double arrow

Инфраструктура рынка. Конкуренция

И недостатки. Субъекты и объекты рыночного хозяйства.

Рынок: сущность, функции, структура и виды, преимущества

РЫНОК
• это общественная форма организации экономики, система отношений обмена, основанных на использовании товарно-денежных отношений и устанавливающих непосредственные связи между производителями и потребителями; • это многосложная сфера, экономической механизм взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) товаров и услуг, осуществляемого через механизмы ценообразования, конкуренции, спроса и предложения; • это тип хозяйственных связей между экономическими субъектами; • это место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики; •это особая экономическая категория, не следует путать с торговлей. Торговля отрасль экономики.
Принципиальные основы рыночной экономики
Частная собственность на инвестиционные ресурсы
Свобода в принятии экономических решений (свода предпринимательства)
Приоритет личного интереса над общественным (индивидуализм)
Наличие свободной конкуренции (как механизма обеспечивающего равенство прав производителей и потребителей, а также баланс между интересами личности общества)
Опора на механизм саморегуляции (в основе которой лежит система взаимной адаптации субъектов рынка)
Социальное неравенство (в рыночной системе выигрывают, как правило, наиболее активные субъекты; не обладающие должным потенциалом остаются в проигрыше)
Рыночная направленность деятельности государства (осуществляющая коррекции рыночных издержек)

Преимущества рынка
· Функционирование механизма конкуренции
· Высокая способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей, ликвидации дефицитов, повышению качества товаров и услуг.
· Свобода предпринимательства, выбора и действий потребителей и производителей.
· Эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества.
· Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям.
· Максимальное использование достижений и стимулирование научно-механического процесса.
· Невозможность хронического дефицита (неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитных продуктов, тем самым, снимая проблему дефицита).
Недостатки (отрицательные черты, фиаско, сбои, провалы, срывы) рынка
• Не способен противостоять монополистическим тенденциям. Порождает монополию, способствует ослаблению конкуренции
• Не способен устранить внешние (побочные) эффекты, обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды
• Ориентирован, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных потребностей людей. Общественные потребности учитывает плохо или не учитывает вообще. Не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»)
• Нестабильность, неравновесие экономического развития, с производственными и социальными потерями, снижение эффективности производства – «созидательное разрушение»; безработица, инфляция
• Расточительное, нерациональное и неэффективное производство и использование ресурсов
• Не способен обеспечить социальные гарантии, социальную справедливость в обществе
• Неравномерно распределяет доходы в соответствии с вложенными факторами производства
• Ведет к социальному расслоению, социальной дифференциации нации, усилению социальной напряженности
• Порождает не полную и недостаточно своевременную информацию
• Мощное информационное и психологическое воздействие на потребителя, его самостоятельности в принятии потребительских решений
• Игнорирует соблюдение правил и норм поведения в обществе, социальные и этические критерии
Критерии группировки Виды рынков
Экономическое назначение объектов рыночных отношений Рынки товаров и услуг, труда (рабочей силы), капитала научно-технических разработок, земли, ценных бумаг, валюты и т.п.
Товарные группы Рынки товаров производственного назначения, потребительских товаров, факторов производства
Территориальный (пространственный, географический признак) Рынки местные, региональные, национальные, внутренние, общенациональные, мировые
Степень развитости и ограничения конкуренции Рынок совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигопольный рынок, монопсонический, смешанный
Характер продаж Рынок оптовой торговли, розничной торговли, государственных закупок  
Соблюдения законности Рынки легальные, нелегальные, «теневые», «черные»
По отраслям Рынок автомобильный, зерна, нефти и другие
Степень участия государства Рынки стихийные и регулируемые
По уровню насыщения Равновесный рынок, дефицитный рынок, избыточный рынок
По организационной структуре Открытый, закрытый, преференциальный
Субъекты рынка
домашние хозяйства, фирмы, государство
Объекты рынка
Товары и услуги, факторы производства (труд, земля, средства производства), деньги, ценные бумаги, субсидии, социальные выплаты
Инфраструктура рынка
Это совокупность отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли-продажи,совершаемые на рынке
Основные элементы инфраструктуры современного рынка
• биржи (товарные, фондовые, валютные и т.п.)
• аукционы, ярмарки и другие формы организационного не баржевого посредничества;
• страховые компании
• государственные и коммерческие банки;
• государственные и негосударственные службы занятости;
• информационные центры и центр и деловой коммуникации;
• рекламные агентства;
• торговые палаты;
• аудиторские компании;
• фонды;
• юридические компании;
• риелторские компании;
• и т.д.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: