Аксиомы потребительского поведения

Лекция 7. Ординалистская теория поведения потребителя

Равновесие потребителя

Равновесие потребителя – это оптимальный набор товаров, максимизирующий полезность при определённом уровне бюджета (дохода) потребителя.

Общее условие равновесия потребителя означает, что потребитель распределяет свой бюджет (доход) на все товары таким образом, чтобы уровнять предельную полезность, которая приходится на одну денежную единицу, затрачиваемую на каждый товар, то есть для всех реально потребляемых товаров х, у, z … выполнятся равенство:

MUх / Рх = MUу / Ру = MUz / Pz = … = l, (6.4)

где MUх, MUу, MUz – предельные полезности товаров х, у, z;

Рх, Ру, Pz – цены товаров х, у, z;

l - величина, характеризующая предельную полезность денег.

Потребитель, который максимизирует полезность, будет покупать товары таким образом, чтобы их предельные полезности в расчёте на денежную единицу цены были равны. Этот подход называется эквамаржинальным принципом.

Равенство, приведённое выше, показывает, что в состоянии равновесия (максимум полезности при заданных вкусах потребителя, ценах и доходах) полезность, полученная от последней денежной единицы, затраченной на приобретение какого-либо товара, одинакова независимо от того, на какой товар она затрачена. Это положение получило название – второй закон Госсена.

Преобразовав формулу (6.4), можно вывести уравнение равновесия потребителя с точки зрения кардиналистского подхода, которое имеет вид:

MUх / MUу = Рх / Ру. (6.5)

В заключение следует отметить, что основные трудности, возникающие при исследовании поведения потребителя, связаны с субъективным характером оценок, которые он дает благам. Поэтому в настоящее время существует несколько альтернативных концепций поведения потребителя, различающихся исходными предпосылками. Основными среди них являются кординалисткая (рассмотренная в данной лекции) и ординалисткая, которая будет рассмотрена далее.

Теория потребительского выбора основана на допущении о том, что потребитель ведёт себя рационально, стремясь максимизировать удовлетворение своих потребностей в процессе покупки и потребления товаров и услуг в определённом их сочетании.

Предпочтения потребителя – это система ценностей человека по отношению к благам, это ранги, которые потребитель устанавливает для альтернативных вариантов удовлетворения своих потребностей.

Кроме предпочтений, на потребительский выбор влияют цены благ и доходы потребителя.

В отличие от кардиналистского подхода ординалистский не требует от потребителя измерения уровня полезности благ в каких-либо единицах и ограничивается лишь способностью потребителя упорядочивать различные блага, представленные в виде соответствующих наборов с позиции их предпочтительности. Ординалистский (порядковый) подход опирается на следующие аксиомы:

1. Аксиома полной упорядоченности, которая говорит о способности потребителя ранжировать альтернативы. То есть потребитель в результате сравнения одного набора благ с другими способен распределить их в таком порядке, который отражает его предпочтения, а именно определить, какой из них для него является более предпочтительным или они равноценны.[*] Если набор А предпочтительнее набора В, то это выражается как А>В; если оба набора для него безразличны, то это можно записать как А~В.

2. Аксиома транзитивности. С помощью этой аксиомы осуществляется упорядочение более чем двух наборов благ. Аксиома отображает определённую логическую связь между различными уровнями удовлетворения потребностей. Если в результате изучения наборов благ А, В, С потребитель расставил их так, что А>В, В>С, то можно сказать, что А>С. Если же А~В и В~С, то следовательно, наборы А и С также равнозначны (безразличны) (А~С).

3. Аксиома ненасыщенности. Если два набора благ отличаются друг от друга только количеством единиц одного какого-либо блага, то потребитель всегда предпочтёт тот набор, в котором блага больше.

4. Аксиома независимости потребителя. Степень удовлетворения потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями.

Таким образом, в ординалистском подходе оценка полезности наборов благ осуществляется косвенным путём, на основе выявления предпочтений. Поэтому, если один набор для потребителя предпочтительнее другого, то, следовательно, он обладает большей полезностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: