double arrow

Себестоимость перевозок, особенности определения и различия по видам транспорта

Экономические показатели и их особенности на различных видах транспорта.

Особенности планирования пассажирских перевозок по видам транспорта.

В планах пассажирских перевозок на всех видах транспорта устанавливают объемы пассажирских перевозок: количество отправленных пассажиров, пассажирооборот и среднюю дальность поездки. Пассажирские перевозки делят на городские, пригородные и дальние: междугородние и международные. Их планируют раздельно с учетом соответствующих требований к подвижному составу и специфики организации перевозок. На каждом виде транспорта разрабатывают перспективные (на 5 лет), текущие (годовые) и оперативные планы пассажирских перевозок. При этом оперативные планы составляют на сезоны (летнее и зимнее время), кварталы и месяцы.

Основными источниками информации о пассажирских перевозках являются количество проданных билетов, различные отчетные и статистические данные, а также материалы периодически проводимых обследований пассажиропотоков на городском транспорте, в поездках, самолетах и других видах транспорта.

Показатели планирования перевозок можно определять по видам транспорта (в целом и отдельно), видам сообщений, регионам и группам населения. Выявление тенденций и закономерностей изменения этих показателей позволяет устанавливать ожидаемые размеры спроса на пассажирские перевозки по видам транспорта, видам сообщений и регионам умножением его прогнозного значения на потенциальную численность населения в рассматриваемом периоде.

На автомобильном транспорте планируют городские перевозки пассажиров, в сельской местности (на местных линиях) и междугородном сообщении.

На железнодорожном транспорте перевозки пассажиров планируют отдельно в пригородном, местном (в пределах дороги) и прямом (дальнем) сообщениях.

На речном и морском транспорте перевозки пассажиров планируют отдельно для местных линий, дольних рейсов (в пределах страна) и в международных сообщениях.

На воздушном транспорте пассажирские перевозки планируют различные авиакомпании отдельно для местных линий (в пределах областей, краев, республик), в дальнем внутреннем междугородном сообщении и по международным линиям.

Себестоимость перевозок является одним из важнейших обобщающих показателей экономической деятельности транспортных предприятий. Она представляет собой удельные текущие (эксплуатационные) расходы, приходящиеся на единицу транспортной работы. Ее измеряют в рублях на тонно-километр. Иногда определяют себестоимость перевозки 1 т груза или 1 пассажира либо используют определенный измеритель транспортных услуг (вагонно-час, автомобиле-час, тоннаже-сутки и т.п.).

На себестоимость перевозок оказывают влияние их объем и дальность, грузоподъемность и пассажировместимость подвижного состава (вагонов, судов, автомобилей, автобусов, самолетов и т.п.), КПД тяговых двигателей, удельное сопротивление движению, расход топлива, металла, рабочей силы, доля порожнего пробега, продолжительность работы в течение суток или года и другие факторы.

Экономические показатели, в том числе себестоимость, определяются многочисленными факторами, которые можно разделить на общие для всех видов транспорта и частные, или специфические, отражающие особенности каждого из них.

К общим факторам относятся: объем и густота перевозок, или грузонапряженность, дальность перевозок, коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава, доля груженого и порожнего пробега, структура парка, производительность, коэффициенты, учитывающие расход топлива, электроэнергии, удельное сопротивление движению и др.

К частным, или специфическим, факторам на железнодорожном транспорте следует отнести вид тяги, число главных путей, длину станционных путей, руководящий уклон и профиль пути, типы вагонов, массу и категорию поезда (прямой, сборный и т.д.), виды сообщений (пригородное, дальнее), нагрузку вагона на ось, массу и тип отправки, населенность пассажирского вагона и др.

На морском и речном транспорте при расчете экономических показателей принимают во внимание грузоподъемность и тип судов, скорость их движения, перерабатывающую способность порта, условия выполнения погрузки и выгрузки грузов (прямой и складской варианты), длительность навигационного периода, направление перевозок по рекам (вверх и вниз по течению), число шлюзований при проходе по каналам и др.

На автомобильном транспорте к таким факторам относят тип и грузоподъемность автомобилей, наличие прицепов или полуприцепов, категорию автодорог.

На воздушном транспорте себестоимость и удельные капитальные затраты зависят от типа воздушного лайнера, категории аэропорта, количества промежуточных посадок, степени трудности трассы и др.

На трубопроводном транспорте большое значение имеют диаметр труб, давление в трубах, профиль трассы, расстояние между перекачивающими станциями, количество ниток трубопровода, род продукта и др.

Перечисленные факторы отражают особенности каждого вида транспорта и являются определяющими при расчете себестоимости перевозок, потребных капиталовложений и оборотных средств, тарифов и цен на перевозки и другие транспортные услуги.

Анализ себестоимости перевозок имеет особенно большое значение при коммерческих расчетах, так как обеспечивает возможность поиска конкретных путей получения прибыли и повышения эффективности работы транспортных предприятий за счет снижения расходов по отдельным элементам затрат или видам работ и услуг. Источником информации о текущих расходах служит бухгалтерская и статистическая отчетность о работе транспортных предприятий.

Себестоимость перевозок на разных видах транспорта существенно зависит от объемов перевозок (размеров движения). При этом часть расходов меняется прямо пропорционально изменению объема перевозок (заработная плата основного эксплуатационного контингента служащих, расходы на топливо, электроэнергию, материалы и т.п.), а другая остается постоянной, неизменяющейся (расходы на содержание постоянных устройств, управленческого персонала и т.п.). Первую часть себестоимости перевозок называют зависящими, или переменными расходами, а вторую – независящими, или постоянными.

Расходы на начально-конечные операции (при прочих равных условиях) от изменения дальности перевозок не зависят, а расходы на движенческую операцию возрастают прямо пропорционально ее росту. Эксплуатационные расходы транспорта

где Энк, Эдв – расходы соответственно на начально-конечные и движенческую операции; l – дальность перевозки.

Себестоимость перевозок имеет обратную зависимость:

где Снк, Сдв – себестоимость соответственно начально-конечных и движенческой операций.


Сейчас читают про: