Лекция 10. Закон спроса
Классификация рынков
Рынок характеризуется многообразной структурой, которая классифицируется по разнообразным признакам.
По экономическому назначению объектов рыночных отношений выделяются рынок потребительских товаров и услуг; рынок факторов производства (средств производства, рабочей силы, научно – технических разработок); финансовый рынок (кредитных средств, ценных бумаг, валютный).
По территориальному признаку – местный, региональный, национальный, межгосударственных объединений, мировой рынки.
По характеру конкуренции – рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции (монополистический, олигополистический, монополистической конкуренции).
С учетом соблюдения законности – официальный и теневой рынки.
Спрос – это количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут купить по определенной цене.
Закон спроса выражает обратную зависимость спроса от цены. Эта зависимость определяется двумя факторами: эффектом дохода (при снижении цены потребители увеличивают спрос) и эффектом замещения (при снижении цены один товар становится дешевле относительно другого товара, его приобретение становится выгоднее). Эффект дохода и эффект замещения – это ценовые факторы.
|
|
Закон спроса не действует при определенных условиях: при ажиотажном спросе; для некоторых редких и дорогостоящих товаров; при переключении спроса на другой товар (рис. 10.1).
| |||
Рис. 10.1. Кривая спроса
Неценовые факторы спроса:
1. Изменение доходов потребителей.
2. Потребительские предпочтения.
3. Потребительские ожидания.
4. Цены на зависимые товары (субституты, комплименты)
5. Количество покупателей.
6. Прочие факторы.