Общая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства

Роль рынка

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

Рынок прошёл длительную эволюцию. “Когда-то рынок представлял собой общественное место в городе, где пищевые продукты и другие предметы выставлялись на продажу.” (Уильям Джевонс). Ф. Котлер определил рынок, как совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров. Британская энциклопедия определяет рынок, как совокупность инструментов посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов продавцов и покупателей друг с другом.

Рынок из общественного места, где совершались сделки, превратился в экономическую систему с появлением свободного покупателя имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды.

Рынок - система отношений продавцов и покупателей. Рыночное хозяйство - форма организации, при которой производители и потребители взаимодействуют через рынок с помощью системы цен и механизма спроса и предложения.

4.1. Основные черты РЭ:

1. Право частной собственности;

2. Свобода выбора хозяйственной деятельности, исходя из личного интереса в любой допускаемой законом форме;

3. Всеобщность рынка - проникновение рыночных отношений во все сферы общественного производства;

4. Множественность рынков, заключающаяся в том, что существуют рынки товаров, услуг, капитала, труда, жилья.

5. Экономическая ответственность за свою деятельность, т.е. субъект, отвечает по своим обязательствам имущественным доверием делового мира и т.п.

6. Конкуренция - процесс соревнования между производителями за более выгодные условия производства сбыта товаров, а между покупателями за свою выгоду. Конкуренция – состязательный процесс за расширение своей рыночной доли за счёт конкурента.

Воздействие рынка на экономическую систему происходит по следующим направлениям:

1) Через механизм конкуренции, способствует рациональному распределению ресурсов.

2) Заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, соответствующую его доходам.

3) Приспосабливает объем и структуру производства спросу.

4) Освобождает экономику от убыточных неэффективных экономических субъектов. Происходит “созидательное разрушение”.

Цены выступают носителем экономической информации о наличии или отсутствии товаров, их количестве, полезности для потребителя.

Государство - общественный институт, представляемый правительственными организациями. Домашнее хозяйство - основной структурный элемент потребительской сферы экономики, поставщик и собственник факторов производства. Предприятие - функционирует с целью получения дохода(прибыли), является поставщиком товаров и услуг. Рыночная инфраструктура образуется из рыночных институтов. Рыночные инфраструктура состоят из коммерческих банков, фондовых бирж, страховых компаний, бирж труда, аудиторских фирм, юридических контор, информационных центров, рекламных бюро...

Между этими субъектами имеются непрерывные отношения по поводу движения товаров и денег (товарно-денежные).

4.3. Классификация рынков:

1) По объектам купли продажи.

A) Рынок товаров, средств производства (топлива, машин и оборудования, сырья,...), предметов потребления (потребительские товары).

Б) Услуг (общественное питание, здравоохранение, образование, быт. услуги...).

B) Информации.

Г) Капиталов (денег, ценных бумаг).

Д) Рынок рабочей силы

2) По типу конкуренции.

А) Рынок свободной (совершенной) конкуренции.

Б) Несовершенной конкуренции: чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции.

3) По территориальному признаку

A) Местные рынки. Б) Национальные рынки. В) Мировые рынки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: