Понятие, виды и классификация инноваций
Инновации различаются уровнем новизны и коммерческим успехом. При этом коммерческий успех понимается в широком смысле слова и обозначает использование данного товара (услуги) конкретным потребителем.
Инновации очень разнообразны. Их можно классифицировать по ряду признаков. Выделим важнейшие из них.
По содержанию инновации делятся на:
- производственные (технологические), включающие новые виды оборудования, сырья, материалов и т.д.
- управленческие, включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товаров на рынок;
- информационные, включающие новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия решений на качественно новом уровне;
- социальные, охватывающие изменение условий труда, быта, экологии и т.д.
Итак, инновационное решение было успешным, необходимо разработать программу, комплекс мероприятий, которые обязательно будут учитывать все виды инноваций (круг инноваций).
По уровню новизны инновации делятся на продукцию, изготовленную на основе: высоких технологий, продвинутых технологий, технологий среднего уровня, технологий низкого уровня.
|
|
В зависимости от последствий использования инноваций, различных по уровню новизны, они делятся на базисные и улучшающие, псевдоинновации. Базисные инновации реализуют кардинальные изобретения, которые позволяют сформировать новое поколение техники. Улучшающие инновации направлены на реализацию незначительных изобретений, которые позволяют поддерживать стабильность экономического развития. Псевдоинновации приводят к «косметическому» улучшению продукции, которая выпускается продолжительное время.
По месту использования выделяются инновации: в производственной сфере (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д.); в непроизводственной сфере (образования, наука и т.п.).
По масштабам применения инновации бывают единичными и массовыми. Для оценки по данному признаку.
В зависимости от этапа инновационного процесса инновации могут выступать в виде ноу-хау, патента, комплекта документации, новой продукции, так как каждый из них можно продать.
Каждая инновация проходит так называемый жизненный цикл, который охватывает следующие фазы: выход на рынок, рост, зрелость, упадок, уход с рынка.
Согласно различным определениям, инновационная деятельность может состоять из различных этапов. Но все они взаимосвязаны и обеспечивают эффективность инновационного процесса.