Важнейшим направлением снижения себестоимости перевозок является экономия эксплуатационных расходов по отдельным статьям

Пути снижения себестоимости перевозок

Все факторы, влияющие на уровень себестоимости морских перевозок, делятся на две группы: факторы, зависящие от работы пароходства (внутрипроизводственные), и факторы, не зависящие от работы морских транспортных предприятий (внешние или народнохозяй­ственные).

К внутрипроизводственным относятся:

· рост производительности труда,

· уровень использования основных и оборотных фондов и т. д.

Внешними (народнохозяйственными) факторами являются измене­ния цены на топливо, материалы, конъюнктуры перевозок на мировом рынке, а отсюда структуры и направлений перевозок, география гру­зопотоков и др.

Так, по статье «Содержание экипажей» возможна абсолютная и относительная экономия. Абсолютная экономия достигается за счет сокращения штатной численности экипажей при совмещении профессий. Относительная экономия является следствием увели­чения объема перевозок при той же численности экипажей. Повыше­ние производительности труда ведет как к абсолютной, так и относи­тельной экономии на заработной плате.

Режим экономии на флоте заключается, прежде всего, в береж­ливом и разумном использовании топлива — крупной статьи эксплу­атационных расходов. Экономия топлива начинается с его качествен­ной приемки на судно (без потерь в соответствии с количеством, указанным в документах). Правильная техническая эксплуатация позволяет более полно использовать мощность силовых установок. Своевременная постановка в док является резервом увеличения скорости хода судов и экономии топлива. Значительным резервом экономии по статье «Топливо» является перевод судов на исполь­зование тяжелых сортов топлива (мазут, моторное вместо дизель­ного).

Известно, что эксплуатационная скорость зависит не только от технической скорости, но и от точного ведения судна по курсу. Тщательное изучение района плавания, учет действующих течений, ветров, приливов и отливов, знание навигационных условий линии и подходов к портам, своевременная заявка на лоцманскую провод­ку и своевременное извещение о подходе к портам — необходимые условия экономии ходового времени, сокращения задержек судна в пути.

Большой удельный вес амортизационных отчислений в общей сумме эксплуатационных расходов транспортного флота определяет и значительные возможности снижения себестоимости перевозок за счет расходов на амортизацию. По амортизационным отчислениям возможна лишь относительная экономия.

Увеличение межремонтного периода, система непрерывного техни­ческого обслуживания приводят к снижению годовых расходов на текущий ремонт и, следовательно, к снижению себестоимости перевозок. Глубокое знание правил технической эксплуатации, систематическое повышение производственной квалификации, тща­тельный уход за механизмами и судовыми устройствами, детальное знание технического состояния каждого механизма, своевременное проведение профилактического обслуживания — вот пути снижения расходов на ремонт экипажами.

Экономии по статье «Текущий ремонт» способствует внедрение индустриальных методов ремонта. На сокращение расходов по этой статье большое влияние оказывает подготовка судна к ремонту. Правильно составленная ремонтная ведомость способствует свое­временному выполнению графика ремонта. Администрация судна должна путем тщательной проверки убедиться в качестве ремонта. Низкое качество ведет к повторной постановке судна на ремонт, потере провозной способности и дополнитель­ным расходам на ремонт.

По материалам, малоценным и быстроизнашивающимся предме­там можно достигнуть абсолютной экономии за счет бережного отношения к такелажу и инвентарю, экономии смазочных и других материалов. На судах отработанное масло необходимо собирать и передавать для регенерации.

Экономия по судовым сборам, навигационным расходам и агентированию достигается за счет глубокого знания коммерческой эксплуатации, обычаев портов, правил взимания и размеров судо­вых сборов, скидок и т. д., систематического изучения конъюнктуры сборов.

Экономия затрат по судовым сборам имеет большое значение, так как оплата их в зарубежных портах и за проход каналами производится в иностранной валюте. В расходах судов в иностранной валюте судовые сборы имеют наибольший удельный вес.

Административно-управленческие расходы и общеэксплуатацион­ные расходы по способу отнесения на себестоимость являются косвенными расходами, а по связи с объемом перевозок условно-пос­тоянными, т. е. почти не зависящими от изменения объема перево­зок. По этим расходам важное значение имеет относительная эконо­мия, которая является следствием уменьшения доли этих расходов, приходящихся на единицу объема перевозок. Соблюдение строжай­шего режима экономии в расходовании средств на управление — важный путь снижения себестоимости перевозок. Об эффективности изменения расходов на управление можно судить по результатам сопоставления их динамики с динамикой конечных результатов деятельности пароходства.

Административно-управленческие расходы, амортизационные от­числения и некоторые элементы расходов по другим статьям калькуляции не находятся в прямой зависимости от объема перевозок. Поэтому с ростом объема перевозок их размер, приходя­щийся на единицу перевозок, снижается.

Важным направлением снижения себестоимости является лучшее использование основных фондов транспортного флота.

В сокращении эксплуатационных расходов и снижении себестои­мости перевозок значительная роль принадлежит рациональному ис­пользованию флота во времени. Увеличение времени работы флота в календарном периоде — важный резерв лучшего его использования и снижения себестоимости перевозок.

На флоте необходимо добиваться сокращения ремонтного периода за счет по­вышения качества технической эксплуатации, широкого использова­ния системы непрерывного технического обслуживания, развития индустриальных методов ремонта, осуществления отдельных видов ремонтных работ силами экипажа и др.

Использование эксплуатационного периода судов для перевозки грузов характеризуется коэффициентом ходового времени. Его увеличение должно идти по линии сокращения стояночного времени судов в портах, где кроются значительные резервы увеличения провозной способности, а следовательно, и снижения себестоимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: