Методы и формы государственного регулирования

Государственное регулирование экономики — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера ста­билизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и ре­шает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и т.п.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику. Выделя­ют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредит­ную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики— норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учет­ная ставка, операции Центрального банка с государственными обли­гациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют госу­дарству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и заня­тость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономическо­го роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, по­могающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального до­хода передается от относительно богатых к относительно бедным

слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

Экономические методы государственного регулирования не ог­раничивают свободу предпринимательского выбора. Например, сни­жение налогов на бизнес или понижение учетной ставки являются ме­тодами, направленными на рост производства и усиление инвести­ционной активности предприятий. Предприниматели увеличивают инвестиции и объем производства не потому, что у них нет иного вы­хода. Они полностью свободны в выборе производственной програм­мы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учет­ной ставки делает рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Экономические методы регулирования адекватны природе рын­ка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и че­рез нее — косвенно на производителей и потребителей товаров и ус­луг. Так, увеличение трасфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что в свою оче­редь способствует повышению цен и заставляет товаропроизводите­лей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

Важное место в воздействии государства на экономические про­цессы занимает государственное предпринимательство. Сущность дан­ного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства до­статочна широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это — энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. от­расли, менее привлекательные для частного предпринимательства. Наблюдается рост государственного сектора в экономике, причина­ми которого являются необходимость поддержания национальной обороны, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, охрана окружающей сре­ды и т.п.

По мере развития и усложнения рыночной экономики повыша­ется роль государственного программирования. Правительства свои основные задачи на определенные временные этапы стали формировать в виде государственных программ. Для их реализации создают­ся экономические центры с привлечением ученых, представителей цен­тральных банков, союзов предпринимателей, профсоюзов. Такие про­граммы утверждаются парламентами, где заслушиваются отчеты о ходе их выполнения.

Экономическое программирование, или индикативное (рекомен­дательное) планирование, — это процесс ориентации государства на развитие общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предус­мотренным вариантом социально-экономического развития. Опыт программирования экономики имеют многие страны. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между кото­рыми, как правило, существует противоречие. (Например, противо­речие между установкой на полную занятость и установкой на отсут­ствие инфляции.)

Все рассмотренные экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные регуляторы, влияющие на положение страны в мировой экономике. Их значимость тем больше, чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйственных связей. К примеру, ког­да государство помогает продвижению за рубеж товарной массы, отечественные предприниматели смелее инвестируют производство, привлекают дополнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуг. Это приводит к расширению совокупного спроса на продукты национального производства и, как следствие, — к экономическому росту. Кроме того, экспортная ориентация делает экономику более динамичной, прида­ет ее развитию новое качество. Известно, что мировой рынок являет­ся полигоном проверки потребительских свойств товаров, структу­ры и эффективности производства.

Для стимулирования экспорта государство применяет разнообразные экономические методы: предоставляет экспортерам налоговые льготы; берет на себя гарантии экспортных кредитов, использует торгово-экономические соглашения. Сильным средством поощрения экс­порта является регулирование валютного курса и вывоз капитала.

К административным методам регулирования экономики следу­ет отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправданно полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, пря­мой контроль над качеством и потребительскими свойствами това­ров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях эко­логической безопасности, при установлении гарантированного мини­мума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нор­мативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых мето­дов считается экономически оправданным и в целом не противоре­чит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени ус­ловно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответ­ствующих государственных органов. В данном случае любые эконо­мические методы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный метод, прямо вынуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно ока­зывает косвенное воздействие на целый ряд взаимосвязанных про­цессов. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономи­ческих методов. Тем не менее разграничение государственных мето­дов воздействия на экономические и административные принципи­ально важно с точки зрения природы рынка.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые дейст­вия государства, которые разрывают связи внутри рыночного меха­низма. К примеру, тотальное директивное планирование, натураль­ное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатыва­ет национальные программы, осуществляет административный конт­роль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый меха­низм рынка.

Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что исключи­тельно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исклю­чительно благими намерениями, переступает этот предел, то проис­ходит деформация рыночного механизма.

Хозяйственная практика знает немало комбинаций использования различных методов государственного регулирования. Одни методы прямо направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов и предназначены для компенсации негативных сторон рынка.

В мировой экономической науке понятие государственного вмешательства в рыночную экономку связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреб­лении. Например, очень велика доля государственных расходов в общем объеме валового национального продукта; растут налоги, поступающие в государственную казну; имеет место и система государ­ственного предпринимательства; значительна роль государства в пе­рераспределении национального дохода. С помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности.

Однако если в сфере распределения удельный вес государства очень велик, то в производстве его участие должно быть минимальным, а в обмене — практически равно нулю.

Есть общее понимание того факта, что в рыночной экономике у государства есть свои проблемы, а у рынка — свои. Вопросы о том:

«Что?», «Как?» и «Для кого?» производить решает не только рынок, но и государство. Однако решает оно эти вопросы на основе рыноч­ного механизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: