Место государства в рыночной экономике

Лекция 2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В развитии экономики во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректиро­вать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Все экономисты сходятся в понимании того, что «неви­димая рука рынка» должна дополняться видимой рукой государст­ва. Недооценка экономической роли государства, как свидетельству­ет опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, по­рождает негативные последствия.

Рыночная экономика — сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самосто­ятельно решает, что, когда и сколько покупать. В свою очередь все производители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребители, и производители ру­ководствуются лишь собственными частными интересами. Но, пре­следуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлет­воряют потребности всего общества.

Взаимная увязка частных интересов и потребностей общества обусловлена закономерностями и внутренней логикой функциониро­вания рыночной системы. Современная экономика — это сотни ты­сяч предприятий, производящих огромную номенклатуру товаров и


услуг. Движение массы разнообразных товаров в условиях рынка дополняется движением денег, ценных бумаг, обменом важнейшими тех­нологиями, знаниями, информацией. Казалось бы, что все это стихийное движение благ не подчиняется никакому порядку и по сути анархично. Однако в действительности все процессы подчиняются единым, достаточно жестким закономерностям. Их основой является рыночный механизм и его экономические инструменты: цена, спрос, предложение и конкуренция.

Цена в рыночной системе и ее динамика служат определенным ориентиром и для производителя, и для потребителя. В зависимости от изменения цены меняется и их поведение. Производится и приобретается больше или меньше той либо иной продукции.

Существенное влияние на экономические процессы оказывают спрос и предложение. Под влиянием спроса происходят соответствующие изменения в производстве. В свою очередь производство, а сле­довательно, и предложение воздействуют на спрос, формируя его. Соотношение между спросом и предложением определяет цены на товары, которые оказывают влияние на их производство и потребле­ние.

Важное место в рыночном механизме принадлежит конкурен­ции. Она способствует рациональному распределению ресурсов в об­ществе, их более эффективному использованию, содействует установ­лению оптимальной структуры экономики.

Рыночный механизм, таким образом, выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике, в поступательном ее развитии. Однако по мере дальнейшего развития рыночной системы хозяйства все ощутимее проявляются и определенные недостатки этой системы. Рынок по своей внутренней природе не гарантирует реали­зацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. Рыночное распределение отражает реальный вклад владельца факторов производства в общественный продукт и, конечно, характеризуется значительным неравенством. Отражая реальный вклад каждого, оно является единственно справедливым. Но то, что справедливо с рыночной, экономической точки зрения, не всегда приемлемо с позиции социальной. Значительной части общества рыночное распределение оставляет главным образом два источника сущес­твования — собственные сбережения и благотворительные фонды. Общество в целом понимает необходимость поддержки престарелых, многодетных, одиноких матерей, инвалидов. Понятно, что решить проблему перераспределения только через рынок, путем регулирова­ния цен невозможно, для этого нужны коллективные усилия общест­ва, которые организует правительство.

От механизма рынка не приходится ждать соблюдения и других социально-экономических прав человека, в частности права на труд для тех, кто может и хочет работать.

Рыночный механизм не способен регулировать внешние эконо­мические эффекты, которые представляют собой побочные послед­ствия хозяйственной деятельности отдельных агентов рынка. Госу­дарство призвано производить предварительную экспертизу проек­тов строительства новых предприятий на их экологическую безопас­ность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды. В рыночной эко­номике государство является главным гарантом сохранения и улуч­шения окружающей среды.

Рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить про­изводство общественных товаров, которые существуют для всех, в том числе и для неимущих. Общество производит эти общественные блага, не считаясь с фактором прибыльности или убыточности, обес­печивая ими всех, независимо от того, оплатит такие блага потреби­тель или нет. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользова­ния, в потреблении которых участвуют все члены общества. Это обо­рона, охрана общественного порядка, государственное управление, энергетическая система и т.д. Особенность общественных товаров состоит в том, что достаются они всем потребителям в основном поровну и часто потребляются коллективно.

Государственное вмешательство в экономику может быть оправ­дано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. «Провалы рынка» наблюдаются при решении про­блем конкуренции, которые являются ключевыми для эффективного распределения ограниченных ресурсов. Меры, запрещающие монополию, активная поддержка малого и среднего бизнеса, сохранение высокой степени конкуренции приобрели регулярный и эффективный характер. С помощью только рыночного механизма невозможны глу­бокие структурные изменения производства, стратегические проры­вы в области науки и техники, организация денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем и т.д.

Таким образом, в современных условиях необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы. Именно оно способно взять на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства. Без государственного вмешательства невозможно и раз­витие самой рыночной системы.

Государство вовлекается в рыночную экономику с целью под­держания экономической стабильности, макроэкономического рав­новесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыноч­ной экономики.

Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. На более ранних этапах оно было минимальным и сводилось к обеспече­нию: финансового контроля за выявлением и учетом государствен­ных доходов, расходованием бюджетных средств; охраны правопо­рядка и занятости; нормативных отношений с другими государства­ми; организации национальной обороны и т.п.

Однако по мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов, к росту без­работицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на рыночную са­монастройку может поставить под вопрос само существование эко­номической системы. Поэтому сегодня государство является необхо­димым и весомым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в тех странах, которые традиционно ори­ентируются на свободный рынок.

Теоретическое осознание роли государства в рыночной экономике связано с именем английского экономиста Дж.М. Кейнса. Он доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, вы­водить экономику из кризисного состояния, содействовать ее даль­нейшей стабилизации.

Позиции Кейнса противостоят приверженцы старых принципов — неоконсерваторы. Они выступают за невмешательство государства в хозяйственную деятельность частных фирм и утверждают, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Как счита­ют неоконсерваторы, именно нормальный рыночный механизм в силах эффективно регулировать национальную экономику.

Заметим, что обе представленные модели регулирования нациоального хозяйства являются асимметричными. Критическое их со­поставление доказывает неполноценность как исключительно рыноч­ного, так и только государственного хозяйственного механизма. Вмес­те с тем то, что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в другом. Поэтому в целях улучшения управления националь­ным хозяйством разумнее всего применять смешанный тип управле­ния, где органически соединяются достоинства обоих хозяйственных механизмов.

Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регу­ляторов. Обе стороны — рынок и государство — существенны. По выражению П. Самуэльсона, «управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной ру­кой».

Во всех странах с высокоразвитой экономикой наблюдаются общие основы смешанного типа управления. Границы смешанной системы управления определяются двумя крайними регуляторами:

стихийно саморегулирующимся рынком и строго централизованным

планово-государственным управлением.

Между тем в разных странах имеются свои варианты, различающиеся по:

• сферам действия рынка и государства;

• функциям государственного управления;

• формам и методам государственного вмешательства.

Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические пробле­мы современного общества. Если государство пытается делать боль­ше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губитель­ные деформации рыночных процессов, падает эффективность произ­водства. Тогда становится необходимым избавление экономики от чрезмерной государственной активности, проведение разгосудар­ствления. Вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным. Поэтому одна из основных задач рыночной экономики — добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приведет к нежелательным результатам.

Всякая эйфория рынка так же недопустима, как и тотальное огосударствление хозяйства в целом. Поэтому поиск оптимальных пределов участия государства в рыночной экономике — проблема не на­циональная, а общемировая.

В современном мире экономическая роль государства неуклон­но возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении пря­мого регулирования экономической жизни. Общие государственные расходы составляют сейчас значительную часть валового внутренне­го продукта. Основными статьями расходов являются расходы на обо­рону, образование и здравоохранение. Увеличение коллективных рас­ходов — это лишь одна сторона дела. Помимо участия в распределе­нии национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта — это так называемый государственный сектор. В более традиционном для нас понимании он представляет собой прежде всего совокупность государственных предприятий, продукция которых идет опять же на коллективное государственное потребление. Работники государственного сектора ныне составляют заметную часть занятых. Однако следует иметь в виду, что «разбухание» государственного сектора таит в себе опас­ность подмены рыночного механизма государственным администри­рованием, регулированием и ростом бюрократического аппарата. Большой проблемой является и эффективное функционирование государственного сектора, так как здесь возникают тенденции к снижению эффективности, качества и т.п. Это связано, с одной стороны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил, а с другой — с поддержкой их государством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: