double arrow

По данной теме лекции планируются проводиться по учебному пособию “Мировой фрахтовый рынок”

ТЕМА 3. Международные транспортные операции

Тема 4. Научно-технический прогресс (НТП) и развитие судоходства на его основе. НТП на транспорте.

Водный транспорт, как и все другие отрасли народного хозяйства, имеет свою специфическую материально-техническую базу, которая складывается из следующих элементов: флот, порты, промышленные предприятия, путевое хозяйство и средства связи.

Организация работы водного транспорта базируется на взаимосвязи всех элементов материально-технической базы (МТБ), комплексному их использованию в производственном процессе.

Развитие МТБ водного транспорта совершается на основе широкого использования достижений НТП.

НТП – это обусловленное действием объективных экономических законов постоянное совершенствование всех сторон общественного производства и сферы обслуживания на основе развития и ежедневного применения достижений науки и техники с целью практического решения вопросов, которые стоят перед обществом.

Внедрение достижений НТП приводит к следующим изменениям:

1. Значительное увеличение доли транспорта в отраслевой структуре экономически развитых стран.

2. Вовлечение в региональную и производственную сферу новых регионов.

3. Развитие более глубокой специализации и кооперации производства, расширение деятельности международных концернов. Это привело к изменению номенклатуры грузов, предоставляемых к перевозке. Увеличилась доля полуфабрикатов, узлов и оборудования.

4. Стремление к экономической интеграции. Создание общих рынков (Европейский, Л-Американский, С-Американский.)

5. Определяющими категориями эффективности и целесообразности перевозок становятся:

а.)- показатели энергоемкости транспортного процесса;

б.) - экологическая чистота транспортного процесса.

Эти явления ставят перед транспортом новые проблемы по его совершенствованию.

Транспортной инфраструктурой называются все основные сооружения и постройки: пути, дороги, каналы, склады, терминалы и т.д.

В странах Западной Европы и Америки в основном завершено создание транспортной сети как национального, так и международного значения. Усилия совершенствования транспортной инфраструктуры направлены на совершенствование транспортного процесса. К таковым относятся: создание тоннелей, создание видов транспорта, специализирующихся на отдельных перевозках.

Транспорт - совокупность предприятий, имеющих отдельную специализацию и межотраслевую кооперацию труда.

Интермодальный подход - метод, позволяющий использовать все преимущества отдельных видов транспорта.

Под интермодальным подходом к транспортным вопросам понимается одновременный учет возможных изменений работы всех видов транспорта при планировании работы того или иного совершенствования инфраструктуры или изменения правового положения того или иного вида транспорта.

Создаются международные транспортные коридоры, как один из видов эффективного использования транспорта.

Транспортный коридор - часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые или пассажирские перевозки между отдельными географическими регионами. Включает в себя подвижной состав всех видов транспорта, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок.

Транспортные коридоры:

1. Вдоль трансевропейской автомагистрали (около 10.000 км.) - от севера Польши до Турции (Босфор).

2. Скандинавские страны - Север Италии, через тоннели в швейцарских Альпах.

3. Париж- Испания - страны Магриба (Марокко, Алжир, Тунис)

4. Восток- Запад (Париж- Москва).

Транспортные цепи включают в себя организацию отдельных этапов перевозок грузов на определенное расстояние в течение определенного периода времени с использованием одного или нескольких видов транспортных средств, в ходе которого грузы остаются неизменны.

Существуют 2 региона, в которых успехи в области транспорта вызывают особый интерес:

Подход к организации перевозочного процесса в Америке:

1. Мультимодальный (больше чем между двумя видами транспорта);

2.Трансмодальный (под одним руководством);

3.Амодальный вид перевозок (сдается груз независимо от вида транспорта, перевозчик сам выбирает вид транспорта);

4. Три поколения транспортных грузовых средств:

- 1-ое поколение: универсальные транспортные средства (вагоны, универсальные автомобили);

- 2-ое поколение: специализированные транспортные средства (танкера, цистерны для транспортировки определенных видов грузов, контейнера, специальные платформы);

- 3-е поколение: комбинированные средства перевозки - новые перевозочные средства (контрейлеры, роудрейлеры, рэйлрейлеры). Транспортные средства 3-го поколения используются лишь на некоторых видах транспорта.

Габаритные размеры контейнеров международного стандарта (футы - числитель, мм - знаменатель).

Типы конт. Длина Ширина Высота Вес груза, т
  45/13580 8/2347 9’6/ 2696  
40 1А (DС) 40/12033 8/2352 8/2395  
40 1А (HC) 40/12035 8/2352 8/2700  
30 1В 30/9125 8/2438 8/2438  
30 1ВВ 30/9125 8/2438 8’6/2591  
20 1С 20/5905 8/2353 8/2393  
20 1С (ОT) 20/5894 8/2311 8/2354  

_____________________________________________________________________

Примечание. DС - Dry Container – стандартный контейнер,

НС - High Cube,

OT - Open Top.

Кроме того, существуют следующие типы контейнеров:

20 - футовый рефрижераторный контейнер, 40 - футовый рефрижераторный контейнер, 20 - футовый контейнер-платформа, 40 - футовый контейнер-платформа.

Научно - технический прогресс при перевозке массовых грузов (технологическая маршрутизация).

Современные технологии массовых перевозок.

Многие десятилетия разобщенность между различными видами транспорта приводила к потере темпов интенсификации перевозочного процесса. В последние годы и в особенности в начале 80-х отдельные разрозненные способы взаимодействия разных видов транспорта получили новый импульс. В особенности это взаимодействие получило резкий толчок в начале 90-х годов. Возникла необходимость перевозки массовых грузов без использования складских помещений. В это время возникла технологическая маршрутизация.

Технологическая маршрутизация международных перевозок особенно развита в странах ЕЭС, а также в странах США и Канаде.

Что представляет собой технологическая маршрутизация?

В какой- то адрес, или в какой- то порт, на какую- то станцию отправляется груз специально какому-то адресату. Это делается для того, чтобы избежать складирования грузов, для того, чтобы грузы не хранились на станционных складах. Технологическая маршрутизация начинает охватывать многие страны Западной Европы и Северной Америки.

Методом технологической маршрутизации стали перевозиться такие грузы как уголь, сырьевая сталь, жидкая сера, сырая нефть, глинозем, продукты целюлозно - бумажной промышленности, зерно (от элеваторов к хлебопредприятиям). В Германии и Англии маршрутизация охватила такие перевозки грузов как соленая вода, т.к. для работы некоторых предприятий требуется соленая вода.

Примером технологической маршрутизации является опыт Германии, который апробирован в Зальцбурге на сталеваренных заводах. От Гамбурга до Зальцбурга работает специальный технологический маршрут с рудой. В Гамбурге железная руда грузится в составы и отправляется в Зальцбург. Вес состава 5,6 тыс. тонн. Этот состав подобран таким способом, что руда из него поступает непосредственно на шихтный двор и не требуется промежуточного хранения. Непосредственно с грузовых вагонов руда поступает в домны. Этот процесс, когда перевозка связана непосредственно с технологией, называется технологической маршрутизацией.

Пример с перевозкой цемента в США.

Большие трудности как экологические, так и технологические доставляет перевозка цемента (при погрузке - выгрузке много пыли, требуются специальные условия для складирования и т.д.). Была создана специальная система, предназначенная для технологической маршрутизации перевозки цемента. В каждом городе имеется верфь, на которую через определенное время приходит состав из сухогрузных цистерн. Состав подается на верфь, затем с помощью системы грузовых 25-тонных автомобилей на них с помощью пневматики выгружают цемент. Автомобиль подъезжает к составу и, буквально, за 10 минут загружает свой автомобиль. Таким образом, состав из 100 вагонов разгружается за 1 час. Отсутствуют какие либо распыления, складские помещения, а цемент поступает непосредственно на строительные площадки. Способ такой технологической маршрутизации приносит большие доходы. При отправочной маршрутизации стоимость перевозки одной тонны цемента была 28$, а при технологической маршрутизации 4$.

Безостановочная погрузка и выгрузка.

Такая технология распространена в Канаде и США. На специальных площадках при подходе поезд сбавляет скорость до 10-15 км/час, и автоматически открываются люки в днище вагона и груз ссыпается в отвалы, по дну которого идет транспортер, который загружает эти грузы по назначению. Таким же точно образом происходит загрузка вагонов. Поезд проходит под транспортером на медленной скорости и груз засыпается в вагоны. По поводу эффективности можно сказать, что пункты погрузки- разгрузки оправдывают себя, буквально, за три - четыре года.

Научно- технический прогресс при перевозке генеральных грузов (контейнерные перевозки).

Основной современной концепцией перевозки генеральных грузов является формирование укрупненных мест.

К укрупненным местам относятся:

1.) контейнеры; 2.) контрейлеры; 3.) роудрейлеры; 4.) съемные кузова.

Перевозки с использованием технических средств одного вида транспорта на другом виде транспорта (груженый автомобиль перевозится по железной дороге), (груженый ж/д вагон перевозится на пароме (судне).

Такие перевозки получили широкое распространение в мире.

Сеть международных комбинированных перевозок включает в себя ж/д линии, терминалы, станции смены ж/д пар.

Основные линии комбинированных перевозок в СНГ:

1. Унгены - Кишинев- Киев- Москва.

2. Лужайка (граница с Финляндией) - Ленинград- Москва.

3. Брест- Минск- Москва.

4. Чоп- Львов- Киев- Москва.

Характерные признаки комбинированных перевозок:

1. производятся без перегрузки;

2. общий правовой статус для всех видов транспорта;

3. установлен единый транспортный документ и общий тариф.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: