Антиинфляционная политика

В мировой теории и практике накоплен богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Однако, перед тем как пере­йти к их характеристике, необходимо сформулировать цель послед­ней. Полная победа над инфляцией в современных условиях невоз­можна, поскольку нельзя устранить все вызывающие ее факторы: бюджетный дефицит; диспропорции в хозяйстве; монополизм в эко­номике; инфляционные ожидания населения и предпринимателей; не­управляемые перемещения краткосрочных спекулятивных капиталов между странами и т.д.

Поэтому цель антиинфляционной политики — сделать инфля­цию управляемой, а ее уровень — достаточно умеренным. Для этого используются широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, на­логовых методов, мероприятия в области политики доходов, различ­ные программы стабилизации, включая проведение радикальных де­нежных реформ.

К настоящему времени сформировались два основных варианта антиинфляционной политики: ортодоксальный и гетер одоксальный. Ортодоксальный вариант предполагает максимальное использование рыночных регуляторов и включает:

• либерализацию условий деятельности предприятий на внутрен­нем и мировом рынках;

• введение свободных цен при ограничении роста заработной пла­ты и поддержание плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты;

• постепенное сокращение сферы деятельности государства в эко­номике, ограничение ее пределов решением проблем сбалансирован­ности бюджета и поддержания темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства.

Гетер одоксальный вариант предусматривает более активное го­сударственное вмешательство в ход экономических процессов, в том числе:

• временное замораживание роста цен и заработной платы («по­литику доходов»);

• меры по стимулированию предпринимательства и сбережений населения, прежде всего посредством снижения налогового бремени;

• развитие рыночной инфраструктуры и поддержку жизненно важ­ных отраслей и производств;

• регулирование внешней торговли и валютных операций.

Многолетний опыт борьбы с инфляцией в развитых и развива­ющихся странах, а также в тех, где экономика носит переходный ха­рактер, показывает, во-первых, необходимость осуществления сме­шанных антиинфляционных программ, включающих меры как монетаристского, так и немонетаристского плана; во-вторых, целесо­образность сочетания долговременной (стратегия) и краткосрочной (тактика) политики.

Важнейшей частью антиинфляционной стратегии является га­шение адаптивных инфляционных ожиданий. Решение этой задачи требует существования правительства, которое придерживается кур­са на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользуется доверием у населения. Оно должно ставить перед собой конкрет­ные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заблагов­ременно уведомлять граждан через средства массовой информации о планируемых уровнях инфляции, темпах роста денежной массы в об­ращении, динамике денежных агрегатов и т.п., а также обязательно добиваться реализации намеченных мероприятий.

При постоянном соблюдении обещаний со стороны правитель­ства в течение достаточно продолжительного срока начинает действо­вать так называемый эффект объявления. Это весьма эффективный элемент антиинфляционной стратегии в таких странах, как США, Германия, Великобритания. Он технически прост и требует лишь твер­дости и уверенности в правильности своих действий Центрального банка и правительства.

Правительство должно постоянно предпринимать шаги, способ­ствующие укреплению механизмов рыночной системы. Среди них можно выделить следующие:

• установление конкурентно-рыночного климата в стране, вклю­чая всемерную либерализацию внешней и внутренней экономической деятельности, систематический контроль за состоянием рынков и пре­сечение фактов монополистического поведения;

отказ от государственных мер по поддержке и защите малокон­курентных отраслей (в том числе и от международной конкуренции), а также переориентацию усилий государства на поощрение малого бизнеса;

• стимулирование диверсификации производства и продаж и т.д.

Именно такая политика проводилась, к примеру, администра­цией Р.Рейгана в 80-х годах. Все вышеназванные меры, стимулируя снижение уровеня цен внутреннего рынка США, дополнительно спо­собствовали уменьшению темпов инфляции. Первостепенное значе­ние имели меры по стимулированию производства и сбережений через снижение налогов. Была проведена широкомасштабная нало­говая реформа, в результате которой максимальная ставка индиви­дуального подоходного налога снизилась с 70 до 33 % при резком уменьшении прогрессивности шкалы налогообложения. Это привело к увеличению личных сбережений, что положительно сказалось на ин­вестиционном климате и покрытии бюджетного дефицита, поскольку население стало более активно (самостоятельно и через институци­ональных инвесторов) приобретать ценные бумаги — государствен­ные облигации и акции корпораций.

Кроме того, с 46 до 34 % был снижен налог на прибыль корпо­раций. Подобный шаг в отдаленной перспективе всегда дает увели­чение производства и занятости, а следовательно, и массы доходов, подлежащих налогообложению.

Таким образом, из двух путей, по которым можно двигаться к решению еще одной стратегической задачи антиинфляционной по­литики — смягчению дефицита федерального бюджета, увеличивая доходы или сокращая расходы, — как мы видим, использовался пре­имущественно второй. Причинами такого выбора является то, что:

высокие налоги и неустойчивость налоговой системы являются мощными инфляционными факторами;

финансирование бюджетного дефицита посредством займов у Центрального банка, а значит, увеличение масштабов денежной эмис­сии, ведет к инфляции.

Антиинфляционная политика включала и мероприятия в облас­ти денежного обращения. Уже с середины 70-х годов в странах Запа­да широко применялась политика таргетирования, предложенная монетаристами и направленная на введение целевых ориентиров и установление жестких лимитов прироста денежной массы. Она пред­полагает, что в качестве ключевого момента в деле стабилизации де­нежного обращения выступает контроль над изменением денежной массы со стороны Центрального банка. Последний должен регули­ровать ее, воздействуя на денежную базу. Однако следует учитывать, что последствия такого регулирования неоднозначны. Сокращение темпов роста денежной массы может и не привести к снижению цен, особенно в условиях монополистической структуры рынка.

Уменьшения расходов государственного бюджета можно добить­ся, прибегая к таким «классическим» методам кредитной политики, как изменения учетной ставки процента и нормы обязательных ре­зервов. Оба метода сокращают ресурсы коммерческих банков и об­щую ликвидность банковской системы, что способствует «отсасыва­нию» лишних денег из обращения и его стабилизации.

Мероприятия по регулированию учетной ставки обычно сопро­вождаются операциями ЦБ на открытом рынке, которые влияют на размеры свободных ресурсов банковской системы. Причем наряду с продажей государственных ценных бумаг ЦБ может также продавать валюту коммерческим банкам, с одной стороны, с целью сокращения их кредитных возможностей, а с другой — с целью стимулирования этих банков к инвестициям за границей.

Однако повышение уровня процента имеет пределы, так как его следствием является сокращение инвестиционной активности и про­изводства. Кроме того, высокие процентные ставки привлекают из-за границы значительные валютные средства, что служит стимулом для развития импортируемой инфляции. Противодействие ей и ослабле­ние влияния внешних факторов в целом — еще одна стратегическая задача антиинфляционной политики. Ограничению воздействия внеш­неэкономических факторов на обесценение денег способствуют раз­личные меры по уравновешиванию платежного баланса и стабилиза­ции валютного курса. В частности, повышение курса национальной валюты вызывает снижение цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и тем самым подталкивает вниз общий уровень цен в эконо­мике. Однако данной тенденции противодействует другая — дорожа­ет экспорт, что снижает его конкурентоспособность, а следовательно, ухудшает торговый и вслед за ним платежный баланс.

Единая антиинфляционная стратегия должна включать любые неденежные элементы, оказывающие понижающий эффект на цены со стороны предложения. Среди них стоит выделить:

• государственное стимулирование научно-технического прогрес­са и структурной перестройки производства;

• переориентацию инвестиционных потоков на секторы, обеспе­чивающие товарами потребительский рынок;

• демилитаризацию и конверсию военных секторов экономики.

Таковы основные черты антиинфляционной стратегии. Однако в отдельных случаях ситуация в экономике требует не­медленных шагов по снижению темпов инфляции, на что направлена краткосрочная политика (антиинфляционная тактика). Используя ее методы, можно ослабить инфляционное давление на цены и подгото­вить экономику к более радикальным антиинфляционным мерам. Главной задачей в данном случае является сокращение инфляцион­ного разрыва между спросом и предложением. Этого можно добить­ся, либо расширяя совокупное предложение без увеличения совокуп­ного спроса, либо снижая текущий спрос без соответствующего умень­шения предложения. В первом случае предоставляются налоговые льготы предприятиям, которые диверсифицируют производство и продажи, а также выпускают побочные товары и оказывают допол­нительные услуги.

Внушительный антиинфляционный потенциал может иметь при­ватизация государственной собственности. Если ее умело организо­вать, то она способна оказать положительное влияние на состояние государственного бюджета, причем сразу по двум направлениям: с одной стороны, пополнится его доходная часть, а с другой — ослаб­нет напряжение в расходной части. Кроме того, появление на фондо­вом рынке акций приватизируемых предприятий приведет к оттоку свободных ресурсов с денежного рынка.

На начальных этапах оставить раскручивание маховика инфля­ции спроса помогает массированный импорт потребительских това­ров, а также реализация предприятиями и государством товарно-ма­териальных запасов, скопившихся в предыдущие годы.

Целью антиинфляционной тактики является также повышение процентных ставок по вкладам, удлинение их сроков, уменьшение уровня ликвидности сбережений в целом. В крайних случаях вводит­ся временное замораживание вкладов до востребования или прово­дится денежная реформа той или иной степени жесткости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: