Особенности инфляции и антиинфляционного регулирования в России

Экономика России носит переходный характер. Это предпо­лагает иное, отличное от практики развитых стран протекание ин­фляционных процессов.Выше были охарактеризованы основные типы (механизмы) открытой инфляции. Однако последняя стала таковой в России лишь в 1992 г. До этого она носила скрытый характер. При­чем отдельные исследователи отмечают, что отечественная экономи­ка была безынфляционной лишь в течение девяти послевоенных лет (1947 — 1955 гг.). Так, А.А.Дерябин отмечал, что «в результате скры­того роста розничных цен от 1 рубля 1960 г. к началу 1988 г. осталось только 42 коп. Если же учесть инфляцию 1988 г., то в 1989 г. рубль I960 г. «сжался» ровно в 2,5 раза»1.

В дореформенный период инфляционные процессы не могли раз­вернуться в полную силу. Их сфера была ограничена наличным де­нежным оборотом. В сфере безналичного оборота инфляция прояви­лась в более заторможенном виде, так как ситуация жестко контроли­ровалась финансовыми органами государства. Инфляция влияла на безналичный денежный оборот лишь через довольно редкое повыше­ние оптовых цен и эпизодическое проникновение безналичных денег в сферу наличного оборота.

Инфляция издержек была отодвинута на задний план (государ­ство жестко регулировало заработную плату и цены на природные ресурсы), но все же присутствовала в форме отказа от выпуска деше­вых товаров, снижения их качества без компенсирующего удешевле­ния и т.п.

Решающую роль в усилении инфляции играли факторы, ведущие к превышению денежного спроса над товарным предложением, т.е. те, которые относятся к «инфляции спроса». И первая роль здесь при­надлежала чрезмерной эмиссии бумажных денег, поскольку эта функ­ция полностью находилась в руках исполнительной власти и отсут­ствовал такой важный сдерживающий ее фактор, как независимый, самостоятельный Центральный банк,

Ситуация углублялась выдачей безвозмездных или крайне де­шевых кредитов, а также гигантским отвлечением материальных ре­сурсов от насыщения рынков (прежде всего потребительских това­ров и услуг).

Под действием вышеназванных факторов к началу 90-х годов в отечественной экономике сформировался мощнейший «инфляцион­ный навес», который включал три элемента:

• общее превышение спроса над предложением (потенциал «инф­ляции спроса»);

• искаженные ценовые пропорции, вызванные деформированной структурой экономики (заниженные цены на сырьевые ресурсы и пре­обладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции пе­рерабатывающей промышленности и машиностроения);

• высокие инфляционные ожидания как следствие предшествую­щей экономической политики (огромный отложенный спрос на то­вары длительного пользования; многочисленные дефициты предме­тов первой необходимости и продуктов питания).

«Инфляционный навес» обрушился в начале 1992 г. с началом осуществления политики либерализации экономики и цен. По под­счетам МВФ, темп инфляции в России в 1992 г. составил 1353 %, в 1993 г. — 800, в 1994 г. — 264 %. До начала осени 1995 г. темпы ин­фляции с поправкой на сезонный фактор не падали, но и не росли кардинально, оставаясь на существенно менее высоком уровне, чем в первые годы реформ. С осени 1995 г. наметилась тенденция к устой­чивому снижению темпов роста цен, которые в конце этого года и в первой половине 1996 г. составляли около 1 % в неделю, или 3 % в месяц. Наконец, во второй половине августа 1996 г. инфляция пре­одолела нулевой рубеж и стабилизировалась на уровне 1—1,5 % в неделю.

Таким образом, за достаточно короткий срок отечественная эко­номика последовательно испытала на себе воздействие почти всех типов и видов инфляции, известных мировой теории и практике.

Чтобы понять особенности динамики отечественной инфляции в период реформ, необходимо иметь представление о реакции мик­роэкономической среды на макроэкономические импульсы. Она за­частую идет вразрез с существующими экономическими теориями функционирования рыночного хозяйства. Причина здесь в том, что в микроэкономической среде до сих пор доминируют хозяйствующие субъекты с менталитетом, весьма отдаленно напоминающим стиль поведения хозяйствующих субъектов в условиях развитого рынка. Такой менталитет сформировался в рамках планово-распределитель­ной системы, и его преодоление на уровне экономического механиз­ма в целом займет много времени. Однако этот процесс уже активно идет на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Без каких-либо централизованных мер, непосредственно сдер­живающих цены и тем более поддерживающих производство, субъ­екты экономики сами приспосабливаются к новым условиям хозяй­ствования — за счет хорошего понимания собственного рынка, сни­жения рисков по каждому отдельному контракту, уменьшения ценовых притязаний, налаживания контроля за своими финансовыми потоками.

Таким образом, именно на микроуровне, а не в макроэкономи­ческой сфере должны сформироваться и постепенно складываются естественные механизмы, ограничивающие инфляционный потенци­ал экономики.

Государство пока освоило ограниченное число методов борьбы с инфляцией. В ходе реформ единственным активным инструментом макроэкономического регулирования деятельности хозяйствующих субъектов была денежная политика, характер которой колебался от умеренного до жесткого. С ее помощью постепенно была подавлена инфляция спроса и частично погашены инфляционные ожидания.

Однако в отечественной инфляции явно преобладают факторы, мало поддающиеся даже косвенному воздействию денежных ограни­чений. К таким факторам относятся: быстрорастущие цены на топ­ливо и энергоресурсы; транспортные тарифы; глубокие структурные диспропорции в экономике, заключающиеся в преобладании тяже­лой промышленности и в сложном положении сельского хозяйства;

разрыв хозяйственных связей в рамках бывшего СЭВ, СССР и внут­ри самой России; полное отсутствие в прошлом развития каких-либо нормальных рыночных отношений хотя бы в отдельных секторах эко­номики; суровые природно-климатические условия; национально- и социально-политическая нестабильность; внушительный внешний и внутренний долг и т.п. Все это приводит к тому, что первоначальный толчок росту цен дают не денежные, а производственные и рыноч­ные факторы.

Ортодоксально-монетаристская антиинфляционная политика эффективно действует в современной рыночной экономике с ее раз­витой и гибкой кредитно-денежной сферой. В условиях России она ведет не столько к подавлению или сдерживанию инфляции издер­жек, сколько к острой нехватке платежных средств. В результате пред­полагаемое повышение цен частично или полностью переводится в кризисное сокращение производства и в другие отрицательные явле­ния, наиболее серьезные из которых — неплатежи (предприятий друг другу и государству), задержки выплаты заработной платы. Иначе говоря, обеспечиваемое таким образом замедление роста цен дости­гается за счет падения производства, а это в конечном счете делает крайне непрочным и само замедление инфляции.

В сложившейся ситуации государству, на наш взгляд, следует предпринять шаги по разрешению денежного кризиса. Они могут за­ключаться в снижении ставки рефинансирования и доходности госу­дарственных казначейских обязательств.

Среди других шагов в этом направлении можно выделить раз­работку эффективной и регулируемой государством инвестиционной политики, особое место в которой должно принадлежать привлече­нию иностранных и репатриации российских капиталов.

Необходимо срочно провести реформу налоговой системы с акцентом на регулирующую функцию налогов. Государство в доход­ной части бюджета должно ориентироваться на такую налоговую по­литику, которая опиралась бы не на ставки налогов, а на массу при­были, не на дополнительные виды налогов, а на рост производства товаров, прибылей и доходов населения. Особое внимание следует об­ратить на НДС (24,7 % поступлений в бюджет). При падении произ­водства он только усугубляет инфляцию, так как прямым образом

влияет на увеличение цен.

Полезным является совершенствование платежно-расчетного механизма, включая использование кредитных карточек и выплату заработной платы через банкоматы в целях сокращения потребнос­ти в наличных деньгах.

Перспективным направлением ограничения инфляции издержек в условиях России является, по нашему мнению, заключение межот­раслевых соглашений по ценам, которые позволят обуздать аппети­ты естественных монополистов (МПС, РАО «ЕЭС», РАО «Газпром» и др.) и тем самым предотвратить рост издержек по технологическим цепочкам. При этом следует исключить политику ценовой дискри­минации по отношению к потребителям, не участвующим в данных соглашениях.

Важным аспектом антиинфляционной стратегии в условиях Рос­сии является борьба с теневой экономикой, коррупцией в органах власти и организованной преступностью. Издержки, связанные с ними, повышают конечную цену продукции. На динамике денежной массы сказывается также постоянный приток средств, полученных преступным путем и «отмываемых» в банках и других кредитных уч­реждениях. По некоторым оценкам, объем преступных доходов, «от­мываемых» в России, равен годовому бюджету страны. Успеха в борь­бе с указанным негативом можно добиться, интенсифицировав рабо­ту по разработке эффективного законодательства, регулирующего все сферы рыночной экономики в нашей стране. Прежде всего это каса­ется финансового, фондового и валютного рынков.

Необходимо принимать меры по нейтрализации внешних фак­торов инфляции. Они воплощаются в механизме «импортируемой» инфляции, прежде всего из США. Долларизация экономики достиг­ла таких масштабов, что доллар зачастую выполняет функции руб­ля, в частности функцию меры стоимости. Около 15 % доходов насе­ление регулярно тратит на приобретение наличной валюты (в 1995 г. было потрачено 135 трлн руб.). Увеличение вкладов россиян в инос­транную валюту ведет к дополнительному росту денежной массы в обращении и ослабляет инвестиционный потенциал отечественной экономики.

Таким образом, добиться ослабления инфляции можно, лишь задействовав весь арсенал средств борьбы с ней, накопленный в ми­ровой теории и практике, а также постоянно адаптируя его к услови­ям России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: