И недостатки. Субъекты и объекты рыночного хозяйства.
Рынок: сущность, функции, структура и виды, преимущества
| РЫНОК |
| • это общественная форма организации экономики, система отношений обмена, основанных на использовании товарно-денежных отношений и устанавливающих непосредственные связи между производителями и потребителями; • это многосложная сфера, экономической механизм взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) товаров и услуг, осуществляемого через механизмы ценообразования, конкуренции, спроса и предложения; • это тип хозяйственных связей между экономическими субъектами; • это место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики; •это особая экономическая категория, не следует путать с торговлей. Торговля отрасль экономики. |
| Принципиальные основы рыночной экономики |
| Частная собственность на инвестиционные ресурсы |
| Свобода в принятии экономических решений (свода предпринимательства) |
| Приоритет личного интереса над общественным (индивидуализм) |
| Наличие свободной конкуренции (как механизма обеспечивающего равенство прав производителей и потребителей, а также баланс между интересами личности общества) |
| Опора на механизм саморегуляции (в основе которой лежит система взаимной адаптации субъектов рынка) |
| Социальное неравенство (в рыночной системе выигрывают, как правило, наиболее активные субъекты; не обладающие должным потенциалом остаются в проигрыше) |
| Рыночная направленность деятельности государства (осуществляющая коррекции рыночных издержек) |

| Преимущества рынка |
| · Функционирование механизма конкуренции |
| · Высокая способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей, ликвидации дефицитов, повышению качества товаров и услуг. |
| · Свобода предпринимательства, выбора и действий потребителей и производителей. |
| · Эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества. |
| · Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям. |
| · Максимальное использование достижений и стимулирование научно-механического процесса. |
| · Невозможность хронического дефицита (неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитных продуктов, тем самым, снимая проблему дефицита). |
| Недостатки (отрицательные черты, фиаско, сбои, провалы, срывы) рынка |
| • Не способен противостоять монополистическим тенденциям. Порождает монополию, способствует ослаблению конкуренции |
| • Не способен устранить внешние (побочные) эффекты, обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды |
| • Ориентирован, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных потребностей людей. Общественные потребности учитывает плохо или не учитывает вообще. Не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары») |
| • Нестабильность, неравновесие экономического развития, с производственными и социальными потерями, снижение эффективности производства – «созидательное разрушение»; безработица, инфляция |
| • Расточительное, нерациональное и неэффективное производство и использование ресурсов |
| • Не способен обеспечить социальные гарантии, социальную справедливость в обществе |
| • Неравномерно распределяет доходы в соответствии с вложенными факторами производства |
| • Ведет к социальному расслоению, социальной дифференциации нации, усилению социальной напряженности |
| • Порождает не полную и недостаточно своевременную информацию |
| • Мощное информационное и психологическое воздействие на потребителя, его самостоятельности в принятии потребительских решений |
| • Игнорирует соблюдение правил и норм поведения в обществе, социальные и этические критерии |
| Критерии группировки | Виды рынков |
| Экономическое назначение объектов рыночных отношений | Рынки товаров и услуг, труда (рабочей силы), капитала научно-технических разработок, земли, ценных бумаг, валюты и т.п. |
| Товарные группы | Рынки товаров производственного назначения, потребительских товаров, факторов производства |
| Территориальный (пространственный, географический признак) | Рынки местные, региональные, национальные, внутренние, общенациональные, мировые |
| Степень развитости и ограничения конкуренции | Рынок совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигопольный рынок, монопсонический, смешанный |
| Характер продаж | Рынок оптовой торговли, розничной торговли, государственных закупок |
| Соблюдения законности | Рынки легальные, нелегальные, «теневые», «черные» |
| По отраслям | Рынок автомобильный, зерна, нефти и другие |
| Степень участия государства | Рынки стихийные и регулируемые |
| По уровню насыщения | Равновесный рынок, дефицитный рынок, избыточный рынок |
| По организационной структуре | Открытый, закрытый, преференциальный |
| Субъекты рынка |
| домашние хозяйства, фирмы, государство |
| Объекты рынка |
| Товары и услуги, факторы производства (труд, земля, средства производства), деньги, ценные бумаги, субсидии, социальные выплаты |
| Инфраструктура рынка |
| Это совокупность отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли-продажи,совершаемые на рынке |
| Основные элементы инфраструктуры современного рынка |
| • биржи (товарные, фондовые, валютные и т.п.) |
| • аукционы, ярмарки и другие формы организационного не баржевого посредничества; |
| • страховые компании |
| • государственные и коммерческие банки; |
| • государственные и негосударственные службы занятости; |
| • информационные центры и центр и деловой коммуникации; |
| • рекламные агентства; |
| • торговые палаты; |
| • аудиторские компании; |
| • фонды; |
| • юридические компании; |
| • риелторские компании; |
| • и т.д. |






