double arrow

Альтернативные теории потребления

По исследованиям, направленным на эмпирическую проверку кейнсианской интерпретации функции потребления и сделанных Дж. М. Кейнсом предположений, получены парадоксальные выводы. С одной стороны, в ряде исследований на основе анализа бюджетов домохозяйств, подтверждено, что кейнсианская функция потребления точно описывает закономерности поведения потребителей в краткосрочном периоде.

С другой стороны, появились исследования, не подтвердившие предпосылку о том, что в долгосрочном периоде средняя склонность к потреблению убывает по мере роста располагаемого дохода. Так, в 1940-х гг. С. Кузнец выявил, что для долгосрочного периода характерна постоянная средняя склонность к потреблению (рис. 3.6).

Гипотеза вечной стагнации

Во время Второй мировой войны ряд экономистов, учитывая предпосылку Дж. М. Кейнса относительно убывания средней склонности к потреблению по мере роста располагаемого дохода, пришли к выводу, что по мере роста своего располагаемого дохода домохозяйства будут потреблять все меньшую и меньшую его часть. В результате, с одной стороны, уменьшение потребления приведет к падению совокупного спроса на товары и услуги, а, с другой стороны, для увеличившихся сбережений может оказаться недостаточно прибыльных инвестиционных проектов, способных поглотить все сбережения. В свою очередь, это вызовет в экономике депрессию неопределенной продолжительности. Вместе с тем, к счастью для экономики, но к несчастью для функции потребления Кейнса, конец Второй мировой войны не вверг экономику в новый спад. Хотя уровень доходов после войны стал гораздо выше по сравнению с довоенным временем, эти высокие доходы не привели к росту нормы сбережения. Предположение Дж. М. Кейнса о том, что средняя склонность к потреблению будет сокращаться по мере роста дохода, оказалось неверным.

Этот парадокс привлек особое внимание исследователей к теории потребления и, в первую очередь, внимание М. Фридмена и Ф. Модильяни, опиравшихся в своих исследованиях на теорию поведения потребителей Ирвинга Фишера. И. Фишер разработал модель, с помощью которой можно анализировать межвременной выбор потребителя, т.е. выбор потребителя, учитывающий его доходы, расходы и предпочтения в различные периоды времени.

Это означает, например, что каждый потребитель решает для себя, какую часть дохода использовать в первом периоде жизни, а какую – отложить на второй период. Причем, чем больше потребление в первом периоде, тем меньше оно будет во втором. Исходя из этого функция потребления будет зависеть не только от величины текущего располагаемого дохода, но и от дохода, который предполагается получить в будущем. Такой межвременной выбор потребителя можно смоделировать, используя инструментарий бюджетных ограничений и кривых безразличия.

Межвременное бюджетное ограничение потребителя – это бюджетное ограничение потребителя по отношению к расходам и поступлениям более чем на один период межвременного решения.

Его вид зависит от предположения о том, что в первом периоде потребление (C1) будет равно разности располагаемого дохода, получаемого в первом периоде (Y1) и сбережений (S): C1 = Y1 – S, тогда как во втором периоде потребление (C2) будет равно сумме располагаемого дохода, получаемого во втором периоде (Y1) и накопленных сбережений, капитализированных по ставке реального процента ((1+r)S): C2 = Y2 + (1+r) S. Исходя из этого межвременное бюджетное ограничение примет следующий вид: C2 = Y2 + (1+r) (Y1 – C1). Проделав ряд арифметических преобразований, можно привести его к стандартному виду: C1 + [C2 / (1+r)] = Y1 + [Y1 / (1+r)], откуда видно, что общее потребление за два периода равно суммарному доходу за эти периоды, а будущий доход и будущее потребление имеют меньшую ценность по сравнению с текущим доходом и текущим потреблением. Для n -периодов межвременное бюджетное ограничение примет вид:

. (3.6)

Межвременная кривая безразличия потребителя – кривая безразличия, учитывающая предпочтения потребителя между потреблением в более чем одном периоде межвременного решения.

Она показывает варианты потребления в первый и во второй периоды, которые имеют для потребителя одинаковую полезность и обеспечивают ему один и тот же уровень благосостояния. Наклон в любой точке кривой безразличия показывает пропорцию, в соответствии с которой потребитель готов замещать потреблением во втором периоде одну единицу потребления в первом. Он представляет собой убывающую предельную норму замещения (MRS) потребления первого периода потреблением во втором периоде.

Процесс оптимизации потребительских межвременных предпочтений смоделирован на рис. 3.7. Сочетание потребления в первом и во втором периоде, максимизирующее полезность потребителя при заданном бюджетном ограничении, достигается в точке А, где кривая безразличия (U3) касается линии бюджетного ограничения. При этом наклоны этих линий в точке А совпадают (MRS = 1 + г), т.е. в этой точке потребитель распределяет потребление между двумя периодами таким образом, чтобы предельная норма замещения была равна сумме единицы и реальной ставки процента.

В 1950-х гг. Франко Модильяни использовал модель межвременного выбора И. Фишера для дальнейшего исследования функции потребления, обратив внимание на то, что уровень располагаемого дохода колеблется на протяжении жизни человека, и что сбережения позволяют потребителям перераспределять доход с периодов, когда его уровень высок, на периоды, когда он низок.

Такое толкование поведения потребителей заложило основу гипотезы жизненного цикла, согласно которой текущее потребление человека зависит не только от его текущего располагаемого дохода, но и от ожидаемого дохода в течение всей его жизни. Из многих причин, по которым уровень дохода на протяжении жизни человека колеблется, важнейшей является выход на пенсию. Он же является и сильным стимулом к сбережению части дохода к моменту выхода на пенсию с целью не допустить резкого снижения потребления в будущем.

Так, представим, что потребитель предполагает прожить T лет, располагает богатством Wel и ожидает ежегодное получение располагаемого дохода Y до момента своего выхода на пенсию через R лет. Исходя из того, что потребитель желает поддерживать стабильный уровень потребления на протяжении всей своей жизни (Т лет), функция ежегодного потребления для него примет вид: С = (Wel + R·Y) / T, или C = (1 / Т) Wel + (R / Т) Y. При этом, если каждый потребитель придерживается таких же принципов при распределении своего дохода на протяжении жизни, то совокупная долгосрочная функция потребления будет похожа на индивидуальную и примет вид

C = ± Wel + ІY,

где ± – предельная склонность к потреблению по накопленному богатству,

І – предельная склонность к потреблению по доходу.

Исходя из этого, средняя склонность к потреблению равна: apc = C / Y = ± (Wel / Y) + І, откуда видно, что в краткосрочном периоде, когда изменяется только текущий располагаемый доход, средняя склонность к потреблению будет убывать по мере его роста, а в долгосрочном периоде, когда пропорционально изменяются и богатство и располагаемый доход, средняя склонность к потреблению будет постоянной.

В 1957 г. М. Фридмен, опираясь на модель межвременного выбора И. Фишера, предложил для объяснения поведения потребителей другую гипотезу – гипотезу постоянного дохода. В отличие от теории жизненного цикла, в которой подчеркивается, что доход имеет предсказуемую динамику на протяжении всей жизни человека, гипотеза постоянного (перманентного) дохода утверждает следующее. Люди в разные годы испытывают случайные и временные изменения в уровне своего дохода, вследствие чего их текущее потребление зависит не только от текущего располагаемого дохода, но и от ожиданий того, каким будет этот доход – постоянным или временным.

М. Фридмен рассматривает текущий располагаемый доход (Y) потребителя как сумму постоянного дохода (YP), то есть дохода, который ожидается получать и в будущем (средний доход), и временного дохода (YT), то есть дохода, который не ожидается сохранить в будущем (случайное отклонение от среднего дохода): Y=YP+YT. При этом потребление зависит именно от постоянного дохода, поскольку потребители могут использовать свои сбережения и заемные средства для того, чтобы сглаживать колебания во временном доходе: С = ±YP, где ± имеет постоянное значение. Временный доход распределяется на всю оставшуюся жизнь. Таким образом, потребители тратят свой постоянный доход, но предпочитают откладывать временный доход.

Исходя из этого, средняя склонность к потреблению будет зависеть от отношения постоянного дохода к текущему доходу: apc = C/Y = ±YP/Y = = ±YP/(YP+ YT). При этом в краткосрочном периоде, когда текущий доход временно превышает или, наоборот, становится меньше уровня постоянного дохода вследствие колебаний временного дохода, значение средней склонности к потреблению временно уменьшается или увеличивается. Это свидетельствует об убывании средней склонности к потреблению по мере роста текущего располагаемого дохода. В долгосрочном периоде, когда текущий доход в основном зависит от колебаний постоянного дохода, средняя склонность к потреблению будет постоянной.

Итак, Дж. М. Кейнс предполагал, что в функции потребления предельная склонность к потреблению принимает значение от нуля до единицы; средняя склонность к потреблению снижается по мере роста дохода, а текущий располагаемый доход является основным фактором, влияющим на потребление. Дальнейшие исследования функции потребления, проведенные Ф. Модильяни и М. Фридменом, были основаны на микроэкономической модели поведения потребителя И. Фишера, объясняющей то, как потребитель выбирает уровень потребления для настоящего времени и для будущего, достигая наивысшего возможного уровня благосостояния на протяжении жизни. Разработав теорию жизненного цикла и гипотезу постоянного дохода, Ф. Модильяни и М. Фридмен разрешили противоречия, возникшие относительно функции потребления, выявив дополнительные факторы, влияющие на уровень потребления в долгосрочном и краткосрочном периоде: накопленное богатство; ожидаемый будущий доход; постоянный доход; случайный доход; ставка процента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: