Создание и удержание конкурентного преимущества
Позиция в отрасли
Позицию в отрасли определяют конкурентное преимущество и сфера конкуренции или широта цели, на которую фирма ориентируется в пределах своей отрасли.
Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров.
Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать товар с меньшими затратами, чем конкуренты.
Дифференциация – это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
Определение сферы конкуренции заключается в решении фирмы, сколько разновидностей товаров она будет выпускать, какими каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, где продавать свою продукцию и в каких родственных отраслях конкурировать.
Исходя из вышеизложенного М. Портер выделяет типовые стратегии.
|
|
Ни одна стратегия не подходит абсолютно для всех отраслей, напротив, во многих отраслях прекрасно сочетается несколько стратегий.
Конкурентное преимущество достигается из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности.
Виды деятельности при конкуренции в какой-либо отрасли М. Портер делит на следующие категории.
Условно можно выделить две группы: первичная деятельность (постоянное производство, сбыт, доставка и обслуживание товара) и вторичная (обеспечение компонентами производства, а именно технологией, людскими ресурсами и т.д., или обеспечение функций инфраструктуры в поддержку другой деятельности), т.е. поддерживающая деятельность.
Рис.5.2.1. Типовые стратегии
Избранная фирмой конкурентная стратегия определяет способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятельности, и всю цепочку ценности.
Рис. 5.2.2. Цепочка ценности