Инструменты управления экономическим развитием региона

Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

Рис. Цикл стратегического планирования развития региона

Некоторые приемы стратегического планирования, формализованные в бизнес-планировании, уже достаточно широко применяются в практике работы региональных органов управления. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического планирования и стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы администраций городов и регионов.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, — это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований — созданию условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

Ключевыми вопросами экономического развития региона являются:

• привлечение в регион новых производств;

• обновление структуры производства;

• развитие имеющихся производств, и прежде всего развитие инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения;

• создание новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.

При составлении программ развития регионов необходимо соблюдать следующие принципы:

• переориентация деятельности всех структур на развитие человека и создание условий достойной жизни, повышения уровня и качества жизни, изменение ее к лучшему;

• постановка целей и определение задач, которые необходимо решить, чтобы обеспечить достижение цели;

• выбор критериев и показателей развития человека, создание условий достойной жизни, повышение ее уровня и качества;

• выявление потенциала и ресурсов для решения поставленных задач и достижения цели;

• выбор основных направлений и ориентиров движения в процессе достижения цели;

• проведение многовариантных расчетов и выбор приоритетов в зависимости от масштабов затрат, достигаемых результатов, времени на достижение цели, возможностей использования факторов повышения эффективности;

• разработка стратегических планов, программ развития, заключение договоров и контрактов на ближайшую и более отдаленную перспективу со всеми предполагаемыми участниками их реализации;

• применение эффективных методов управления (маркетинг, стратегической планирование, программно-целевой, сетевой график, синхронизация, мониторинг, управление по результатам);

• закрепление законодательными актами и нормативами зарекомендовавших себя методов управления.

Общая структурная схема механизма реализации программы включает в себя следующие блоки:

1) информационный;

2) нормативно-правового регулирования;

3) организационно-распорядительны й;

4) финансово-экономический;

5) ресурсный;

6) оценочный.

Региональный маркетинг — одна из наиболее удачных концепций современного менеджмента. Маркетинг позволяет сориентировать всю деятельность коммерческого предприятия на нужды потребителя. Многие приемы маркетинга достаточно успешно развиваются и разрабатываются в рамках регионального маркетинга, осуществляемого государственными органами регионального управления.

Региональный маркетинг — это система привлечения в регион новых экономических агентов, способствующих процветанию региона в целом. Региональный маркетинг может осуществляться в виде маркетинга земли, жилья, зон хозяйственной застройки, инвестиций, туристического маркетинга и пр. Конкретные меры регионального маркетинга включают в себя публикацию и распространение печатных материалов о регионе, целенаправленные визиты региональных руководителей, встречи с руководителями организаций, готовых открыть в регионе новый вид бизнеса, кампании, проводимые совместно с торговой палатой, и пр.

Одна из целей регионального маркетинга — донести информацию о регионе как месте для бизнеса. Для этой цели используются реклама, распространение печатных материалов, деловые визиты и пр. В развитых странах публичные кампании проводятся, как правило, региональными торговыми палатами, местными бюро по туризму и другими частными организациями, городская администрация принимает активное участие в их деятельности.

Конкретным инструментом регионального маркетинга может стать план продвижения региона, состоящий из следующих разделов:

• исследования, экономический анализ деловой среды и коммерческой деятельности;

• образование;

• связи с общественностью и реклама.

Дополняется план разделами о его финансировании и процедурах контроля. План продвижения региона полностью аналогичен плану продвижения продукции коммерческой фирмы, с той лишь разницей, что «товаром» является сам регион вместе со сложным комплексов услуг, а потребителем — весьма разнородные группы (население региона, туристы, инвесторы, предприниматели, государственные органы власти, некоммерческие организации). Данный план представляет собой систему действий, которые создают и поддерживают конкурентные преимущества региона, способные сохраняться в течение длительного времени. План продвижения региона — один из действенных методов управления развитием региона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: