Сущность фирмы

Фирмы

Выводы

1. Рынок — это многосложная сфера взаимодействия покупателей и про­давцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движе­ние цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками возникновения рынка служат общественное раз­деление труда, экономическая самостоятельность (обособленность) това­ропроизводителей, свобода предпринимательства.

2. Рынок как развитая система отношений товарного обмена пред­ставляет собой совокупность отдельных рынков, прежде всего рынков ре­сурсов. Рынки классифицируются в зависимости от объектов обмена, ха­рактера обмениваемых товаров, условий функционирования и т.д.

3. Функции рынка определяются решаемыми им задачами. Рынок от­вечает на вопросы: что, как и для кого производить? Он выполняет цено- образующую, информационную, регулирующую, посредническую и са­нирующую функции.

4. Конкуренция — одно из основополагающих понятий рыночной экономики. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего разви­тия, борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализа­ции продукции.

Конкурентный рынок способствует достижению эффективности про­изводства и оптимальному распределению экономических ресурсов. При­нято различать конкуренцию совершенную и несовершенную, монополи­стическую и олигополистическую, ценовую и неценовую, добросовест­ную и недобросовестную. Условием для формирования конкуренции служат определенные предпосылки, создание необходимой институцио­нальной среды.

5. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эф­фективной системой. Вместе с тем рынок нуждается в институциональ­ном регулировании. Отклонения от условий совершенной конкуренции свидетельствуют о несовершенстве рынка.

6. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденци­ям. Он непригоден для устранения внешних эффектов. Рынок не заинте­ресован и не может производить общественные блага. Он не способен обеспечить социальные гарантии и противодействовать социальному рас­слоению. Несовершенства рынка нейтрализуются мерами государствен­ной экономической и социальной политики.

Термины и понятия Рынок

Трансакционные издержки Конкуренция

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Монополия

Монопсония

Олигополия


В макроэкономической теории фирмы рассматриваются прежде всего как покупатели экономических ресурсов, соединяя которые, они организуют производство продукции. Этот раздел микроэко­номики называют теорией фирмы.

В самой цитируемой в мире экономической статье «Природа фир­мы» (опубликована в 1937 г.) нобелевский лауреат американец Ро­нальд Коуз (р. 1910) задался вопросом: если экономика работает сти­хийно, сама по себе, то зачем нужны ост ровки сознательной власти в виде фирм, которые направляются предпринимателями? Отвечая на этот вопрос, Коуз рассуждал так — в хозяйственной жизни сосущест­вует стихия и планирование. Стихия господствует на рынке, плани­рование господствует на фирмах. Рынок управляется ценами, в соот­ветствии с которыми он размещает экономические ресурсы, а фирмы закупают и размещают ресурсы в соответствии с приказами своих руководителей на основе их планов. На рынке у ценового механизма существуют затраты на получение информации о рынке, поиск по­ставщиков и потребителей, ведение переговоров и заключение кон­трактов, контроль за соблюдением контрактов и юридическую за­щиту, которые называются трансакционными издержками. У фирм многие из этих издержек намного меньше из-за того, что внутри самой фирмы существует не рынок, а плановый порядок (т.е. на основе объединения материальных и трудовых ресурсов в со­ответствии с планами и приказами руководства). «Мы можем поды­тожить эти аргументы следующим образом: деятельность рынка предполагает некоторые затраты и, формируя организации и пре­доставляя некоему авторитету («предпринимателю») право направ­лять ресурсы, можно сократить некоторые рыночные затраты»[6]. В другой своей работе Коуз определил сущность фирмы еще коро­че: «Фирма, таким образом, есть система отношений, возникаю­щих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предприни­мателя»[7]. В сущности, фирма и рынок выступают как альтернатив­ные способы организации хозяйственной деятельности, которые взаимодополняют друг друга.

Таков подход к сущности фирмы по Коузу, развитый впослед­ствии неоинституциональной школой. Это наиболее известный подход к сущности фирмы, но существуют и другие. Так, техноло­гический (функциональный) подход обращает особое внимание на способность фирмы осуществлять производство в наиболее опти­мальных масштабах (см. п. 11.3), используя для этого производст­венную функцию (см. п. 11.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: