Что такое спрос?

Спрос и предложение

Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар (англ. demand — спрос).

В экономике действует так называемый закон спроса, суть кото­рого можно выразить следующим образом. При прочих равных ус­ловиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффек­та дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество этого товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос. Например, у некоего потребителя есть желание приобрести автомобиль за 15 тыс. долл., однако он не располагает такой сум­мой. В данном случае есть желание, но нет возможности, поэтому спрос на автомобиль со стороны данного потребителя отсутствует.

Действие закона спроса ограниченно в следующих случаях:

- при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием покупате­лей повышения цен;

- для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);

- при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок — на домашние компью­теры, снижение цен на пишущие машинки не приведет к повыше­нию спроса на них).

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и мо­гут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называ­ют изменением величины спроса. На «Графике спроса» графически изображена зависимость между ценой костюма и величиной спроса на него в магазине. Изменение величины спроса — это движение по кривой спроса.

Цена, тыс. руб. 0,5   1,5   2,5
Величина спроса, шт.          

График спроса: Р — цена; Q — величина спроса

Если цена костюма снизится с 2 тыс. до 1 тыс. руб., то величина спроса на него возрастет с 200 до 400 шт. ежедневно. И наоборот.

Однако цена является не единственным фактором, оказываю­щим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса. Все другие факторы (так называемые неценовые) воздействуют как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения спроса.

К неценовым факторам относятся:

- изменения в доходах населения. Если доходы населения растут, то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости от цен на них. Например, растет спрос на высококачественные одежду и обувь, товары длительного пользо­вания, недвижимость и т.п.;

- изменения в структуре населения. Например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары; старение населения влечет за собой увеличение спроса на лекарства, пред­меты ухода за пожилыми людьми;

- изменение цен на другие товары. К примеру, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на продукт-заменитель — свинину и т.п.;

- изменение вкусов потребителей, и изменения моды, привы­чек, а также другие факторы, не связанные с ценой.

На графике «Влияние неценовых факторов на спрос» может быть изображено как сдвиг кривой спроса вправо (рост спроса) или влево (снижение спроса).

График. Влияние неценовых факторов на спрос: D – первоначальный спрос; D1 — возросший спрос; D2 — уменьшившийся спрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: