Сущность и экономические функции налогов

Государство призвано стабилизирующе воздействовать на эко­номику, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для этого необходимы определенные ресурсы, которые частично мо­гут быть найдены за счет собственных источников, например за счет доходов государственных предприятий. Однако в рыночной эконо­мике основной производственной единицей является не государствен­ное, а частное предприятие. Для формирования государственных ре­сурсов правительство изымает также часть доходов предприятий и граждан. Любой вид обязательного платежа государству и его ин­ститутам является налогом.

Цели общества определяют требования к налогообложению, к его налоговой базе, тяжести налогового бремени и способам изъятия доходов. Эти требования реализуются в налоговой политике, кото­рая строится с учетом противоречивости интересов государства и на­логоплательщиков. Развитие рыночной экономики, возрастание эко­номической роли государства, наблюдаемое после Великой депрессии, меняло концептуальные подходы к налогообложению, что объясня­лось стремлением усилить роль налогов как регуляторов экономичес­ких процессов.

В современных условиях налоги выполняют две основные функ­ции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция связана с созданием и функционированием государственных денежных фондов.

Регулирующая функция предполагает использование налогов как регулятора хозяйственных и социальных процессов. Она проявляет­ся при:

• реализации антициклических программ;

• коррекции направлений экономического роста;

• стимулировании отдельных производителей;

• обеспечении социальной справедливости через перераспределе­ние доходов.

В развитых странах, реализующих модель социально-ориенти­рованной экономики, налоги активно используются как источник поддержания определенного уровня жизнеобеспеченности тех слоев населения, которые не в состоянии решить эти вопросы самостоятель­но. Такое направление экономического развития предполагает боль­шую роль перераспределительных отношений и как следствие — вы­сокий удельный вес налогов в созданном национальном продукте. Данное положение особенно проявляется в кейнсианских програм­мах регулирования.

Представители монетарной школы в экономической теории счи­тают, что подобное видение роли налогов как экономического регу­лятора ошибочно. Оно ведет к ослаблению стимулов к труду и пред­принимательской деятельности из-за высоких налогов, тормозит эко­номический рост, препятствует формированию эффективного рын­ка. Монетаристы считают, что государство не должно усердствовать в перераспределении национального дохода с помощью налоговой системы и по возможности полагаться на достаточность рыночных механизмов.

Разное видение направлений налоговой политики у названных экономических школ выражено и предлагаемых ими антицикличес­ких программах.

Тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых изъятий, составляющих определенную долю валового внутреннего продукта. Она определяется многими условиями. Среди них следует отметить три наиболее существенных: величину полученных доходов;

традиции, сложившиеся в стране; фазу промышленного цикла.

Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Раз­витие экономики умножает доходы, что ведет к увеличению доли на­логовых изъятий. Причиной указанной зависимости является исполь­зование прогрессивной шкалы налогообложения.

В истории XX в. четко прослеживается тенденция роста налого­вых изъятий в странах с рыночной экономикой. Так, до первой ми­ровой войны налоговые отчисления составляли в среднем 10 % ВВП.

В середине века эта планка поднялась до 20 %. В настоящее время среди наиболее развитых государств с уровнем ВВП надушу населе­ния в 15—28 тыс. долл. налоговых изъятий тяжесть налогового бре­мени колеблется от 30 до 50 % ВВП. Россия данный уровень превы­шает, в то время как в странах с уровнем развития, соответствующим российскому (ВВП на душу населения около 5 тыс. долл.), тяжесть налогового бремени не превышает 30 %.

Существенное воздействие на уровень налогового бремени ока­зывают традиции. Он выше в странах с социально-ориентированной экономикой типа шведской и составляет около 50 % ВВП, в странах, развивающихся по монетарным принципам, — около 30 %1. Значит, более высокий уровень налогов стал платой за социальную стабиль­ность в обществе. Поскольку бизнес перекладывает налоги на поку­пателя, включая их в отпускные цены, то в этих странах отмечается и более высокий уровень цен.

Увеличение ставки налогообложения ведет к увеличению до­ходов бюджета. Но увеличивать налоговое бремя можно лишь до определенных пределов, так как потом начинает снижаться база на­логообложения. Это обнаружил А.Лаффер на основе анализа статис­тических данных за длительный период. Данное явление получило на­звание эффекта Лаффера, а кривая, отображающая эту зависимость, — кривой Лаффера (рис. 16.1).

Согласно кривой Лаффера, увели­чение налоговых ставок приводит к ро­сту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерному нало­говому бремени. Это сократит нерас­пределенную прибыль предприятий, возможность инвестиций и следова­тельно, возможность расширения про­изводства и получения больших дохо дов. И в будущем периоде сумма налоговых поступлений сократится. Увеличение налогового бремени ведет также к уходу многих произ­водителей с рынка из-за банкротств и к уклонению от налогов, что также сокращает налоговые поступления в казну.

Россия сегодня по налоговым поступлениям явно находится в позиции, превышающей точку М. В результате запланированная ве­личина налоговых поступлений, превышающая 50 % ВВП, оказалась нереальной. Физически государство не смогло получить и 30—35 % ВВП, что повлекло за собой задержки в выплатах заработной платы работникам бюджетных организаций, усилилась напряженность с ростом неплатежей предприятий друг другу'.

Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, спо­собствовать образованию дополнительных сбережений и тем самым — инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно со­действовать расширению налогооблагаемой базы, так как количест­во налогоплательщиков при этом должно возрасти.

Однако не следует думать, что снижение ставки налогов должно сразу дать эффект роста валового национального продукта. Послед­ний происходит только при расширении инвестиционного процесса, особенно когда появляется спрос на основной капитал. Такой спрос варьируется в течение цикла, а в стадии депрессии может вовсе исчез­нуть. Это значит, что результаты снижения ставок налогов в депрес­сивной ситуации могут проявиться лишь через годы.

Налоговая система, сложившаяся в России в период государ­ственного социализма, еще не адаптировалась к новым условиям. Со­хранился старый подход к налогам как исключительно фискальному инструменту для мобилизации средств на государственные нужды. Функция налогов как регулятора экономических процессов рыноч­ной экономики используется явно недостаточно. Постепенно этот не­достаток необходимо устранить.

Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям.

1. Уменьшение налогового бремени.

2. Изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтап­ного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей. Резкий переход на преимущественно налогообложение физических лиц невозможен, поскольку невысокие доходы основной массы насе­ления пока не позволяют выплачивать такие налоги.

3. сокращение налоговых льгот


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: