главным орудием ее экономической политики.
Налоги - это система обязательных платежей предприятий и населения, которые являются одним из источников доходов государственного бюджета.
Налоговая система включает:
а) субъекты налогообложения (физическое и юридическое лица);
б) объекты налогообложения (прибыль, оплата труда, стоимость имущества, доход от реализации, стоимость транспортных средств, количество земли и т.п.);
в) налоговые ставки (величины налоговых изъятий на единицу налогообложения);
г) единицы налогообложения (единицы измерения объекта налогообложения (тысяч гривен, гектар и т.п.);
д) налоговые льготы и систему налоговых органов.
Система налоговых органов определена в законодательном порядке и включает:
— Главную государственную налоговую администрацию Украины;
— государственные налоговые администрации в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе;
— государственные налоговые инспекции в районах, городах, городских районах;
— налоговую милицию Украины.
Налоги выполняют фискальную, социальную, регулировочную функции.
Суть фискальной функции налогов заключается в том, что она обеспечивает финансирование государственных расходов, то есть содействует накоплению финансовых ресурсов.
Она реализуется через фискальную политику — меры правительства, направленные на решение важных макроэкономических задач государства путем изменения уровня налогообложения и государственных расходов.
Различают два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.
Стимулирующая политика направляется на поддержание высоких темпов экономического роста, обеспечение высокого уровня жизни граждан. При ее осуществлении правительство уменьшает налоги.
Сдерживающая политика проводится с целью снижения уровня инфляции, сокращения объемов производства. С этой целью правительство повышает налоги, то есть сдерживает инвестиции.
Суть социальной функции налогов состоит в поддерживании социального равновесия через уменьшение расхождений в реальных доходах отдельных социальных групп населения. Реализация этой функции достигается путем уменьшения налога на доходы физических и юридических лиц и увеличения выплат из государственного бюджета.
Суть регулировочной функции заключается в том, что с помощью налогов можно влиять на экономическую конъюнктуру, структуру экономики, инновационно-инвестиционную деятельность, внешнеэкономические связи и т.п.
В Украине еще не создана эффективная система налогообложения, которая отвечает современным рыночным отношениям. Здесь действует очень сложный механизм взыскания разных видов налогов, который характеризуется нестабильностью, непрозрачностью и неровностью по отношению к плательщикам налогов.
Для налоговой системы Украины характерно преобладание косвенных налогов, в отличие от стран с рыночной экономикой, где главная часть приходится на прямые налоги.
Налоги делятся на государственные и местные - они формируют государственный и местный бюджеты, прямые и косвенные. Прямые налоги взыскиваются непосредственно из физических и юридических лиц, а косвенные — устанавливаются на товары и услуги и платятся покупателем товара.
Налоговая система в Украине основывается на двух основных налогах — на добавленную стоимость и на прибыль предприятий.
Значение подоходного налога граждан и акцизов является менее весомым.
Государственное вмешательство в экономику страны осуществляется через механизм перераспределения внутреннего валового продукта и бюджетную систему.
Государственное регулирование осуществляется с помощью налогов, сборов и платежей по многим каналам; налоговых льгот, налоговых освобождений и изъятий; административных взысканий за нарушения налогового законодательства.
Для увеличения поступлений в государственный бюджет может проводиться политика увеличения налоговых ставок, изменения базы налогообложения таким образом, чтобы увеличивались налоговые платежи; расширение объектов налогообложения (введение новых налогов); повышение штрафных санкций за нарушения налоговой дисциплины и т.п.
Однако повышение налогов имеет свои границы. При чрезмерном налогообложении часть экономики переходит на нелегальное положение, которое приводит к уменьшению налоговых поступлений.
Налоговое регулирование предусматривает предоставление субъектам хозяйствования определенных налоговых льгот. В Украине в льготном режиме работает большое количество товаропроизводителей. Типичными государственными льготами являются:
Субъектам хозяйствования предоставляются налоговые льготы:
а) необлагаемый минимум заработной платы;
б) капитальные скидки — уменьшение ставки налога на прибыль, которая используется на инвестиционные цели;
в) ускоренная амортизация — фактическое уменьшение объекта налогообложения;
г) налоговый кредит;
д) освобождение от уплаты НДС, ввозной пошлины.
Оценка действующей модели налоговой системы Украины свидетельствует о необходимости ее реформирования и усовершенствования, поскольку она не создает услови й для организации эффективного общественного производства.
Налоговая реформа в Украине осуществляется в таких направлениях:
- законодательная отмена льгот и расширения базы налогообложения;
снижение ставок налога на добавленную стоимость, прибыль и доходы граждан;
- налоговое стимулирование инновационно-инвестиционной деятельности, малого предпринимательства, экспорта высокотехнологичной продукции;
- оптимизация налогов на оплату труда.
С целью создания правового поля усовершенствования налоговой системы несколько лет тому был подготовлен проект Налогового кодекса Украины, который не принят и ныне.