Внешнеторговый оборот

Мировая торговля

Мировую торговлю характеризуют три важные характеристики:

· общий объем (внешнеторговый оборот);

· товарная структура;

· географическая структура.

Внешнеторговый оборот – сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны.

Различают стоимостный объем внешней торговли и физический объем внешней торговли.

Стоимостный объем исчисляется за определенный период времени в текущих ценах с использованием действующих курсов.

Физический объем внешней торговли рассчитывается в постоянных ценах и, следовательно, позволяет производить необходимые сопоставления, определять ее реальную динамику.

За время своего развития мировая торговля прошла несколько этапов.

1. XVIII – XIX вв. Мировая торговля достигла значительных масштабов и приобрела характер устойчивых международных товарно-денежных отношений. Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде промышленно развитых стран (Англии, Голландии и др.) крупного машинного производства, ориентированного на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно потребительского назначения.

2. Первая половина XX в. Мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период международная торговля столкнулась с новыми трудностями – распадом колониальной системы. Однако все эти кризисы были преодолены.

В целом характерной чертой послевоенного периода явилось заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП.

3. Вторая половина ХХ в. Международный обмен приобрел «взрывной характер», мировая торговля стала развиваться чрезвычайно высокими темпами:

· в период с 1950 по 1994 г. мировой торговый оборот вырос в 14 раз;

· период между 1950 и 1970 г. можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил в 50-х гг. 6%, в 60-х гг. – 8,2%;

· в период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта (т.е. рассчитанный в неизменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста – 9%, в 1991-1995 гг. этот показатель был равен 6,2%.

Соответственно возрос и объем мировой торговли. Так, в 1965 г. он составил $172,0 млрд., в 1970 г. - $193,4 млрд., в 1975 г. - $816,5 млрд., в 1980 г. - $1,9 трлн., в 1990 г. - $3,3 трлн. и в 1995 г. – свыше $5 трлн.

Именно в этот период был достигнут ежегодный 7% рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е гг. он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е гг. В конце 80-х гг. В конце 80-х гг. мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После явного спада в начале 90-х гг., в середине этого периода он вновь показал высокие устойчивые темпы.

На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказал влияние ряд факторов:

· развитие международного разделения труда – интернационализация производства;

· НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики и ускоряющая реконструирование старых;

· активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;

· регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ);

· либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин – образование свободных экономических зон;

· развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;

· получение политической независимости бывших колониальных государств. Выделение из числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

Со второй половины ХХ в. стала очень заметна неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. Например, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его.

Помимо Германии быстрыми темпами рос экспорт и других западноевропейских стран.

В 80-е гг. значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. К концу этого периода она стала выбиваться в лидеры по факторам конкурентоспособности.

Тогда же наряду с Японией вырвались вперед «новые индустриальные страны» Азии – Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х гг. США вновь заняли лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную шли Сингапур, Гонконг, а также Япония, которая ранее на протяжении 6 лет занимала первое место.

Пока развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья, продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой рынок. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли другими товарами.

Такое отставание обуславливается выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением переработки.

Промышленно развитые страны практически полностью захватили рынок наукоемкой продукции.

Вместе с тем отдельные развивающиеся страны, прежде всего «новые индустриальные страны», сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий, в том числе машин и оборудования. Так, доля промышленного экспорта развивающихся стран в общем мировом объеме в начале 90-х гг. составила 16,3%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: