Спрос и его характеристика

К 88

ББК 65.02

УДК 330.8 (075.8)

Кудрявцев, В.А.

Микроэкономика

Микроэкономика

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

В.А. Кудрявцев

Курс лекции

Йошкар-Ола, 2007


Межрегиональный открытый социальный институт

В.А. Кудрявцев

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Курс лекции

Йошкар-Ола, 2007


УДК 330.8 (075.8)

ББК 65.02

К 88

Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент Н.И. Ларионова

Печатается по решению

редакционно-издательского совета МОСИ

К 88 Экономическая теория. Микроэкономика: курс лекции/ В.А. Кудрявцев. Йошкар-Ола: МОСИ, 2007.- 125 с.

Изложены общие проблемы функционирования предприятий и поведения потребителей, формирования доходов в рыночной экономике.

Для студентов экономических и управленческих специальностей заочной формы обучения, изучающих курс экономической теории.

ISBN ©МОСИ, 2007


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………….……..5

1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………….………..6

1.1 Спрос и его характеристика………………………………………….6

1.2. Предложение и его характеристика………………………..……...14

1.3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие…………………………………...…….….……………………………..19

2. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ………...…………..24

2.1. Общая и предельная полезность блага. Полезность и цена…..….24

2.2. Потребительский выбор и максимизация полезности….………..26

2.3. Моделирование поведения потребителя………………………….27

3. ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА..……….……32

3.1. Условия предпринимательской деятельности……………………32

3.2. Фирма в рыночной экономике………………….………….………34

3.3. Основные фонды предприятий (фирм)……………………………37

4. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ДОХОД……………...……….48

4.1. Основы производства. Производственная функция…..….…….48

4.2. Долгосрочный и краткосрочный периоды в деятельности

фирмы……………………………………………………….…….….…..49

4.3. Природа и сущность издержек производства………………….…50

4.4. Классификация издержек фирмы в краткосрочном периоде……52

4.5. Доход и прибыль фирмы в краткосрочном периоде………..……57

4.6. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде……………………..63

5. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ…………...………………….66

5.1 Сущность и виды конкуренции…………………………………….66

5.2. Совершенная (свободная) конкуренция…………………………..67

5.3. Монополия: место и роль на рынке. Антимонопольное регулирование…………………………...……………………………………………70

5.4. Несовершенная конкуренция………………………………………77

6. ПОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ

РЫНОЧНЫХ СТРУКТУРАХ……………………….………..…….81

6.1. Рынок ценополучателей. Поведение потребителя на рыке

предприятия – ценополучателя…………………………………………81

6.2. Рынок ценоискателей. Поведение на рынке предприятия –

ценоискателя……………………………………………………………..92

6.3.Предприятие в условиях монополистической конкуренции

и его поведение на рынке продукта……………………………………98

6.4.Предприятие в условиях олигополии и его поведение

на рынке продукта……………………………………………………100

7. РЫНОК ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ И

ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ…………………………………………103

7.1. Факторы производства. Виды и формы факторных рынков…103

7.2. Труд как фактор производства. Цена труда…………………...106

7.3. Рынок капитала и процент……………………………………...111

7.4. Рынок земли и рента…………………………………………….115

7.5. Предпринимательство как фактор производства. Прибыль

предпринимателя…………………………………………………….118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...122


ВВЕДЕНИЕ

Микроэкономика рассматривает хозяйственную деятельность первичных субъектов экономики (фирм, потребителей, наемных работников, собственников капитала, отдельных покупателей). Она объясняет, как и почему принимаются экономические решения на уровне первичных ячеек хозяйственной деятельности. В частности она показывает, как предприятия распределяют свои ресурсы на разные цели; как потребители принимают решения о покупке товаров и как на их выбор влияют изменение цен и доходов.

Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями и наемными работниками, между самими предпринимателями в ходе конкуренции, а также между продавцами и покупателями. Все эти отношения реализуются через цены на факторы производства и экономические блага. Поэтому в центре микроэкономического анализа находится механизм рыночного ценообразования.

Микроэкономика помогает понять закономерности развития той или иной отрасли производства и сферы услуг, как взаимодействуют между собой производители и потребители на рынках отдельных товаров. Она объясняет, как устанавливаются цены на произведенные блага, как определяется и от чего зависит уровень оплаты труда, какие средства инвестируются предпринимателями в производство тех или иных товаров. Иными словами, микроэкономика формирует и объясняет целый ряд законов: вредности благ, спроса и предложения, убывающей предельной полезности, убывающей отдачи от факторов производства.

Все эти знания необходимы практически любому грамотному человеку для понимания сложного мира хозяйственных отношений между людьми, формирования экономического мышления.

Таким образом, микроэкономика – это часть экономической науки, исследующая поведение отдельных субъектов хозяйственной деятельности в процессе осуществления экономического выбора.


Тема 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Каждое самостоятельное хозяйство, вступающее в отношения с другими самостоятельными хозяйствами, создает на рынке предложение и предъявляет спрос. Начнем с анализа спроса.

Желания индивида в условиях рыночной экономики трансформируются в понятие спроса. Естественно, что спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-либо благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом. Следовательно, спрос – это платежеспособная потребность.

Спрос - это экономическая категория, характеризующая объем товара, который потребители желают и могут купить по определенной цене за определенное время.

На спрос воздействует ряд рыночных факторов: цены на запрашиваемые товары, доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, цены товаров-заменителей и дополняемых товаров. Причем перед потребителем обычно предстает рынок, где имеется возможность выбора альтернативного качества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретает больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот.

Функции спроса - это взаимосвязь между желаниями потребителей иметь тот или иной товар (спросом на товар) и определяющими его факторами. Общая функция спроса может быть представлена следующим образом:

Qd = f (Р, I. Т, Рs. Рс, N. Ес),

Где Qd - объем спроса;

Р – цена товара;

I – доход потребителей:

Т - вкусы и предпочтения потребителей;

Рs – цена взаимозаменяемых товаров;

Рс – цена взаимодополняемых товаров;

N - количество покупателей данного товара;

Ес - Ожидание потребителей

Таким образом, величина спроса является функцией ряда переменных. Прежде всего, она зависит от цены. Цена – это сумма денег, которую готов уплатить потребитель за определенное количество товара.

Предположим, что все факторы, кроме первого (цены данного товара), неизменны. Тогда величина спроса будет зависеть только от цены Р:

Qd = f (Р).

Рассмотрим эту зависимость на простом примере. Предположим, что на каком-либо местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет снижена так, как показано в шкале спроса (таб. 1.1)

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимозависимость цены и спроса

Таблица 1.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: