Фирмы
Выводы
1. Рынок — это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства.
2. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой совокупность отдельных рынков, прежде всего рынков ресурсов. Рынки классифицируются в зависимости от объектов обмена, характера обмениваемых товаров, условий функционирования и т.д.
3. Функции рынка определяются решаемыми им задачами. Рынок отвечает на вопросы: что, как и для кого производить? Он выполняет цено- образующую, информационную, регулирующую, посредническую и санирующую функции.
4. Конкуренция — одно из основополагающих понятий рыночной экономики. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития, борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.
|
|
Конкурентный рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических ресурсов. Принято различать конкуренцию совершенную и несовершенную, монополистическую и олигополистическую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную. Условием для формирования конкуренции служат определенные предпосылки, создание необходимой институциональной среды.
5. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Вместе с тем рынок нуждается в институциональном регулировании. Отклонения от условий совершенной конкуренции свидетельствуют о несовершенстве рынка.
6. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. Он непригоден для устранения внешних эффектов. Рынок не заинтересован и не может производить общественные блага. Он не способен обеспечить социальные гарантии и противодействовать социальному расслоению. Несовершенства рынка нейтрализуются мерами государственной экономической и социальной политики.
Термины и понятия Рынок
Трансакционные издержки Конкуренция
Совершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Монополия
Монопсония
Олигополия
В макроэкономической теории фирмы рассматриваются прежде всего как покупатели экономических ресурсов, соединяя которые, они организуют производство продукции. Этот раздел микроэкономики называют теорией фирмы.
В самой цитируемой в мире экономической статье «Природа фирмы» (опубликована в 1937 г.) нобелевский лауреат американец Рональд Коуз (р. 1910) задался вопросом: если экономика работает стихийно, сама по себе, то зачем нужны ост ровки сознательной власти в виде фирм, которые направляются предпринимателями? Отвечая на этот вопрос, Коуз рассуждал так — в хозяйственной жизни сосуществует стихия и планирование. Стихия господствует на рынке, планирование господствует на фирмах. Рынок управляется ценами, в соответствии с которыми он размещает экономические ресурсы, а фирмы закупают и размещают ресурсы в соответствии с приказами своих руководителей на основе их планов. На рынке у ценового механизма существуют затраты на получение информации о рынке, поиск поставщиков и потребителей, ведение переговоров и заключение контрактов, контроль за соблюдением контрактов и юридическую защиту, которые называются трансакционными издержками. У фирм многие из этих издержек намного меньше из-за того, что внутри самой фирмы существует не рынок, а плановый порядок (т.е. на основе объединения материальных и трудовых ресурсов в соответствии с планами и приказами руководства). «Мы можем подытожить эти аргументы следующим образом: деятельность рынка предполагает некоторые затраты и, формируя организации и предоставляя некоему авторитету («предпринимателю») право направлять ресурсы, можно сократить некоторые рыночные затраты»[6]. В другой своей работе Коуз определил сущность фирмы еще короче: «Фирма, таким образом, есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя»[7]. В сущности, фирма и рынок выступают как альтернативные способы организации хозяйственной деятельности, которые взаимодополняют друг друга.
|
|
Таков подход к сущности фирмы по Коузу, развитый впоследствии неоинституциональной школой. Это наиболее известный подход к сущности фирмы, но существуют и другие. Так, технологический (функциональный) подход обращает особое внимание на способность фирмы осуществлять производство в наиболее оптимальных масштабах (см. п. 11.3), используя для этого производственную функцию (см. п. 11.1).