Кривая спроса. Два объяснения закона спроса 1) эффект дохода. Эффект замещения эффект дохода эффект замещения – если цена товара падает, то

Количество товара, ед.

Q2 Q1 Q3 Q

Два объяснения закона спроса
1) Эффект дохода. Эффект замещения
ЭФФЕКТ ДОХОДА ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ
– если цена товара падает, то при том же доходе потребитель может приобрести больше товара, т.е. его спрос возрастает. И наоборот рост цен снижает реальный доход потребителя, и спрос на товар падает; – снижение цены увеличивает спрос. Например, снижение цены на говядину, позволяет купить ее больше тем, кто раньше покупал недостаточно, а также дает возможность приобрести ее тем, кто раньше не мог себе позволить этого – если цена одного товара растёт, то при наличии товаров-заменителей он будет ими замещаться. Спрос на данный товар упадёт, но увеличится спрос на товары-заменители
2) Закон убывающей предельной полезности
Предельная полезность –это добавочная полезность, извлекаемая потребителем из каждой дополнительной единицы продукта. Закон убывающей предельной потребности или первый закон Госсена–по мере того, как потребитель увеличивает потребление товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, потребитель готов приобрести её лишь за меньшую цену. Производители должны понижать цену для того, чтобы побуждать потребителей к увеличению покупок такого продукта
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС
Потребительские вкусы, предпочтения потребителя Очень субъективны и их сложно учесть, но можно определить тенденцию: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов (возросла, например, мода на футболки) повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо. Обратная ситуация (прошла мода на футболки) снизит спрос и сместит кривую влево
Число покупателей Рост числа покупателей чаще всего вызовет увеличение спроса
Доходы покупателей При росте доходов растёт спрос на более качественные («нормальные») товары; при падении доходов спрос на эти товары падает (зависимость прямая). Если доходы растут, спрос на некачественные товары (товары низшей категории) падает; если же доходы падают, спрос на них повышается (зависимость обратная).
Цена на сопряженные товары а) когда два товара взаимозаменяемы (товары-субституты: чай – кофе; лес – кирпич), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь – изменение цены одного товара приводит к однонаправленному изменению спроса на взаимозаменяемый товар; б) если два товара являются взаимодополняющими (товары-комплименты: фотоаппарат – плёнка; автомобиль – бензин), между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь – изменение цены одного товара приводит к противоположному изменению спроса на взаимодополняющий товар
Изменение структуры населения Увеличение продолжительности жизни повысит спрос на товары и услуги для пожилых людей; рост рождаемости повысит спрос на товары и услуги для детей, молодёжи
Ожидания покупателей в отношении изменения цен При ожидании потребителями роста цен текущий спрос увеличивается. При ожидании снижения цен текущий спрос сокращается – формируется отложенный спрос
Социальная политика государства Рост заработной платы, пенсий, пособий, стипендий приведет к росту спроса
Действие неценовых факторов вызывает изменение объема спроса, что графически отражается сдвигом кривой спроса или влево, или право. При увеличении объема спроса – кривая спроса сдвигается вправо вверх ( от D к D2), при снижении объема спроса – кривая спроса сдвигается влево вниз ( от D к D3)
ЦЕНА СПРОСА
– максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определённое количество данного товара или услуги; – рыночная цена при таком состоянии спроса, когда складывается рынок покупателя
Две специфические разновидности рыночного спроса потребителей, в зависимости от того, какие факторы побудили человека к покупке
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС
– спрос, который обусловлен потребительскими качествами, свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге) – спрос, который возник у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо других факторов
РАЗНОВИДНОСТИ НЕФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА
1) спрос, обусловленный внешними (экзогенными) воздействиями наполезность товара. Здесь выделяют: а) эффект массового потребления (или эффект присоединения к большинству, или эффект вагона); б) эффект сноба; в) эффект показательного потребления – эффект Веблена. 2) спекулятивный спрос; 3) нерациональный спрос
ЭФФЕКТ МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ, или ЭФФЕКТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К БОЛЬШИНСТВУ, или ЭФФЕКТ ВАГОНА
– это та величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар вследствие того, что расширяется рыночный спрос на него, или, другими словами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар. Эффект побуждает потребителя покупать то, что покупают все, большинство других покупателей, чтобы чувствовать себя равным им, выдерживать общий стиль, быть «на волне жизни», не отставать от других, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором хотелось бы быть
ЭФФЕКТ СНОБА
– ситуация когда индивидуальный спрос сокращается вследствие того, что другие тоже покупают данный товар, т.е. вследствие увеличения рыночного спроса. Данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, данная категория потребителей не хочет быть «как все». Они стремятся к исключительности, стремятся отличаться друг от друга, выделяться из толпы. Чем большее количество людей приобретает данный товар, чем выше его рыночный спрос, тем меньше ценность данного товара для сноба и соответственно тем ниже его индивидуальный спрос
ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА или ЭФФЕКТ ПОКАЗАТЕЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
Отражает такое на первый взгляд парадоксальное явление, как увеличение спроса на некоторые товары в силу того, что они имеют более высокие цены по сравнению со своими аналогами. Наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, своего рода элитарностью данного товара, которая вызывает дополнительный спрос
СПЕКУЛЯТИВНЫЙ СПРОС
– возникает в условиях дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение недостаточно или искусственно сокращается в ожидании более высоких цен
НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС
– покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под влиянием минутных капризов, желаний, прихоти (например, когда у кассовых аппаратов покупатели с приобретают конфеты, жвачки, орешки, забавные игрушки и др.)
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
– это то, количество товара (услуг), которое производитель готов продать на рынке по данной цене в определенном промежутке времени
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
– при прочих равных условиях, чем больше цена, тем большее величина предложения данного товара на рынке и наоборот; – это прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара и услуг на рынке. Графически этот закон можно представить в виде кривой предложения, где S (supply) – предложение, P (Price) – цена, Q (quantity) – количество. Кривая предложения (S) поднимается вправо вверх

Количество товара, ед.

Кривая предложения

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ
– уровень дотацийувеличивает предложение; – количество производителей, продавцов на рынке увеличивает предложение вне зависимости от цен при выходе на рынок новых фирм; – ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики; – перспективы развития отрасли; – природные катастрофы, политические действия движение «кривой предложения» и «изменение объема предложения» происходит под воздействием неценовых факторов; – издержки производства. Величина издержек определяется ценами на ресурсы, используемые фирмой в производственной деятельности (заработная плата, стоимость сырья, процент за кредит и др.). Их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение; – технология производства.Совершенствование технологий снижает затраты, цену на ресурсы и увеличивает предложение; – уровень налогов.Повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение; – природные катастрофы, политические действия, войныприводят к сокращению предложения
Изменение предложения под влиянием неценовых факторов предложения приводит к сдвигам кривой предложения. Если неценовые факторы приводят к увеличению предложения, то кривая предложения сдвигается вправо вниз (от S к S1). При постоянной цене P1 предложение увеличится до Q2. При сокращении предложения под воздействием неценовых факторов кривая предложения сдвигается влево вверх (от S1 к S2), а предложение при этой цене (P1) сократится до Q3.
РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА (ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
– это цена, при которой объем спроса равен объему предложения     Равновесие спроса и предложения Точка Е называется точка равновесия спроса и предложения, а ее проекции на оси абсцисс и ординат соответственно точками равновесного объема производства (Qe) и равновесной цены (Pe)
ИЗБЫТОЧНЫЙ СПРОС
Разность между спросом и предложением называется избыточным спросом:
Избыток товаров Если избыточный спрос отрицателен, то спрос меньше предложения. В этом случае имеет место перепроизводство товара на рынке. Продавцы не могут его продать и цена на этот товар снижается
Дефицит товаров Если избыточный спрос положителен, то спрос больше предложения. Имеет место недопроизводство товара – дефицит. Рыночная цена на него растет
Условия равновесия Когда товаров произведено столько, сколько требуется покупателю. Такое равновесие – это выражение максимальной эффективности рыночной экономики
НАРУШЕНИЕ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ ЦЕН
– отклонение средней продажной (рыночной) цены от равновесной; – сдвиг кривых спроса или предложения
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
– структура расходов потребителя (при данном уровне бюджетного дохода), при которой достигается наибольшая общая полезность от всего приобретаемого им набора потребляемых благ. Изменяя эту структуру в пользу увеличения расходов на одни товары за счет других, потребитель не способен увеличить общую полезность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: