Конкуренция – борьба предпринимателя за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли.
КОНКУРЕНЦИЯ | |
добросовестная | недобросовестная |
Ведет к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества товаров и снижении издержек | Укрепление рыночного положения фирмы с использованием нерыночных методов - реклама - занижение рыночных цен - установка дискриминационных цен - коммерческий шпионаж - нарушение качества, стандартов товара |
Типы рыночных структур делятся по следующим характеристикам недобросовестной конкуренции
1) тип выпускаемой продукции
· однородная продукция
· дифференцированный товар (категория одна, но характеристики разные)
· стандартизированный товар (товар по определенным стандартам)
· уникальный использование определенных ресурсов – земли, и все, что в ней
2) количество фирм в отрасли
Формула Херфиндаля Хиршмана:
H = ∑ q²
H – индекс концентрации; q – доля занимаемой фирмы в отрасли
Чем больше индекс, тем больше концентрация.
3) барьеры входа в отрасль (лицензии, аккредитации, сертификаты, авторские права, патенты, капитал)
4) власть над ценой
Уравнение Лернера:
L = - 1
Ed (P)
Чем ближе коэффициент к 1, тем больше фирма может влиять на цены, е если ближе к 0, то фирма является ценополучателем.