Несовершенства рынка

Защита конкурентной среды

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходи­мости защиты конкурентной среды государственными средствами. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы до­биться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослаби­ли совокупные позитивные результаты конкуренции.

Для формирования конкурентных рынков необходимы соответ­ствующая институциональная среда, эффективная работа финансо- во-кредитной системы, защита национальных производителей.

Проблема преодоления монополизма, доставшегося по наслед­ству от Советского Союза, является чрезвычайно острой для совре­менного российского рынка. Закон РСФСР «О конкуренции и ог­раничении монополистической деятельности на товарных рын­ках», принятый 22 марта 1991 г., явился первым в истории России нормативным актом, направленным на развитие конкуренции. 25 мая 1995 г. вступили в силу изменения и дополнения к этому За­кону. В этих документах определены понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены, понятие «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, а в ряде случаев — 35% и более.

Хотя само по себе обладание доминирующим положением не является антизаконным, Закон запрещает таким субъектам зло­употреблять своим положением на рынке. Статья10 Закона ориен­тирована на пресечение недобросовестной конкуренции; ст. 17 на­правлена на предупреждение монопольных и олигопольных слияний; ст. 19 предусматривает крайнюю меру по отношению к субъектам предпринимательства, злоупотребляющим своим доми­нирующим положением, — принудительное разделение хозяйст­вующих субъектов.

В практике рыночных отношений различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция — это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкурен­цией понимаются технический шпионаж, подкуп работников кон­курента, ложная реклама, самовольное использование чужого то­варного знака, копирование внешнего оформления товара другой фирмы и т.п.


Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной систе­мой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное разви­тие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить произ­водство важных благ или создает их в недостаточных объемах.

В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко на­зывают, провалы рынка?

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тен­денциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают мо­нополистические структуры, ограничивающие свободу конкурен­ции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укре­пляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходи­мость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых моно­полий, электроэнергию, транспорт.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общест­венные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

Особенность общественных товаров состоит в том, что ими мо­жет пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обя­заны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся ис­ключить инфекционные заболевания. Общественные блага — это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.

Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бес­платны для общества. Производство бесплатных благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.

Рынок не может решить проблему производства благ для обще­ственного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, со­гласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные кол­лизии (например, проблему «безбилетника», определение катего­рий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствую­щей институциональной структуры, непосредственное участие го­сударства.

3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов, так называемых экстерналий. Экономиче­ская деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не толь­ко его непосредственных участников, но и других людей. Ее по­следствия нередко носят негативный характер.

По мере роста общественного богатства проблема внешних эф­фектов становится все более острой. Увеличение количества авто­мобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты пи­тания непригодными для употребления.

Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересо­ванными сторонами без внешнего вмешательства может быть дос­тигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект не­значителен (см. гл. 7). На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жест­кие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, опре­деляет границы, которые не вправе переступать участники хозяй­ственной деятельности.

4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распре­делении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ре­сурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудо­способного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному рас­слоению, усиливает социальную напряженность.

«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения соз­дают благоприятные условия для проявления узкокорыстных инте­ресов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.

5. Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию. Только в условиях полностью конкурентной эконо­мики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени.

Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравно­мерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а госу­дарственные институты.

Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирова­ния экономической деятельности.

Несовершенства (провалы) рынка могут быть смягчены созда­нием соответствующих институциональных структур, участием го­сударства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: