Антициклическая политика государства

Экономическая политика государств развивалась главным об­разом как антикризисная, антициклическая. Проработан широкий арсенал направлений, мер по регулированию цикла. В этом арсенале


сегодня — инструментарий фискальной политики, средства монетар­ной политики и, наконец, меры прямого воздействия на пропорции воспроизводства — программирование и планирование националь­ных экономик.

Фискальная политика воздействует стабилизирующе на цикл уже масштабами государственных расходов, закупок товаров и услуг. Доля государственных расходов в ВВП в 1993 г. колебалась от 34,9% в Японии до 73,5% в Швеции1. Государственные закупки товаров и услуг—устойчивая к конъюнктурным колебаниям часть совокупно­го спроса ЧНП. Однако фискальная политика воздействует на цикл не только масштабами, но и содержанием. С точки зрения воздейст­вия на цикл она может быть либо поощрительной, экспансионистс­кой, либо сдерживающей, реструктурной.

Монетарная политика в ее теперешнем значении сложилась в связи с переходом от золотого стандарта к кредитным и бумажным деньгам, не разменным на золото. В условиях золотого стандарта ко­личество денег в обороте не оказывало выраженного воздействия на " цикл: чрезмерное количество уходило в сокровище и оттуда воспол­нялись добавочные потребности в деньгах. Другое дело — деньги, не разменные на золото. Они подвержены инфляции, что препятствует их переходу в сокровище. Поэтому количество денег становится фак­тором воздействия на цикл. Ученые считают, что при денежной мас­се в размерах 70—60% от потребностей оборота общественное вос-' производство еще может самоподдерживаться, а при 30% — уже нет.

Снабжение субъектов экономики деньгами происходит не через эмиссию, а путем «создания денег банками», через многодепозитное расширение банковских избыточных резервов. При этом деньги либо предлагаются под низкие проценты (экспансионистская политика), либо проводится политика дорогих денег (рестриктивная политика), когда субъекты экономики вынуждены платить за деньги высокие проценты.

Экспансионистской монетарной политикой государства пользуются на нисходящей ветви цикла, рестриктивной — на восходящей. ! Среди достоинств антициклической монетарной политики выделяются ее гибкость, мобильность: ссудный процент может быть изменен немедленно. Считается, что монетарная политика особенно действенна по отношению к инвестициям —важнейшему движителю совокупно­го спроса.

Правительства, борясь с кризисом, цикличностью, сочетают ме­роприятия фискальной и монетарной политик (например, экспансио­нистской фискальной политики с политикой дешевых денег). Однако широко признано, что сами по себе фискальная и монетарная полити­ки не в состоянии избавить капитализм от цикличности, кризисов. Они не «ремонтируют» диспропорции в сфере производства. Косвенно, через налоги и государственные закупки, они подталкивают произ­водство к равновесию, но вызывают при этом не только желательные, но и нежелательные последствия. Например, стимулирующая фискаль­ная политика своим побочным эффектом имеет рост процентных ста­вок, что сокращает инвестиции, т.е. тот же совокупный спрос, увели­чение которого — цель экспансионистской политики. Положитель­ный эффект политики как бы сам собой подрывается.

Что касается политики дорогих денег, то, проводимая в услови­ях подъема, она повышает обменный курс валюты страны, а значит, удорожает товары данной страны при пересчете цен в денежные еди­ницы других стран. Экспорт сокращается, торговый баланс стано­вится пассивным, и государству приходится решать, пользоваться ли данным вариантом монетарной политики для сглаживания цикла. Причем при сочетании мер фискальной и монетарной политик не только накладываются друг на друга желательные эффекты, но со­единяются также и нежелательные эффекты обеих политик.

Представители различных научных школ давали свои рекомен­дации по совершенствованию антициклической политики. Дж.М. Кейнс исследовал все формы эффективного спроса, но в итоге при­шел к тому же выводу, что и К.Маркс: цикличность экономики зави­сит от инвестиций. Подобно Марксу, за колебаниями инвестиций он увидел норму прибыли («предельную эффективность капитала»). Но у Кейнса — психологическое видение нормы прибыли в форме ее ожиданий капиталистами (продукт психологического состояния, на­строений). Подъем он объясняет чрезмерным оптимизмом капиталис­тов, закрывающих глаза на нарастающий избыток товаров, рост из­держек и другие симптомы. Однако первые же неплатежи ввергают предпринимателей в панику, когда даже прибыльные инвестиции


кажутся им убыточными, — отсюда кризис. По Кейнсу, когда мно­гие рынки неконкурентны и капитализм лишен механизма саморегу­ляции, необходимы фискальная, а также кредитно-денежная антицик­лическая политика государства.

Упор в кейнсианстве делается на фискальную политику, дефи­цитное финансирование (на нисходящей ветви цикла), на создание и расширение государственного спроса, а также (через налоговые став­ки) — инвестиционного и потребительского спроса. Кредитно-денеж­ная политика (предложение денег и процентная ставка) нацелена на повышение инвестиционного спроса. Но она считается кейнсианцами менее действенной, чем фискальная, ее механизм состоит из слиш­ком многих звеньев, при переходе от звена к звену нарастают искаже­ния, нежелательные эффекты.

М. Фридмен и монетаристы считают, что современная конку­ренция, как и раньше, обеспечила бы стабильность капитализма, если бы не неоправданное вмешательство государства. Его дискрецион­ная фискальная и даже кредитно-денежная политики часто дают от-

? рицательный эффект. Одним из действенных факторов экономичес­кой активности монетаристы признают предложение денег. Оно пря­мо, минуя ссудный процент, воздействует на экономику. Кризисы, цикличность часто вызываются хаотическим регулированием пред­ложения денег государством. Фискальная и кредитно-денежная по­литики (в их сложившемся виде) могут быть заменены монетарным правилом: ежегодным расширением денежной массы в том же темпе, в каком растет ВНП, т.е. на 3—5%. Это сняло бы и цикличность, и инфляцию.

Общий подход монетаристов к государственному фискальному и кредитно-денежному регулированию разделяют и другие школы, примыкающие к неоклассическому направлению. Причем сторонники экономики предложения главным в политике снижения налогов видят увеличение масштабов производства (через нераспределенную прибыль корпораций, сбережения, инвестиции), а также (через рост располагаемой заработной платы) усиление стимулов к труду. Этот рост предложения, с их точки зрения, обеспечивает расширение рынкаи преодоление цикличности.

Правительства широко используют инструменты фискальной и монетарной политики, разработанные в основном кейнсианским направлением. Р. Рейган с достаточным успехом применил в США в начале 80-х годов положения экономистов — сторонников экономи­ки предложения. Используются некоторые рекомендации монетаристов по установлению «потоков» размеров денежной массы и в дру­гих странах. Но ни одно правительство не строит свою антикризис­ную, антициклическую политику в полном объеме на рекомендациях одной теории. Как правило, каждая такая политика есть комбина­ция наиболее эффективных мер, предлагаемых разными школами.

Экономическая необходимость подводит к прямому регулиро­ванию пропорций общественного воспроизводства, целевому их обес­печению инвестиционными интервенциями государства.

Для прямого обеспечения пропорций общественного воспроиз­водства используется прежде всего государственная собственность в сфере производства и инфраструктуры. Однако она нигде не доми­нирует. Поэтому развитые страны практикуют и другие пути прямо­го направления пропорций воспроизводства.

Широко используются методы индикативного планирования. Так, во Франции планирование введено декретом Ш. де Голля еще в 1946 г. и совершенствовалось десятки лет. Здесь не только осуществля­ется тщательная состыковка мероприятий фискальной и монетарной политик. Государство воздействует на пропорции общественного вос­производства, совершенствует их. Рыночный фактор формирования пропорций — цены — находится под особым вниманием государст­ва. В нескольких жизненно важных отраслях (газ, электроэнергия, транспортные услуги и т.д.) существуют государственные цены. При либерализации цен устанавливаются верхние и нижние границы их изменений. Запрещены перепродажи товаров по завышенным ценам, обеспечивается строгая ценовая маркировка на все товары, население широко информируется о ценах и т.д.

Другой путь в самых динамичных экономиках — японской, юж­нокорейской и некоторых других. Они развиваются через полюса рос­та: государство сворачивает даже еще доходные, конкурентоспособ­ные отрасли, переключая ресурсы на новейшие, самые прогрессивные. Отсюда — опережающее развитие стран, в которых хозяйственная структура изменяется «снизу», выход на самые передовые позиции, успешная конкуренция с лидерами, включая США. В планировании используются пятилетние планы и различные программы; проводят­ся объединения, разукрупнения, реорганизации фирм и отраслей, другие прямые воздействия на пропорции, цикличность. Проявления цик­личности здесь в общем слабее, чем в других странах.

В последнее время много говорят о кризисе экономики в России, | но положения теории о циклических кризисах к нему не относятся. | Данный кризис порожден распадом СССР и сообщества социалисти-| ческих стран, разрывом производственных связей и этого ранее еди- 1 ного хозяйственного комплекса; разрушением существовавших эко­номических форм, институтов до развертывания новых; ошибками в приватизации, аграрных и других преобразованиях; оставшихся в наследство от социализма устаревшей морально и изношенной физи­чески материально-технической базой производства; отсутствием по­литики защиты отечественного товаропроизводителя; перекосами в макроэкономических пропорциях бывшего СССР; непомерными на­логами. В итоге за 90-е годы объемы ВВП и промышленного произ­водства сократились вдвое, а объем инвестиций — в четыре раза1. Удельный вес оплаты труда в объеме ВВП сократился в 1995 г. до 22,3% (в сравнении с 60—80% в развитых странах), составив 37% от уровня 1990 г.2.

Падение производства намного превысило рекордные для капи­тализма показатели кризиса 1929—1933 гг. Причем кризис в РФ не санировал, а ухудшил структуру национальной экономики. По дан­ным межотраслевых балансов, произошла технологическая дегра­дация общественного производства. Свертывался современный технологический уклад, повысилась доля реликтовых укладов XIX и i первой трети XX в. Еще более гипертрофирован топливно-энергетический комплекс, упала доля машиностроения и строительства, АПК, производства промышленных товаров и услуг3. Специалисты преду­преждают об угрозе потери конкурентоспособности отечественной промышленностью не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Многие из них ставят вопрос о принципиальных изменениях в социально-экономической политике.

Альтернатива данному кризису — не переход к очередной фазе цикла, а реализация стратегии экономического роста применитель­но к условиям нашей страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: