Государственное регулирование развития промышленного производства

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что внешнее финансирование бюджетного дефицита является менее инфляционным, чем монетаризация, поскольку внешние займы содействуют расширению импорта, активизируют предложение товаров на внутреннем рынке.

Итак, привлечение средств иностранных источников для финансирования государственного дефицита может быть эффективным при условиях: организации концессионного финансирования; дефицита капитала на внутреннем рынке при высокой внутренней норме прибыли; незначительных первичных размеров внешнего долга; благоприятных перспектив расширения рынка и нормального торгового баланса.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

Цена - важный инструмент регулирования экономики.

Цены влияют на макроэкономические показатели - реальный ВВП, ВНП, инфляцию, уровень благосостояния населения.

Это предопределяет необходимость их государственного регулирования с целью обеспечения оптимизации.

Мировая практика хозяйствования удостоверяет, что государственное регулирование цен существует во всех странах.

В условиях экономического кризиса государство усиливает свое влияние на ценовую политику, и регулирование цен осуществляется преимущественно административными методами, применением фиксированных цен.

На стадиях выхода из кризиса, экономического стагнации и развития экономики государство проводит политику ценовой либерализации, постепенно ослабляя свое влияние на цены.

В условиях плановой экономики цена была негибкой, что приводило к постоянному дефициту или излишку тех или других групп товаров (работ, услуг), потере доходов при выпуске конкурентоспособных видов продукции.

В условиях рынка цена является гибкой, формируется в основном путем взаимодействия спроса и предложения и устанавливается потребителем.

В Украине действуют три основных вида цен: государственные фиксированные, регулированные и свободные (рыночные).

1. Фиксированные ценыустанавливаются на ресурсы производителей, которые занимают монопольное положение на рынке: энергию, топливо, услуги связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта.

Эти цены устанавливаются на разных уровнях управления (государственном, региональному) и не могут увеличиваться свыше установленных предельных значений.

Перечень продукции (работ, услуг), на которую установленные фиксированные цены, очень незначительный и при переходе к рынку в условиях сбалансирования спроса и предложения будет уменьшаться.

2. Регулированные цены устанавливаются на товары и услуги, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень цен, имеют решающее социальное значение.

Регулирование цен осуществляется путем установления предельных уровней цен, торговых наценок; предельных нормативов рентабельности к себестоимости продукции.

3. Свободные ценырегулируются договором между производителем и оптовым покупателем.

Они занимают все более большую долю в общем количестве цен. В Украине происходит широкая либерализация цен, то есть вывод их из-под государственного контроля.

Государственное регулирование цен и тарифов в Украине осуществляется согласно Закону Украины " О ценах и ценообразовании" (1990) и внесенных в него изменений.

В ценообразовании действует принцип экономического равновесия. Если при данной цене товара нужно больше, чем могут поставить производители, то цена увеличивается. Если существует избыточное предложение, то цены начинают падать.

В Украине государственное регулирование цен и тарифов осуществляется согласно Законам Украины " О ценах и ценообразовании" (1990), " О защите экономической конкуренции" (2001), постановлений КМ Украины и других нормативно-правовых актов.

Одна из самых важных задач экономической политики - это предотвращение разрушительного влияния цен на экономику. С этой целью устанавливаются фиксированные цены на наиболее необходимые виды товаров и услуг, дотируются производители этой продукции.

На нынешнем этапе хозяйствования особенно актуальными являются мероприятия по повышению жизненного уровня населения, поэтому государственная поддержка, в первую очередь, низкоокооплачиваемых и малообеспеченных граждан осуществляется путем введения компенсации потерь в связи с повышением цен и тарифов, индексации доходов граждан, предоставления субсидий.

Государство обеспечивает доступ к товарам и услугам первой необходимости всем слоям населением независимо от уровня доходов. С этой целью проводится политика высоких и низких цен.

Высокие цены устанавливаются под влиянием повышенных косвенных налогов, и, в первую очередь, акцизного сбора на товары "роскоши" - ювелирные изделия, одежда с натурального меха и т.п.; на товары "порока" - алкогольная, табачная продукция и т.п.

Низкие цены формируются под влиянием льгот или освобождение от налогообложения, ограничение прибыльности, торговых наценок, предельных цен на товары первой необходимости - социальные виды хлеба, молочная продукция, лекарство и т.п.

Государственное регулирование цен и тарифов обеспечивает защиту внутреннего рынка и производителя от влияния внешней конкуренции.

Разные расходы на производство продукции, особенности и отличия в налогообложении приводят к тому, что цены в каждой стране на один и тот же товар - разные. Поэтому, если внутренние цены являются более высокими чем мировые, то выгодным является ввоз товаров иностранного производства.

Если же внутренние цены являются низшими, чем мировые, то выгодным является вывоз товаров отечественного производства.

Засилие внутреннего рынка товарами иностранного производства приводит к спаду производства, росту безработицы, социального напряжения в обществе.

С целью предотвращения такого явления государство должно осуществлять таможенное регулирование:

Государство проводит таможенное регулирование:

а) При потребности увеличения импорта (при условии дефицита определенных видов товаров и невозможности их оперативного производства) государство уменьшает или отменяет ввозную пошлину.

б) Если возникает необходимость сдержать экспорт отечественной продукции, государство прибегает к нетарифным методам и ограничивает вывоз с помощью квотирования, лицензирование, а также вводит экспортную пошлину.

Государственное регулирование цен также направлено на создание благоприятной среды для конкуренции и сдерживания монополизма, а также защиты от недобросовестной конкуренции.

Производители монополисты, как правило, занимают господствующее положение на рынке, диктуют свои правила и условия, формируют свою ценовую политику и тем самым создают невозможные условия для мелких производителей и потребителей. Государство путем установления фиксированных или предельных уровней цен, декларирование изменения цен, контроля по объему выпуска сдерживает монополизм и содействует конкуренции.

Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется в следующих формах:

Использование конкретных средств ценового регулирования зависит от состояния экономики страны, конкурентоспособности продукции, развития международного сотрудничества.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

1. Государственное регулирования развития промышленного производства

2. Показатели промышленного производства

3. Определение потребности народного хозяйства в промышленной продукции

4. Государственное регулирование качества и конкурентоспособности продукции

Промышленное производство — одно из главнейших звеньев национальной экономики, которое обеспечивает жизненные интересы страны, ее экономическую безопасность, социальный и культурный уровень жизни народа.

В промышленном производстве Украины создается около 50 % ВВП. В областях промышленности занято около 30 % нанимаемых работников. На них приходится свыше 37 % основных производственных фондов.

Промышленность является активным агентом внешней торговли Украины. Доля валового выпуска промышленной продукции в экспортно-импортном обороте страны равняется почти 80 %, благодаря чему страна получает около 2/3 валютных поступлений. Стратегическое развитие Украины в значительной мере зависит от места ее промышленного комплекса в системе международного разделения труда.

Структура промышленности Украины сформировалась под влиянием естественных и экономико-организационных предпосылок развития производительных сил.

Промышленность включает около 20 отраслей (подотраслей):

— электроэнергетика;

— нефтедобывающая;

— газовая;

— угольная;

- добывающая

- торфяная;

- черная металлургия;

- химическая и нефтехимическая;

- цветная металлургия;

- машиностроительная и металлообрабатывающая;

лесная, деревообрабатывающая

-целюлозно-бумажная;

- промышленность строительных материалов;

- стеклянная и фарфоро-фаянсовая;

- легкая;

— пищевая; •

— мукомельно-крупяная;

— комбикормовая;

— микробиологическая;

— полиграфическая и т.п.

При характеристике промышленности выделяют наукоемкие, высокотехнологические отрасли, которые определяют научно-техническое развитие страны; материало-, енерго и трудоемкие отрасли.

Объектами государственного регулирования промышленного производства являются межотраслевые народнохозяйственные комплексы.

Каждый из которых содержит ряд отраслей технологически, экономически и организационно связанных между собой.

Межотраслевой народнохозяйственный комплекс — это единая хозяйственная система, которая включает в себя группу взаимосвязанных отраслей и обеспечивает нужды народного хозяйства в определенных видах конечной продукции (услуг).

В состав комплексов промышленного производства принадлежат: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, комплекс строительных материалов.

Часть областей промышленности являются составными АПК, транспортного и инвестиционного комплексов и комплекса социального развития.

Субъектами государственного регулирования промышленного производства выступают: Министерство промышленной политики, Министерство топлива и энергетики, ряд государственных комитетов Украины — по энергосбережению, стандартизации, метрологии и сертификации.

Государственное регулирование промышленного производства осуществляют Министерство экономики Украины, в составе которого функционируют департаменты: развития базовых областей промышленности и производственной инфракструктуры; реализации социальной политики; развития АПК.

За последний период существенного улучшения состояния промышленного производства не состоялось. Среди факторов, которые сдерживают процессы стабилизации производства, самым важным является неудовлетворительное состояние промышленных предприятий, которое приводит к потере оборотных фондов, повышает задолженность предприятий, суживает внутренний рынок промышленной продукции, служит причиной спада инвестиционной активности. Развитие промышленности Украины происходит хаотически, без соблюдения государственных приоритетов, отсутствия продуманной государственной промышленной политики.

Статистические данные свидетельствуют о том, что структурные деформации стали еще более острыми. Вместо уменьшения, как того требует структурная перестройка, продолжает усиливаться топливно-энергетическая та материально-сырьевая ориентация промышленного производства, хотя здесь существенное влияние имели ценовые факторы.

В начале 90-х лет из-за несоответствия цен доля базовых областей составляла около 26 %, что практически равнялось аналогичной доле в отраслевой структуре развитых стран. Перерасчет объемов выпуска базовыми областями по мировым ценам показал, что она в 1990 г. составила 44- 45 %, что свидетельствует о наличии в Украине неэффективной отраслевой структуры.

Доля металлургического комплекса в 2005 г. составляла около 27 % от общего объема промышленного производства, которое в 5— 6 раз больше, чем в развитых странах. В то же время области машиностроения и металлообработки, которые характеризуют наиболее прогрессивную технологическую структуру производства, имеют стойкую тенденцию к уменьшению — с 30,7 % в 1990 г. до 12,7 % в 2005 г.

В наиболее плохом состоянии оказался сектор производства товаров народного потребления — легкой и пищевой промышленности — спад производства составил около 2-х раз.

Падение объемов промышленного производства состоялось из-за потери рынков и недостаточного внимания властных структур к отечественному производителю, из-за потери государством административных и экономических рычагов влияния.

Из-за общего упадка производства и недостатка инвестиционных ресурсов приобрело катастрофический размер физическое срабатывание и моральное старение промышленно-производственных фондов.

Особенно больших размеров приобрело старение фондов в химической и нефтехимической промышленности (70,5%), черной металлургии (67,2%), пищевой промышленности (59%).

Государственное регулирование промышленного производства проявляется в государственной промышленной политике.

Государственная промышленная политика — это целостная система мер, инвестиционно - структурных преобразований, которые осуществляются с помощью определенных механизмов, направленных на решение стратегических и тактических задач развития страны, — рост промышленного производства и отдельных областей, повышение конкурентоспособности отечественных промышленных товаров.

Государственная промышленная политика — это система мер инвестиционно - структурных преобразований, которые осуществляются с помощью определенных механизмов, направленных на решение стратегических и тактических задач развития страны.

Реализация промышленной политики может достигаться путем:

— стимулирование предприятий к возрождению промышленного производства из-за оптимизации форм собственности, содействия появлению эффективного собственника;

— предоставления государственной поддержки приоритетным направлениям промышленного развития — потенциально прибыльным отраслям (наукоемкие и высокотехнологические производства);

— внедрение новых технологий, стимулирование к инновациям;

— стимулирование к уменьшению расходов, прежде всего енерго- и материалоемкости;

— повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта отечественной промышленной продукции

Осуществление этих стратегических задач требует комплексного реформирования экономики на макро- и на микроструктурному уровнях.

Мировой опыт свидетельствует, что в зависимости от ситуации в промышленности и экономике в целом промышленная политика может осуществляться по таким вариантам:

1. Ориентация на экспорт путем поддержки областей промышленного производства, сориентированных на мировые рынки.

2. Ориентация на импортозамещение путем поддержки производств, которые способны вытеснить иностранных конкурентов и их продукцию.

3. Ориентация на содействие отраслям, которые производят продукцию, пользующуюся спросом.

В зависимости от назначения предприятий, отраслей и форм собственности государственное регулирование промышленного производства осуществляются в виде прямого государственного управления объектами и регулирование предпринимательской деятельности в сфере производства промышленной продукции.

Прямое управление промышленным производством предусматривает:

1) управление объектами, которые находятся в сфере государственного предпринимательства (собственности),

2) управление монопольными производствами;

3) индикативное планирование,

4) контроль и распределение государством промышленной продукции, которая производится на предприятиях государственного подчинения.

В процессе формирования индикативного плана государственные органы управления определяют направления экономического развития топливно-энергетического, машиностроительного, химико лесного комплексов и других областей промышленности; осуществляют прогноз необходимых объемов промышленной продукции; формируют государственный заказ (контракт). Ориентированные объемы производства, в том числе государственные заказы, направляют как ориентиры для предприятий всех форм собственности для дальнейшего учета при составлении производственных планов предприятий.

Индикативный план экономического и социального развития содержит сведения об объемах производства промышленной продукции, производство товаров народного потребления и самых важных видов продукции, которая контролируется государством.

Индикативный план предусматривает производство и поставку продукции согласно государственным нуждам, которые обеспечиваются государственным контрактом и государственным заказом.

Система государственных заказов (контрактов) удовлетворяет нужды государства в производстве продукции производственно-технического назначения, товарах народного потребления, а также обеспечивает государственную поддержку самых важных областей народного хозяйства и выполнения межгосударственных соглашений.

К средствам государственного регулирования предпринимательской деятельности в промышленном производстве принадлежат:

1) лицензирование некоторых видов промышленных работ;

2) комплекс антимонопольных мер;

3) привлечение промышленных предприятий к выполнению государственных и региональных целевых комплексных программ;

4) регулирование цен на некоторые виды промышленной продукции;

5) применение системы налоговых льгот;

6) использование политики ускореной амортизации;

7) государственные стандарты качества промышленной продукции и экспертиза качества товаров, их соответствие международным стандартам;

8) контроль за обеспечением экологичности промышленного производства.

Важным направлением государственного регулирования предпринимательства в промышленности является разработка и реализация программ государственной поддержки предпринимательства, особенно малого и среднего. Программа государственной поддержки предпринимательства в Украине предусматривает внедрение льготного налогообложения предприятий малого бизнеса, льготного кредитования промышленных предприятий приоритетных направлений и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: