Малый и крупный бизнес

Малые и крупные фирмы различаются не только размерами. Они по-разному взаимодействуют с рынком.

Малые фирмы (малый бизнес) сильно зависят от ситуации, кото­рая складывается на рынке, и почти не могут изменить эту ситуа­цию, даже если она неблагоприятна для них. У каждой из малых фирм недостаточно для этого ресурсов, а скоординировать свою деятельность они почти не в состоянии, по крайней мере, по боль­шинству вопросов. Даже совместное лоббирование ими своих ин­тересов в политической жизни обычно получается у них менее эф­фективно, чем у крупных фирм, которые могут мобилизовать для этого большие ресурсы. В результате малые фирмы намного чаще разоряются. Так, в России коэффициент выбытия малого бизнеса (доля прекративших свое существование фирм за год) составляет 8% против 1% в экономике в целом.

В то же время малый бизнес во многих странах обеспечивает ог­ромную часть занятости (что весьма важно при высокой безработи­це), более чуток к конкуренции и запросам потребителей, а глав­ное — является инкубатором предпринимательства. В силу этого в большинстве стран общество поддерживает малый бизнес, склоняя государство облагать этот бизнес уменьшенными налогами, пре­доставлять ему льготные кредиты и другие виды помощи для того, чтобы усилить устойчивость малого бизнеса. Что касается России, то малый бизнес здесь развит слабо, прежде всего из-за незначи­тельной поддержки со стороны государства. Численность работаю­щих в малом бизнесе в нашей стране составляет около 10% всех за­нятых, а его доля в валовом внутреннем продукте еще меньше.

Крупные фирмы (большой бизнес) меньше зависят от рыночной конъюнктуры в силу своих больших ресурсов, точнее, «организаци­онного жирка», т.е. резервного запаса ресурсов, который компании могут использовать при наступлении неблагоприятных условий[8]. Более того, многие из крупных компаний могут влиять на рынок из-за своей высокой доли на рынке. Так, снижение или повышение цен на никель российской фирмой «Норильский никель» меняет ситуацию на всем мировом рынке никеля. Подобные возможности воздействия на рынок приводят к попыткам крупных компаний его монополизировать, тем самым ослабляя одну из основ рынка — конкуренцию. Поэтому государство проводит ан­тимонопольную политику по отношению к наиболее крупным компаниям.

В то же время крупные компании вносят большой вклад в про­изводство многих товаров, особенно сложных (наукоемких) и тре­бующих больших расходов капитала (капиталоемких). «Как только мы посмотрим на показатели производства отдельных товаров, то выяснится, что наибольшего прогресса добились именно круп­ные концерны», — писал Шумпетер[9]. Только крупные компании оказываются в состоянии организовать разработку и массовое про­изводство авиакосмической техники, автомобилей и судов, сель­скохозяйственных машин и энергетического оборудования, а так­же массовую добычу сырья (нефти, газа, руды) и массовое произ­водство материалов и полуфабрикатов (стали, алюминия, пластмассы). Отсюда двойственное отношение государства к круп­ным компаниям: с одной стороны, их стремятся ограничивать (че­рез антимонопольную политику), а с другой стороны, их поддер­живают как столпов наукоемких и капиталоемких отраслей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: