Понятие изокванты. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Равновесие производителя.
Производственная функция. Общий, средний, предельный продукт. Средняя и предельная производительность.
Классификация факторов производства, их характеристика. Технологическая и экономическая эффективность.
Понятие фирмы. Цели и функции фирмы. Организационно-правовые формы фирм.
ТЕМА 2.3 Теория фирмы
Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг
Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. Взаимодополняемыми (комплементарными) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение.
Взаимодополняемость может быть абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага (лыжи и крепления к ним) и относительной (чай и сахар, автомобиль и бензин).
|
|
Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если 2 продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Свойство благ удовлетворять потребности за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ. Взаимозаменяемыми (товарами-субститутами) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, газ и нефть; металл и пластмассы.
Взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, а может быть относительной (чай и кофе, маргарин и масло).
Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот.
Таким образом, если 2 продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.
При микроэкономическом анализе главным объектом является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в современной экономике именно фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.
Предприятие - это обособленный субъект рынка, обладающий производственной и финансовой самодостаточностью, зарегистрированное как юридическое лицо, имеющий счет в банке и другие нормативно закрепленные атрибуты. |
Фирма - это организация, которая владеет предприятием и ведет на нем хозяйственную деятельность. |
Фирма является первичным звеном в системе хозяйствования, именно здесь осуществляется процесс соединения факторов производства, создаются товары и услуги, реализуются экономические интересы субъектов хозяйствования. Фирма имеет следующие характерные признаки:
|
|
- это всегда организация людей (коллектив) связанный разделением и кооперацией труда, общими экономическими интересами
- деятельность на фирме осуществляется путем использования комплекса машин, по определенной технологии
- фирму отличает экономическая обособленность и хозяйственная самостоятельность
Основной стратегической целью фирмы является получение максимальной прибыли. В отдельные периоды времени у неё могут быть кратковременные цели хозяйствования, например техническое перевооружение, эти краткосрочные, локальные, цели подчинены главной стратегической цели. К основным функциям фирмы можно отнести производство благ удовлетворяющих потребности общества и максимализация прибыли. Участниками деятельности фирмы являются собственники, управляющие, работники. Общий стратегический интерес всех участников - повышение эффективности деятельности фирмы, предприятия. Вместе с тем, каждый из субъектов имеет свои интересы, которые могут не совпадать с интересами других. По конечной цели хозяйствования фирмы делятся на:
- коммерческие
- некоммерческие.
Цель коммерческих фирм - максимальная прибыль. Некоммерческие фирмы создаются для оказания социальных услуг. По форме собственности на средства производства, фирмы делятся на:
- частные
- коллективные
- государственные
- смешанные
По принадлежности капитала выделяют:
- национальные
- иностранные
- совместные
Различают фирмы и по отраслевой принадлежности:
- промышленные
- торговые
- сельскохозяйственные
- кредитно-финансовые и другие
Законодательство РФ определяет организационно-правовые формы предприятий:
- единоличное владение
- товарищества
- корпорации и другие.
· 2. Классификация факторов производства, их характеристика. Технологическая и экономическая эффективность.
Производство образует материальную основу экономики.
Производство – деятельность по использованию факторов производства с целью достижения наилучшего результата.
Источник производства – это ресурсы. Ресурсы – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания благ.
Ресурсы делятся на 4 группы:
q природные (потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества);
q материальные (все созданные человеком средства производства);
q трудовые (трудоспособное население);
q финансовые (денежные средства общества).
Факторы производства – это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Выделяют 3 основных фактора производства:
¨ земля (сама земля и все естественные ресурсы);
¨ капитал (материальные и финансовые ресурсы);
¨ труд.
Каждый фактор производства приносит своему владельцу доход: земля – ренту, капитал – процент, труд – зарплату.
Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией:
Q = f (F1, F2, …, Fn),
где Q - max объем пр-ва при заданных затратах;
F1 - кол-во использованного фактора f1;
F2 - кол-во использованного фактора f2;
Fn - количество использованного фактора fn.