Рыночный механизм спроса и предложения

Как действует рыночный механизм спроса и предложения? Что произойдет, если спрос на какой-либо товар изменится в результа­те влияния неценовых факторов? Предположим, что спрос на не­кий товар А повысился, так как этот товар стал более модным.

Повышение спроса на графике «Спрос, предложение, цена» отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D1). В резуль­тате установится новая равновесная цена Р1, которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привле­чет новых продавцов к производству и продаже товара А, что при­ведет к росту предложения. Кривая предложения переместится

Рис. 4.6. Спрос, предложение, цена

вправо (из положения S в положение S 1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применимо только к данному конкретному моменту.


Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»

Рыночный механизм действует таким образом, что любое наруше­ние равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельно­сти монополий, заинтересованных в поддержании монопольно вы­соких цен.

Цена «пола» — установленная минимальная цена, ограничи­вающая дальнейшее ее снижение. Цена «потолка», напротив, огра­ничивает повышение цены.

Цены «пола» и «потолка» могут быть установлены государст­вом, регулирующим ценообразование на рынке. Например, госу­дарство при осуществлении социальной политики может устано­вить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.

Примером цены «пола» может служить запрет на торговлю то­варами по ценам ниже их себестоимости.

Можно указать на многочисленные случаи завышения цен на продовольственные товары, в частности на пшеницу и кукурузу в США, посредством предоставления субсидий фермерам с тем, что­бы спасти их от разорения и обеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуются излишки непро­данного товара. В Соединенных Штатах Америки излишки зерно­вых скупаются федеральным правительством за счет средств гос­бюджета и в дальнейшем экспортируются. В противном случае од­но лишь декларативное установление завышенной цены не дало бы никакого результата.

С ценами «потолка», регулируемыми государством, мы сталки­ваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен «потолка» можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорож­ные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.

Цены «потолка» занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равнове­сия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате по­литики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приос­тановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат зани­жения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной сис­темы или других систем нормированного распределения.

Многие экономисты — сторонники неолиберального направ­ления в экономике, т.е. приверженцы ничем не ограниченной сво­боды рыночных отношений, возражают против применения цен «пола» и «потолка», поскольку это нарушает рыночный механизм. Они полагают, что рыночное ценообразование автоматически уст­раняет излишки и дефицит. Пока цены могут свободно достигать своего уровня равновесия, объем спроса и объем предложения от­менить нельзя.

Приверженцы других направлений экономической науки, нис­колько не умаляя роли рынка и его законов, предлагают не дожи­даться автоматического регулирования спроса и предложения. Одни считают, что надо регулировать спрос посредством управления за­нятостью, кредитом и денежной массой (неокейнсианцы); другие рекомендуют регулировать предложение с помощью изменений в налоговой политике и инвестициях (сторонники экономики пред­ложения).

Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считать­ся с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спро­са и предложения и, возможно, скорректированным путем уста­новления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать мо­нополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуля­ции должна заложить рыночную цену.

Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принци­па формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы.

ВЫВОДЫ

1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечиваю­щий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:

• фирмы могут расширять и сужать производство в зависимо­сти от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска;

• цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;

• наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нару­шит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потре­бителей и соответствующее изменение спроса), то:

• фирмы-производители обязательно среагируют на измене­ние рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет произво­дителям, куда следует направить свои усилия);

• начнется процесс приспособления производителей и потре­бителей к новым условиям, в результате сформируются новая ры­ночная цена и новый объем производства, соответствующие изме­нившимся условиям.

В этом смысле рыночная экономика оказалась более эффек­тивной, чем административно-командная, которая реагировала на возникновение диспропорций в скрытой форме (устойчивый де­фицит отдельных продуктов, деформированная структура произ­водства и другие известные атрибуты плановой системы). Иными словами, предприятия в административно-командной экономике оказались нечувствительными к изменениям в силу отсутствия об­ратной связи, реакции производства на изменения спроса.

Значительная часть сегодняшних проблем России во многом объясняется пассивностью предприятий-производителей, ожида­нием привычной помощи «сверху», нежеланием формировать рыночный образ мышления, отсутствием информации о том, как должно вести себя предприятие в условиях рынка.

3. Полезностью называется удовлетворение, которое приносит благо потре­бителю. Хотя оценка полезности блага зависит не только от объективных, но и от субъективных обстоятельств, возможно выявление средних для того или иного общества оценок полезности. Закон убывающей предельной по­лезности (первый закон Госсена) гласит, что каждая последующая (пре­дельная) порция блага все менее полезна с точки зрения индивидуума, а в результате и совокупная полезность всего блага для него снижается.

4. Ценность (стоимость) — это денежная оценка потребителем полез­ности блага. Обычно она определяется на базе лучшего из доступных ему товаров с корректировкой на свойства данного товара.

5. Ценой называется количество денег, за которые продается и поку­пается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они, сравнивая предложение и спрос на товар, устанавливают цену. Основу этого меха­низма описывает двухфакторная модель ценообразования, объясняющая величину цены как компромисс между издержками производства и полез­ностью товара.

a. Важнейшими категориями микроэкономического анализа являют­ся спрос и предложение, которые подчинены действию определенных за­конов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величи­ной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в усло­виях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

b. Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, рос­том денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), при­водят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рын­ке устанавливается в новой точке.

Термины и понятия

Полезность Законы Госсена

Закон убывающей предельной полезности Ценность (стоимость)

Парадокс ценности Цена

Двухфакторная модель ценообразования Спрос

Закон спроса Предложение Закон предложения Равновесная (рыночная) цена Цены «пола» и «потолка»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: