Характеристика моделей рынка в зависимости от степени конкуренции
Критерии
| Совершенная конкуренция
| Монополистическая конкуренция
| Олигополия
| Чистая монополия
|
Число фирм
| Очень большое
| Большое
| Несколько
| Одна
|
Тип продукта
| Стандартизированный
| Дифференцированный
| Стандартизированный или дифференцированный
| Уникальный, без близких заменителей
|
Контроль над ценой
| Отсутствует
| Имеется в узких рамках
| Ограниченный
| Значительный
|
Условия входа в рынок
| Очень легкие
| Сравнительно легкие
| Наличие препятствий
| Блокировано
|
Неценовая конкуренция
| Отсутствует
| Упор на рекламу и торговые марки
| Очень развита
| Главным образом реклама
|
Примеры
| Сельское хозяйство
| Розничная торговля
| Производство стали, автомобилей
| Местные предприятия общественного пользования
|
КОНКУРЕНЦИЯ
(от лат. «concurro» – сталкиваюсь)
|
– это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
– состояние между экономическими субъектами, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
–существует во всех фазах производственного цикла, часть рыночного механизма, обеспечивающая взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающая рыночные цены
|
ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ
|
Отрицательные функции:
– не обеспечивает развития производства общественных товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, дороги и т.п.);
– не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных;
– расточительна по отношению к невоспроизводимым ресурсам (водные, флора, фауна, запасы морей и океанов);
– не создает условий для развития фундаментальной науки, системы народного образования, социального обеспечения;
Положительные функции:
– нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг;
– способствует гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства;
– обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
– способствует внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством и др.
|
Типы конкурентного поведения
|
Добросовестная конкуренция
| Недобросовестная конкуренция
|
– ситуация на рынке, при которой обеспечиваются равные условия для функционирования всех субъектов рыночных отношений, что приводит к повышению качества продукции, снижению издержек производства, ведёт к выигрышу потребителя
| – конкурентная борьба, связанная с нарушением принятых норм и правил конкуренции, противоречащая положениям действующего законодательства (ложная информация и реклама; установление дискриминационных цен; недобросовестное копирование товарок конкурентов, незаконное использование товарного знака; нарушение качества, стандартов и условий поставок; коммерческий шпионаж и др.)
|
Методы конкурентной борьбы
|
Ценовая конкуренция
– продажа товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента
| Неценовая конкуренция
– конкуренция, осуществляемая на основе: улучшения качества товаров и услуг, производства товаров-заменителей, улучшения обслуживания потребителей и послепродажного сервиса, улучшения приспособляемости товара к нуждам потребителя
|