double arrow

Аграрная политика СССР 60-80-х годов


В сельском хозяйстве во время правления Хрущева было принято много неграмотных решений, но его запрет на ведение подсобных хозяйств окончательно подорвал снабжение населения продовольственными товарами (на долю подсобных хозяйств на момент запрета приходилось 30% сельскохозяйственных товаров). Попытки решить проблему с помощью «кукурузной эпопеи» успеха тоже не принесли. С 1955 по 1962 г. площади под кукурузу были увеличены более чем вдвое (с 18 до 37 млн. га), порой даже за счет сокращения посевов пшеницы и ржи. Результат же оказался прямо противоположным затраченным усилиям: произошло общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась кризисом в освоении целинных земель в 1962 — 1963 гг., связанным не только с погодными условиями, но и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв. В результате эффективность их возделывания упала на 65%. [3] Таким образом, к 1965 году страна подошла с разваленными подсобными хозяйствами, с не оправдавшимися надеждами на целинные земли и с острой нехваткой продовольственного зерна. И хотя в 70-е годы ведение личных подсобных хозяйств стало поощряться вновь, даже появился лозунг «Хозяйство личное – польза общая», восстановить разрушенные подсобные хозяйства было делом не одного года.

В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объёмам производства промышленности и сельского хозяйства. Если в 1960 году объём промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55 %, то через 20 лет, в 1980 — уже более 80 %. Но это не мешало СССР с 1964 регулярно закупать зерно во всевозрастающих масштабах. На долю Советского Союза в 80-е годы приходилось до 15% мирового зернового импорта. Он занимал устойчивое первое место в мире, как импортер продовольственного зерна. [2] Почему же при таких объемах производства стране приходилось закупать зерно за рубежом?

Советский Союз впервые был вынужден закупить за границей 12 млн. тонн зерна в связи с тем, что эффективность освоенных целинных почв в Казахстане ежегодно падала. Выведение из оборота около трети поднятой целины свидетельствовало о том, что экстенсивные методы развития агрокомплекса не работают. Если в 1954-1958 годах средняя урожайность составляла 7,3 центнера с гектара, то к 1962 году она снизилась до 6,1 центнера. В 1964 г. из импортного зерна выпекалась уже каждая третья буханка хлеба. [4] Когда недоставало инвалюты, Советский Союз вынужден был тратить свой золотой запас для оплаты зернового и мясного импорта. По оценкам американских и других зарубежных источников, на ввоз зерновых и мяса СССР за 1960-е – первую половину 1980-х израсходовал свыше 900 тонн золота из госзапаса. В среднем за год это составляло 12, а то и 15 процентов данного запаса. Понятно, что золотой запас страны ежегодно пополнялся, в том числе за счет золотодобычи. Тем не менее, если на 1 января 1953 г. он достигал почти 2100 тонн, то к 1 января 1985 г. он уже был меньше 700 тонн, а на 1 января 1992-го – составлял только 480 тонн [5].

Сельскохозяйственную продукцию получить было очень непросто, учитывая климатические условия страны с преобладанием зон рискованного земледелия, но сохранить ее еще труднее. В колхозах и совхозах нужны были современные цеха по переработке продукции сельского хозяйства, таких комплексных объединений в стране было очень мало. При транспортировке и хранении продукция портилась, что приводило к ее дефициту в магазинах.

Чтобы преодолеть эти проблемы советское руководство с 1965 г. проводит экономические реформы, инициатором которой стал председатель Совета Министров А.Н. Косыгин. Началась реформа с упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств. В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет. С колхозов и совхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. Началась реализация программ комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и мелиорации. Был взят курс на создание агропромышленных комплексов. Но несовпадение подходов к проведению реформы, которое наблюдалось в высшем руководстве, значительно снизило ее эффективность, а затем свело на нет ее результаты. Именно поэтому реформа имела многообразную идеологию и довольно расплывчатые цели, что превратило ее в конечном итоге в набор разрозненных, несогласованных, противоречивых мер. [6]


Сейчас читают про: