Фискальная политика государства. Фискальная политика строится на использовании государством двух экономических регуляторов: налогов и государственных расхо­дов. Они могут применяться в

Фискальная политика строится на использовании государством двух экономических регуляторов: налогов и государственных расхо­дов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает мно­жество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.

Однако воздействие налогов и государственных расходов на ве­личину и динамику ЧНП противоположно. Увеличение государствен­ных расходов ведет к росту совокупного спроса и валового нацио­нального продукта. Рост налоговых поступлений, наоборот, ведет к уменьшению совокупного спроса, так как располагаемые доходы на­селения уменьшатся, а затем и к снижению ЧНП, поскольку произ­водство сокращается, если на его продукцию падает спрос. Поэтому основная задача фискальной политики воздействие на совокупный спрос и ЧНП посредством изменения налогов и государственных рас­ходов.

Значительная часть государственных расходов связана с ассиг­нованиями на социальные и хозяйственные цели. Поэтому прирост государственных расходов увеличивает размеры потребления насе ления и размеры совокупных инвестиций, так как к частным вложениям в производство прибавляются и государственные средства.

Увеличение спроса на потребительские и инвестиционные товары расширяет емкость рынка. Бизнес откликается на это расширением про­изводства, что приводит к ро­сту совокупного предложения, т.е. к увеличению созданного ЧНП (рис. 16.2).

На нашем рисунке увели­чение государственных расходов привело к приросту ЧНП на величи­ну (OQ1 - OQ), большую, чем прирост G. Это произошло потому, что государственные расходы подвержены эффекту мультипликатора. Множительный эффект возникает из-за цепной реакции результатов хозяйствования. Если население и бизнес увеличивают покупки бла­годаря активной фискальной политике, то возрастают доходы про­давцов, реализующих им свои товары. В последующем цикле про­давцы увеличивают затраты, содействуя получению дополнительных доходов тем, кто уже им продавал товары, увеличивая совокупный спрос и стимулируя дальнейшее развитие производства. Мультипли­катор государственных расходов — это отношение прироста ЧНП к приросту государственных расходов:

Увеличение или уменьшение налогов также обладает мультип­ликативным эффектом, но с обратным знаком по отношению к дина­мике ЧНП: если налоги сокращаются, то ЧНП растет, при росте на­логов он уменьшается.

Предположим, налоги (7) сократились. Это привело к росту лич­ных доходов. Но на потребление идет не весь прирост, а часть его, определяемая предельной склонностью к потреблению. Отсюда при рост совокупного потребления и соответственно спроса будет равен:

В долговременном периоде эта величина даст обычный муль­типликативный эффект, который определит прирост ЧНП. Отноше­ние изменения величины ЧНП, связанного с изменением величины налога, к изменению налога представляет собой налоговый мультип­ликатор:

При увеличении налогов ЧНП будет сокращаться. Но такое со­кращение можно компенсировать, если доходы государства от уве­личения налогов направить на увеличение государственных расхо­дов.

Предположим, что налоги увеличились на 20 единиц и на ту же

сумму увеличились государственные расходы. На первый взгляд эти изменения взаимопогашаются и ЧНП остается прежним. Но при бо­лее пристальном анализе мы обнаружим, что эффект примененных рычагов разный.

Если предельная склонность к потреблению равна 3/4, то увели­чение налога на 20 единиц приведет к сокращению потребления на 15 единиц, и кривая совокупного спроса опустится вниз (рис. 16.3).

Если весь поступивший в бюджет доход направить на го­сударственные расходы, то кри­вая совокупного спроса подни­мется вверх. Если уменьшение совокупного спроса за счет ро­ста налогов составило 15 еди­ниц, а увеличение госрасходов на всю величину налоговых по­ступлений 20, то чистый при­рост совокупного спроса соста­вит 5 единиц. Умноженный на мультипликатор государствен ных расходов, он даст величину прироста ЧНП. Таким образом, воз­никает мультипликатор сбалансированного бюджета, показываю­щий, что прирост государственных расходов, обусловленный равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению ЧНП.

Итак, через изменение налогов и государственных расходов идет воздействие со стороны правительства на развитие производства и изменение ЧНП. Это воздействие может быть периодическим, по мере необходимости (дискреционная фискальная политика), или постоян­ным, автоматическим (недискреционная фискальная политика).

Эффективная дискреционная фискальная политика предполага­ет грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъ­юнктуру. Однако достаточно точно предугадать, во что выльются воз­никшие тенденции макроэкономики, полностью не удается. Поэтому правительство располагает ограниченными возможностями в опре­делении направлений развития экономики, что вынуждает его прини­мать решения о мерах фискальной политики с известным запоздани­ем. Образуется временной лаг между необходимостью изменения эко­номических рычагов и принятием решений правительства на этот счет. Запаздывание действия необходимых мероприятий связано также с обычными административными процедурами по принятию нужных решений. Накладывают негативный отпечаток на ситуацию и возни­кающие политические проблемы.

Отмеченные запаздывания, временные лаги между периодом воз­никновения потребности в новых направлениях фискальной полити­ки и получением ожидаемого положительного эффекта от их при­менения накладываются друг на друга. Это, безусловно, снижает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраи­ваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их кор­ректировать.

Ограниченные возможности дискреционной фискальной поли­тики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйствен­ными пропорциями, делают необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать нало­говые ставки. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стаби­лизаторов. Их суть заключает­ся в увязке ставок налогов и Государственных расходов с из­менениями, происходящими в экономике.

Встроенными стабилиза­торами в доходной части гос­бюджета является прогрессив­ная ставка налогообложения, устанавливаемая на изъятие большинства налогов.

На рисунке 16.4 размеры государственных расходов по­стоянны. На самом деле они, конечно, меняются, но такие изменения зависят от решений парламента и правительства, а не напрямую от роста ВНП. Поэтому график не показывает прямой связи государ­ственных расходов с увеличением ЧНП. Налоговые поступления во время подъема растут, поскольку увеличиваются объемы продаж и доходы. Изъятие части доходов налогами сдерживает темпы эконо­мического роста и инфляции, в результате предотвращает чрезмер­ный экономический рост и возникновение диспропорций.

В этот период (выше точки А) налоговые поступления превы­шают государственные расходы (Т> G). Возникает излишек — профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в период де­прессии экономики.

График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, что ведет к образованию дефицита государ­ственного бюджета (G > Т). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, то хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие коммерческие риски, что провоцировало бы дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот пе­риод объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослаб­ляет падение производства.

Аналогичные стабилизаторы есть и в расходной части бюдже­та. К ним относятся индексы заработной платы, пособия по безрабо­тице и др. Например, если в период спада увеличивается количество безработных, то автоматически увеличивается сумма ассигнований на пособия по безработице. Это уменьшает сокращение доходов в обществе, повышает спрос и, следовательно, ЧНП. Когда объемы про­изводства увеличиваются, безработица сокращается, а вслед за этим уменьшаются государственные расходы. Процесс идет автоматичес­ки, без принятия каких бы то ни было правительственных решений.

Наибольший эффект фискальная политика дает при использо­вании встроенных стабилизаторов одновременно с принятием госу­дарственных решений по отдельным вопросам. Но чтобы эффект от фискальной политики был более полным, необходимо согласовывать ее с денежно-кредитной политикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: