| Два объяснения закона спроса
|
| 1) Эффект дохода. Эффект замещения
|
| ЭФФЕКТ ДОХОДА
| ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ
|
| – если цена товара падает, то при том же доходе потребитель может приобрести больше товара, т.е. его спрос возрастает. И наоборот рост цен снижает реальный доход потребителя, и спрос на товар падает;
– снижение цены увеличивает спрос.
Например, снижение цены на говядину, позволяет купить ее больше тем, кто раньше покупал недостаточно, а также дает возможность приобрести ее тем, кто раньше не мог себе позволить этого
| – если цена одного товара растёт, то при наличии товаров-заменителей он будет ими замещаться. Спрос на данный товар упадёт, но увеличится спрос на товары-заменители
|
| 2) Закон убывающей предельной полезности
|
| Предельная полезность –это добавочная полезность, извлекаемая потребителем из каждой дополнительной единицы продукта.
Закон убывающей предельной потребности или первый закон Госсена–по мере того, как потребитель увеличивает потребление товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, потребитель готов приобрести её лишь за меньшую цену. Производители должны понижать цену для того, чтобы побуждать потребителей к увеличению покупок такого продукта
|
| НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС
|
| Потребительские вкусы, предпочтения потребителя
| Очень субъективны и их сложно учесть, но можно определить тенденцию: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов (возросла, например, мода на футболки) повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо. Обратная ситуация (прошла мода на футболки) снизит спрос и сместит кривую влево
|
| Число покупателей
| Рост числа покупателей чаще всего вызовет увеличение спроса
|
| Доходы покупателей
| При росте доходов растёт спрос на более качественные («нормальные») товары; при падении доходов спрос на эти товары падает (зависимость прямая).
Если доходы растут, спрос на некачественные товары (товары низшей категории) падает; если же доходы падают, спрос на них повышается (зависимость обратная).
|
| Цена на сопряженные товары
| а) когда два товара взаимозаменяемы (товары-субституты: чай – кофе; лес – кирпич), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь – изменение цены одного товара приводит к однонаправленному изменению спроса на взаимозаменяемый товар;
б) если два товара являются взаимодополняющими (товары-комплименты: фотоаппарат – плёнка; автомобиль – бензин), между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь – изменение цены одного товара приводит к противоположному изменению спроса на взаимодополняющий товар
|
| Изменение структуры населения
| Увеличение продолжительности жизни повысит спрос на товары и услуги для пожилых людей; рост рождаемости повысит спрос на товары и услуги для детей, молодёжи
|
| Ожидания покупателей в отношении изменения цен
| При ожидании потребителями роста цен текущий спрос увеличивается. При ожидании снижения цен текущий спрос сокращается – формируется отложенный спрос
|
| Социальная политика государства
| Рост заработной платы, пенсий, пособий, стипендий приведет к росту спроса
|
| Действие неценовых факторов вызывает изменение объема спроса, что графически отражается сдвигом кривой спроса или влево, или право.
При увеличении объема спроса – кривая спроса сдвигается вправо вверх ( от D к D2), при снижении объема спроса – кривая спроса сдвигается влево вниз ( от D к D3)
|
| ЭФФЕКТ МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ,
или ЭФФЕКТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К БОЛЬШИНСТВУ,
или ЭФФЕКТ ВАГОНА
|
| – это та величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар вследствие того, что расширяется рыночный спрос на него, или, другими словами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар.
Эффект побуждает потребителя покупать то, что покупают все, большинство других покупателей, чтобы чувствовать себя равным им, выдерживать общий стиль, быть «на волне жизни», не отставать от других, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором хотелось бы быть
|
Количество товара, ед.
| НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ
|
| – уровень дотацийувеличивает предложение;
– количество производителей, продавцов на рынке увеличивает предложение вне зависимости от цен при выходе на рынок новых фирм;
– ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;
– перспективы развития отрасли;
– природные катастрофы, политические действия движение «кривой предложения» и «изменение объема предложения» происходит под воздействием неценовых факторов;
– издержки производства. Величина издержек определяется ценами на ресурсы, используемые фирмой в производственной деятельности (заработная плата, стоимость сырья, процент за кредит и др.). Их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение;
– технология производства.Совершенствование технологий снижает затраты, цену на ресурсы и увеличивает предложение;
– уровень налогов.Повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение;
– природные катастрофы, политические действия, войныприводят к сокращению предложения
|
| Изменение предложения под влиянием неценовых факторов предложения приводит к сдвигам кривой предложения.
Если неценовые факторы приводят к увеличению предложения, то кривая предложения сдвигается вправо вниз (от S к S1).
При постоянной цене P1 предложение увеличится до Q2.
При сокращении предложения под воздействием неценовых факторов кривая предложения сдвигается влево вверх (от S1 к S2), а предложение при этой цене (P1) сократится до Q3.
|