Основные положения стратегии экономического развития регионов

СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Стратегия экономического развития регионов рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Естественно, что стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, внешнеэкономической ситуации, т.е. от системы условий и факторов, влияющих на целевые установки развития общества в рамках единого государства.

В отечественной экономике укрепляются те же тенденции современного экономического развития, которые набирают силу в странах Запада и Востока: глобализация, опережающее развитие сферы услуг, формирование постиндустриального общества, увеличение интеллектуальной составляющей в результатах любого производства, тотальная информатизация современного общества, развитие сетевых форм организации, исчерпание традиционных источников социально-экономического роста. В этих условиях все более актуальным становится поиск новых путей и решающих факторов регионального саморазвития.

При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста, согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горно-добывающая промышленность. В индустриальной стадии доминируют перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкости производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.

Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность всесторонне оценить предысторию и перспективу экономического развития того или иного города или региона. В зависимости от доминирующей отраслевой принадлежности можно выделить города доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, в которых происходят разные по своей сути процессы и к которым применимы разные рецепты управления процессом экономического развития.

В индустриальных городах действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей — «локомотивов индустрии», которые создают так называемый мультипликативный эффект, определяют ход развития города или региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, а вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города.

В постиндустриальных городах или регионах главным сектором, определяющим их благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры. Степень развития дорог, связи, жилищного сектора, сферы услуг и индустрии развлечений, степень доступности офисных помещений, уровень преступности и обеспеченность города квалифицированными кадрами — все это определяет потенциал развития постиндустриального города, так же как способность инфраструктуры города принять новые виды бизнеса и новых людей, быстро и эффективно приспособиться к новым условиям.

Само по себе нематериальное производство не обладает свойством самодостаточности. Однако основная стоимость конечной продукции создается на нематериальной стадии производства. Современное производство — это прежде всего интеллектуальное (т.е. преимущественно нематериальное) воздействие, которое производят инженеры, бухгалтеры, конструкторы, дизайнеры, специалисты по персоналу, по сбыту и маркетингу, эксперты по информационным сетям. Современное производство все в меньшей мере основывается на физической работе, т.е. на материально-вещественном воздействии. Данная закономерность особенно отчетливо просматривается в наукоемких отраслях.

В России в настоящее время происходят два противоположных по направленности процесса: деиндустриализация и рост удельного веса сектора услуг. Первая тенденция — падение удельного веса перерабатывающих отраслей с одновременным укреплением добывающих — является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на доиндустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. В то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества. В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов.

Оценка постиндустриальных тенденций позволяет выделить преимущественные факторы экономического развития:

• рыночная инфраструктура;

• квалификация людей;

• информационные и управленческие технологии.

Уровень производства в так называемых базовых отраслях уже перестал быть фактором развития стран и регионов. Основное богатство создается не в забое и не на металлургическом комбинате, а преимущественно в сфере услуг. Главным фактором становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования.

В целом региональная администрация в своей деятельности, направленной на социально-экономическое развитие региона, сегодня широко использует новые управленческие технологии:

• инструменты региональной промышленной политики, включающие в себя и широкий спектр методов привлечения инвестиций в регион;

• методы стратегического планирования развития региона;

• приемы регионального маркетинга и методы «продвижения» регионов и городов.

Повсеместно следует использовать приемы так называемого бенчмаркинга, т.е. целенаправленного применения передового опыта других регионов и городов.

Таким образом:

• экономическое благосостояние российских регионов определяется не только наличием исходных преимуществ (географическое положение, наличие природных ископаемых и др.), но и качеством управления их социально-экономическим развитием;

• в управлении развитием региона целесообразно использовать современные методы регионального менеджмента — стратегическое планирование, региональный маркетинг и др.;

• основным фактором успеха в управлении региональным развитием становится уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: