Классификация производственных затрат.
Статьи калькуляции на транспортных предприятиях.
Состав затрат на эксплуатацию транспортных средств.
Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются, в соответствии с их экономическим содержанием по элементам. Группировка затрат по элементам необходима для выявления фактического расходования в производственном процессе материальных, трудовых и финансовых ресурсов, определения потребности предприятия в этих ресурсах для осуществления перевозок, выполнения работ по транспортно-экспедиционному обеспечению. Все затраты включаемые в себестоимость перевозок группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим экономическим элементам затрат независимо от отраслевой принадлежности организаций:
3 материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов)
5 прочие затраты
Определение себестоимости единицы продукции называется калькулирование.
Статьи калькуляции на АТП:
1. Основная и дополнительная заработная плата водителей и кондукторов с отчислениями на социальные нужды;
2. Топливо;
3. Смазочные и эксплуатационные материалы;
4. Износ и ремонт автошин;
5. ТО и ТР;
6. Амортизационные отчисления;
Классификация производственных затрат - это группировка расходов по техническому назначению и экономическому содержанию, позволяющая управлять формированием себестоимости перевозок грузов и пассажиров.
По техническому назначению расходы подразделяются:
- основные (технологические);
- вспомогательные(по обслуживанию производства и управления).
Основные технологические затраты связаны с перевозкой грузов или пассажиров.
К ним относятся:
- 1. расходы на основную заработную плату водителям с отчислением на социальные нужды (ЕСН);
- 2. расход топлива,
- 3. смазочных и прочих эксплуатационных материалов;
- 4. расходы на восстановление и ремонт автошин;
- 5. амортизация отчисления по подвижному составу;
Вспомогательные затраты включают расходы:
- технического и хозяйственного обслуживания;
- управления производством.
По способу включения в себестоимость затраты делятся на:
-прямые;
-косвенные.
Прямые затраты непосредственно (прямо) относятся на себестоимость продукции.
На АТП такими затратами являются:
- заработная плата водителей, заработная плата ремонтных рабочих, заработная плата кондукторов с отчислениями на социальные нужды (ЕСН);
- расходы на топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы;
- ремонт автомобилей и автошин;
- амортизационные отчисления по подвижному составу;
Косвенные затраты не относятся прямо на себестоимость того или иного вида продукции, так как носят общий характер – это расходы по управлению и обслуживанию производства, коммерческие расходы. Распределяются такие расходы между видами перевозок пропорционально определенному показателю:
- сумме основной заработной платы водителей,
- автодням работы на линии;
- сумме прямых затрат;
- выручке;
Этот показатель должен быть отражен в приказе об учетной политике.
По признаку связи с производственным процессом затраты на АТП подразделяются на:
- переменные;
- постоянные;
- условно-постоянные;
- условно-переменные.
Затраты, размер которых находится в прямой зависимости от пробега автомобиля (объема продукции) являются переменными. К ним относятся:
- расходы на ГСМ;
- расходы на ТО и ТР;
- стоимость восстановления и ремонт автошин;
Затраты, размер которых не зависит от пробега автомобиля являются постоянными. К ним относятся:
- общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
К условно-постоянным относятся затраты, которые почти не зависят от объема произведенной работы и выполнения установленных норм (общехозяйственные расходы)
К ним относятся:
- заработная плата водителей с отчислениями на социальные нужды (ЕСН);
- амортизация подвижного состава, так как она рассчитывается в зависимости от стоимости подвижного состава и величины его пробега.
Условно-переменные расходы зависят от объема производства, но эта зависимость не прямо пропорциональная (общепроизводственные расходы).
Учет себестоимости на предприятиях строится следующим образом:
1.Котловым;
2.По заказным;
3.По передельным;
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся к категории постоянных.
Общепроизводственные расходы учитываются на счете 25 и группируются по следующим статьям:
1.Заработная плата производственно-линейного персонала (диспетчеры, механики, кассиры, контролеры и т.п.);
2.ЕСН;
3.Содержание сторожевой охраны;
4.Содержание производственных помещений и территорий;
5.Расходы по охране труда и технике безопасности;
6.Содержание и ремонт оборудования;
7.Амортизация ОС (кроме автомобилей, прицепов);
8.ТР производственных помещений (кладовых, электросетей и т.п.);
9.Вспомогательные материалы, которые не могут быть отнесены к какому-либо виду ремонта и ТО;
10.Топливо и энергия для технологических нужд;
11.Водоснабжение;
12.Расходы на содержание автомобильного хозяйства;
13.Изготовление бланков;
14.Расходы на командировки водителям, не возмещаемые грузодателем;
15.Арендная плата;
16.Противопожарная охрана;
17.Прочие производственные расходы (инкассация выручки, оплата тех. осмотров, номерных знаков и др.)
На счете 26 «Общехозяйственные расходы» учитываются административно-хозяйственные расходы. Они группируются по следующим статьям:
1. Заработная плата АУП (административно-управленческий персонал);
2. ЕСН на заработную плату АУП;
3. Служебные разъезды;
4. Содержание легкового транспорта;
5. Расходы на приобретение внутригородских билетов;
6. Почтово-телеграфные и телефонные расходы;
7. Амортизация ОС, их ремонт и содержание общепаркового назначения;
8. Прочие расходы (н.п. аудиторские и консультационные услуги);
Расходы по управлению и обслуживанию автоперевозок являются косвенными затратами. Сальдо на конец месяца не имеют.