2.1. Экономическая система.Проблемы выбора оптимального решения.
Целенаправленные экономические отношения на множестве экономических субъектов с целью эффективного использования ограниченных ресурсов и удовлетворение потребностей экономических субъектов называется экономической системой. ЭС решает проблему выбора содержащую три вопроса:
1. Что производить? (на производство каких товаров и услуг направить ограниченные ресурсы).
2. Как производить? (реализовать сочетание факторов обеспечивающих их максимальную эффективность использования, - какими технологиями).
3. Для кого? (для какой части населения (сегмента рынка) использовать имеющиеся ресурсы и возможные технологии).
Талантливым предпринимателем является тот, который может опередить своих конкурентов в ответе хотя бы на одиниз трёх основных вопросов, при этом, не упустив инициативы.
2.2. Основные типы ЭС:
1. Традиционная - решает проблему выбора исходя из обычаев. Усовершенствование обычно запрещается т.к. противоречит традициям и угрожает стабильности общественного строя.
|
|
2. Централизованная - характеризуется общественной собственностью на материальные ресурсы. Координация действий участников производства осуществляется на основе централизованного экономического планирования. Правительство решает сколько и чего производить. Госплан что производить. Министерства - какие факторы используются. Предприятия - какими технологиями. Как пишет Л. Робинс: “При централизации собственности и контроле над средствами производства цены не играют главенствующего места, организация производства всецело зависит от предпочтений верховного организатора”
3. Рыночная - хар-ся частной собственностью на ресурсы, использованием для координации экономической деятельности системы рынков и цен. Каждый производитель сам решает, что и в каком кол-ве производить, исходя из личного интереса повышения собственного благосостояния. Рынок подчиняется «невидимой руке». Как пишет А. Смит: “ Каждый эгоист - произв-ль стремится произвести такие товары, которые выше ценятся на рынке, но так же поступают и другие. Стремясь к своей выгоде, производители вступают друг с другом в конкуренцию, изготавливая продукт ценимый в обществе и понижают его цену. В рез-те невидимая рука подталкивает эгоистов к общественному благу.”
4. Смешанная экономика. Как правило реальная экономика той или иной страны не явл-ся чисто традиционной, централизованной или рыночной. Обычно происходит смешение разных типов ЭС.
2.3. Экономическая политика. Экономическая стратегия. Экономическая политика - система экономических мероприятий государственного воздействия, направленных на обеспечение конкурентоспособности, устойчивости и безопасности развития национальной экономики.
|
|
Экономическая стратегия охватывает вопросы теории и практики подготовки экономической системы, планирования процессов, определения целей и задач, распределения ресурсов в соответствии с концепцией экономического развития.
2.4. Конкуренция, её формы, виды, методы. Модель совершенной конкуренции. Конкуренция - состязательный процесс между экономическими субъектами, который проявляется в стремлении каждого получить более высокий результат, расширив свою рыночную долю за счет конкурента. Чем выше уровень конкурентной борьбы, тем ближе рынок к модели совершенной конкуренции (идеализация). Считается, что рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если имеет признаки:
1) Имеется много покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (продает) малую часть. Здесь ни один участник не в состоянии оказать влияние на цены. Уровни цен устанавливаются невидимой рукой.
2) Товар должен быть совершенно одинаковым с точки зрения покупателей и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов. Это условие редко выполняется на практике, так как одинаковые товары могут быть неравноценны для покупателя в силу: места продажи, условий обслуживания, рекламы...
3) Отсутствуют барьеры для вступления в отрасль нового производителя и свободного выхода с рынка (исключительное право заниматься данным видом деятельности - патент, лицензия - экономические особенности крупного производства, нечестная конкуренция, защита производства данного товара...).
4) Полная информация всех участников рынка о ценах, спросе, предложении, нормах прибыли.
5) Рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные
интересы. Сговор исключается.
Совершенной конкуренции в практике экономических отношений не существует, однако отдельные элементы такой модели имеют место. И чем активней конкуренция, тем выше (обычно) качество товаров и услуг, ниже цены.
Формы конкурентной борьбы:
1. потенциальная конкуренция - возможность появления в отрасли новых производителей, если нет непреодолимых барьеров. (Обычно юридического характера).
3. Конкуренция нововведений, (новых технологий товаров) - может возникать со стороны небольшой инновационной группы.
4. Конкуренция со стороны товаров заменителей, (все продавцы взаимозаменяемых товаров взаимно заменимы).
Виды конкуренции.
а) Внутри отраслевая - за увеличение рыночной доли производимой или потребляемой продукции.
б) Меж отраслевая - за более эффективное использование имеющегося капитала.
Методы конкурентной борьбы.
1. Ценовые, (борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли, путём снижения издержек и снижение цен либо за счёт дифференциации товаров при прежних издержках). Т.к. дифференциация делает товары более привлекательными, они имеют более высокую цену.
2. Не ценовые, (конкуренция со стороны товаров заменителей; за счет активизации рекламы, улучшения технического уровня, после продажного обслуживания).
5. Не честная конкуренция (давление на банки с целью получения кредитов; травля продукции конкурентов, переманивание их сотрудников).
2.4. Система общественных потребностей. Экономические блага, их классификация. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Подсистемы взаимосвязанных элементов материальных потребностей, элементов духовных потребностей и элементов социальных потребностей образуют систему общественных потребностей. Удовлетворение системы общественных потребностей обеспечивает существование и развитие общества.
|
|
Благо это – способность предметов удовлетворять различные потребности человека. В силу комплексности потребностей человека различные блага дополняют и могут замещать друг друга частично или полностью. Товар – экономическое благо, предназначено для обмена.
В соответствии с системой общественных потребностей блага подразделяют на материальные, духовные, социальные. Подразделяют также на блага низшего порядка (предметы потребления), высшего порядка (с-ва производства).
2.5. Фактор времени и дисконтирование. При осуществлении инвестиционных проектов необходимо сопоставлять величину сегодняшних затрат и будущих доходов (деньги вкладываются сегодня, а доход получается потом). Вкладывая деньги в конкретное дело, упускаются альтернативные возможности (вкладывая в строительство, упускается возможность вложений под % в банк и т. п.).
Пример дисконтирования. При депозитной ставке 10% для получения 1000 р. через год вложение в производство 910 р. будет рациональным. Т. е. 910 р. сегодня равноценны 1000 р. через год. Так можно определять сегодняшнюю стоимость будущей суммы денег. Эта процедура называется дисконтированием.
где - сегодняшняя стоимость; - будущая стоимость сегодняшней суммы; t – количество лет; r – ставка %.