Зарождение и развитие почты

Учащение и усложнение контактов между отдельными коллективами людей потребовало совершенствование средств связи. Первоначально гонцов отправляли только в экстренных случаях. В такой роли мог выступать любой человек. В процессе перехода от родоплеменного строя к государству передача информации на расстояние приобретает регулярный, постоянный характер, а выполнение этой функции превращается в профессию. Зарождается новый вид связи – почта.

Возникновение этого вида связи характеризовалось не только превращением обязанностей гонца в профессию. Как считают специалисты, слово «почта» происходит от позднелатинского слова «posita», что когда-то означало остановку или станцию[110]. Следовательно, под почтой первоначально понимали передачу информации из рук в руки как эстафету.

Можно принять на веру, что греческие гемеродромы передвигались со скоростью 10 км/ч. Однако если это и было так, то скорость их передвижения находилась в обратно пропорциональной зависимости от расстояния, иначе говоря, чем большее расстояние им требовалось преодолеть, тем с меньшей скоростью они могли передвигаться.

Чтобы обеспечить их передвижение с максимальной скоростью, необходимо было разделить преодолеваемое ими расстояние на короткие дистанции и организовать передачу информации от одного гонца к другому.

В связи с этим следует обратить внимание на то, что в древности (например, в Индии и Китае) одним из атрибутов гонцов были бубенчики, т. е. небольшие колокольчики. Некоторые авторы считают, что с их помощью гонцы давали знать о том, чтобы им уступали дорогу. Однако маловероятно, чтобы в Древней Индии и в Древнем Китае улицы были так запружены людьми, что существовала необходимость в подобной сигнализации. Вероятнее другое. Таким образом, гонцы сообщали о своем приближении к эстафетным или почтовым станциям, чтобы те, кому необходимо было передать информацию, к моменту их прибытия были готовы сразу же последовать дальше.

Необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство. Слово «почта» означает не только учреждение связи, но и пересылаемую кор-респонденцию[111]. Поэтому формирование почты как средства связи завер-шается тогда, когда устная передача информации заменяется письменной, т. е. когда пересылка корреспонденции становится главной функцией почты.

Самые ранние сведения о существовании почты датируются концом III тысячелетия до н. э. К этому времени относятся упоминания о существовании службы царских курьеров в Древнем Египете.

«Около 2000 г. до н. э., – пишут П. Джеймс и Н. Торп, – египетские фараоны учредили царскую службу курьеров, доставлявшую корреспон-денцию сначала по реке, а затем и по суше», причем «приблизительно в 1900 г. до н. э. были установлены эстафетные станции»[112]. Во время раскопок в Эль-Амарне были обнаружены остатки архива середины XIV в. до н. э. Среди сохранившихся документов удалось прочитать письма к Тутанхамону[113].

Более ранние следы почтовой корреспонденции сохранились на территории турецкого города Культепе, где археологи раскопали около 16 тыс. глиняных табличек, относящихся к XIX в. до н. э. Одно из этих самых древних писем гласит: «Я получил твои указания и в тот же день, когда пришла табличка с твоим письмом, дал твоим агентам три мины серебра для покупки свинца. Так что, если ты еще брат мне, верни мои деньги с курьером»[114].

Не позднее 1000 г. до н. э. почта возникла в Китае. Судя по всему, первоначально она тоже была пешей. Несмотря на это, Конфуций (551–479 гг. до н. э.) писал: «…Справедливые деяния распространяются быстрее, чем императорские приказы, передаваемые по эстафете или с курьером»[115]. Из этого явствует, что в середине I тысячелетия до н. э. в Китае тоже существовали эстафетные или почтовые станции.

Как уже отмечалось, когда в 490 г. до н. э. грекам понадобилось сообщить о разгроме персов в Марофонской долине, они направили в Афины гонца. Это означает, что в V в. до н. э. греки использовали пеших гонцов даже для передачи экстренной информации.

Увеличить скорость передвижения гонца могла только лошадь. Дикая лошадь обитала в индоевропейских степях и была приручена примерно в IV–III тысячелетии до н. э.[116] Однако самые ранние сведения о ее использовании в упряжке относятся к XVI–XIV вв. до н. э., для верховой езды ее стали использовать не ранее XIV в. до н. э.[117].

Но «даже в конце II тысячелетия до н. э., – пишет В. А. Шнирельман, – такие индоевропейские народы как фракийцы, иллирийцы, дорийцы и ахейцы либо вообще не знали верховой езды, либо ездили на лошадях очень редко»[118].

Верховая езда получает распространение лишь в I тысячелетии до н. э. Одним из тех народов, которые первыми начали использовать ее для почтовых целей, были персы[119].

Рассказывая о персидском правителе Дарии II, греческий историк Ксенофонт (430–355 гг. до н.э.) писал: «После того, как он установил, какой путь может проделать лошадь днем до того, как ее потребуется кормить, он устроил на соответствующих расстояниях специальные станции, на которых находились лошади и конюхи. Помимо этого, он назначил на каждую из таких станций смотрителя, в обязанности которого входил прием и дальнейшая отправка писем, приют уставших лошадей и людей и отправка свежих. Рассказывают, что доставка не прерывалась также и ночью»[120].

«Ничто в мире не передвигается так быстро, как…персидские курь-еры, – писал другой греческий историк Геродот, живший в V в. до н.э., – ничто не может сбить их скорости на дистанции, которую они должны пройти, – ни снег, ни дождь, ни жара, ни темнота. Первый всадник передает депешу второму, второй-третьему, и та далее, из рук в руки, по всей линии, подобно огню при греческом факельном беге»[121].

В результате этого 1600-мильный путь от столицы Персидской империи города Сузы до побережья Эгейского моря они преодолевали за 9 суток. Если учесть, что древнегреческая миля была равна 1,4 км, получается, что скорость доставки персидской почты составляла около 250 км в день[122].

Когда в 330 г. до н. э. Александр Македонский (356–323 гг. до н.э.) разгромил Персию, он сохранил ее почту. Через 7 лет Александр Македонский умер, его империя распалась, и унаследованная от персов почта пришла в упадок[123].

Прошло время, в Средиземноморье возникла новая крупная держава – Римская империя. Она превзошла по своим размерам Персидскую, а поэтому нуждалась в еще более совершенных средствах связи.

На Апеннинском полуострове сложилась настолько разветвленная транспортная система, что родилась поговорка: «Все пути ведут в Рим». По некоторым данным, в период расцвета Римской империи их общая протяженность превышала 100 тыс. км[124]. Упорядоченный характер поч-товая служба приобрела в правление императора Августа (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.)[125]. При нем на дорогах появились почтовые станции, где можно было отдохнуть и поменять лошадей. Это обеспечило доставку почты со скоростью 10–15 км/ч[126].

В VII в. в Передней Азии на обломках империи династии Сасанидов, возникло новое государство, в котором получили власть последователи пророка Мухаммеда – Арабский халифат. От столицы халифата Багдада в разные концы империи протянулись дороги, на которых было открыто более 900 почтовых станций[127].

Халиф Абу Джафар Мансур утверждал: «Мой трон держится на четырех столбах и мое владычество на четырех лицах, а именно: безупречном кади (судье), энергичном управляющем полицией, честном министре финансов и преданном почтмейстере, осведомляющем меня обо всем»[128].

Существует мнение, что почтовая служба продолжала существовать и

после распада Арабского халифата в XI в., пока не была разрушена в результате завоевания Тимура 1400 г.[129]

К тому времени была создана другая более разветвленная почтовая связь. В середине XIII в. возникла Монгольская империя, границы которой протянулись от Центральной Европы до Тихого океана. Посетивший ее во второй половине этого столетия, итальянец Марко Поло в своих записках сравнил монгольскую почту с персидской и привел поражающие наше воображение цифры.

Если верить ему, по всей империи было создано около 10 тыс. почто-вых станций, которые обслуживало 200–300 тыс. лошадей. Среднее расстояние между почтовыми станциями составляло около 25 миль, 40 км. Это значит, что длина почтовых дорог достигала 400 тыс. км[130].

Факт, представляющийся невероятным.

В XIV в. монгольская империя вступила в период раздробленности. Как следствие этого, распалась прежняя почтовая служба. Но не везде. В Китае она продолжала существовать и после изгнания завоевателей.

В годы кризиса Римской империи III–V вв. ее почта пришла в упадок. Прекратили действовать почтовые станции, травой заросли многие дороги.

Франкский король Хлодвиг I (465–511) попытался хотя бы частично сохранить римскую почту, но после того как в IX в. созданная его потомками империя распалась, единая почта на ее территории окончательно прекратила свое существование[131].

С этого времени самой разветвленной становится папская почта, поскольку Ватикан поддерживал связи со всеми епархиями в Европе. Своя почта существовала у монастырей и рыцарских орденов. Возникает и получает распространение почтовая связь между университетами[132].

В XII–III вв. по Западной Европе прокатилась волна городских революций. Почти все более или менее крупные города получили независимость от феодалов и учредили самоуправление. Для общения между собой они создали свою, городскую или муниципальную почту[133].

Особой подвижностью в средние века отличались скупщики скота, которые находились в постоянных разъездах. Некоторые горожане стали использовать их для пересылки почтовой корреспонденции. Так возникла «почта мясников», просуществовавшая до XVII в.[134].

В XV в. во Франции была учреждена королевская почта. Она начала оказывать услуги частным лицам и с 1598 г. стала общедоступной[135]. В связи с этим монастырская, рыцарская, муниципальная, университетская почта и «почта мясников» утратили прежнее значение. А в 1719 г. Людовиг XV ввел государственную монополию на почтовые услуги[136].

Самым обширным западноевропейским государственным образо-ванием на протяжении всего средневековья была Священная Римская империя. Она включала в себя десятки крупных и мелких государств Австрии, Венгрии, Германии, Нидерландов, Испании и Италии. Поэтому здесь проблема почтового сообщения имела гораздо большее значение, чем в других частях Европы.

В конце XV – начале XVI вв. возникла почтовая компания «Турн и Таксис», которая просуществовала два с половиной века и постепенно связала между собой почти все государства, входившие в состав Священной Римской империи. Королевская власть в Пруссии выкупила у Таксисов их почтовую службу только в 1867 г. [137].

В Испании королевская власть взяла в свои руки почтовую службу в начале XVIII в., в Голландии – в середине XVIII в., в Швейцарии – в конце XVIII в. В Северной Америке до революции почта подчинялась генеральному почтамту в Лондоне, после возникновения Соединенных Штатов Америки – федеральному правительству. В Англии долгое время почта принадлежала семейству Р. Аллана и его потомкам. В конце XVIII в. она тоже перешла в руки государства[138]

В средние века почта в основном обслуживалась конными гонцами. И только в XV–XVI вв. их заменили специальные почтовые кареты[139]. Слово карета произошло от слова «каруцци». Так в Древнем Риме называли крытые повозки[140].

Возрастание количества адресатов привело к появлению почтовых ящиков[141]. По некоторым данным, привилегия на устройство первых почтовых ящиков была выдана во Франции в 1653 г. рэкетмейстеру или сборщику податей Людовика XIV Ренуару де Виллайе[142]. В 1771 г. почтовые ящики появились в Вене, в 1776 г. – в Берлине, в 1829 г. – в Копенгагене, 1848 г. – в Москве и Петербурге, в 1855 г. – в Швеции[143].

Существует мнение, будто бы уже в середине XV в. во Франции скорость доставки корреспонденции достигала 150 км в сутки, а в Германии конца XVII в. – 200 км[144]. Однако, вероятнее всего, приведенные цифры характеризуют скорость экстренной доставки корреспонденции.

Наряду с пешей и конной почтой в древности возник еще один вид почтовой связи. Было замечено, что голуби обязательно возвращаются в свои гнезда, куда бы их не занесли. К этому следует добавить, что голубь способен развивать скорость до 60–70 км[145], что намного превосходит скорость передвижения не только пешего гонца, но и всадника.

Эти качества голубей человек стал использовать для передачи с их помощью экстренной корреспонденции[146]. Наиболее ранние упоминания о прирученных голубях относятся примерно к 2000 г. до н. э. (шумеры), а первый известный факт использования почтовых голубей – к XII в. до н. э. (египтяне). Почтовых голубей использовали древние греки и древние римляне, арабы, китайцы, турки, китайцы и европейцы[147].

Во время Франко-Прусской войны (1870–1871) с помощью голубей осажденный Париж поддерживал связь с внешним миром. В годы Второй мировой войны Великобритания имела почти полмиллиона почтовых голубей[148]. Имеются сведения, что в экстренных случаях в Японии голубиная почта использовалась даже в конце XX в.[149].

Как только появилась переписка, возникло стремление скрыть или засекретить сообщаемую информацию. «Уже в исторических документах древних цивилизаций – Индии, Египта, Месопотамии – пишет автор книги «История шифровального дела в России» Т. Соболева, – имеются сведения о системах и способах составления шифровального письма»[150].

В 855 г. появилась первый известный нам труд, посвященной шифровальному искусству – «Книга о большом стремлении человека разгадать загадки древней письменности»[151].

Кодируя или же шифруя свою собственную корреспонденцию, государство начинает проявлять интерес к личной переписке. Так возникла перлюстрация. Отдельные случаи перехвата и вскрытия чужих писем имели место всегда. В XVII в. знаменитый А. Ж. Ришелье учредил во Франции первые «черные кабинеты», т. е. специальные государственные учреждения, на которые была возложена обязанность следить за личной перепиской[152].

У Франции это нововведение заимствовали другие государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: