double arrow

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


Меж. национальные конфликты на территории СССР. Провозглашение государственного суверенитета союзными республиками. Проблема обновления союза СССР.

Меж. национальные конфликты на территории СССР:

- национальные конфликты сначала имели форму национального движения, но вскоре начали перерастать в борьбу против тоталитарного центра, то есть, России.

-декабрь 1986 года: события в Казахстане, где на улицах произошли столкновения

- 1988 год: конфликт между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха и его принадлежности. Армении настаивала на включении его в состав своей республики и это поддерживали армяне Карабаха составляющие 80% населения. Азербайджан выступил против передела своей территории. Две республики (Армения и Азербайджан) оказались втянуты в затяжную войну, которая привела к гибели многих людей (в Закавказье было 300 тысяч беженцев);

- 1988-1990 годы: воспламенение «горячих точек». Абхазия потребовала выхода из Грузии. Митинги в Грузии перерастали в акции анти союзного толка: прозвучали призывы к выходу Грузии из состава СССР;

- 1989-1990 годы: коммунистические партии Латвии, Литвы и Эстонии заявляет о своем выходе из КПСС.

Провозглашение государственного комитета союзными республиками:

* 11 марта 1990 года: объявление Литвы об отмене действия Конституции СССР на территории республики и восстановление суверенного Литовского государства;

* август 1990 года: заявление Латвии и Эстонии о выходе из СССР;

* январь 1991 года: обращение Горбачева с призывом восстановить действие Конституции СССР на территории прибалтийских республик их отказ (конфликт в Литве в Риге около здания телевидения, погибло 14 человек).

Принятие попыток обновления СССР:

- проведение Горбачевым всенародной референдума «Быть СССР или нет?» 17 марта 1991 года 76, 4 % народа проголосовали за сохранение СССР;

- в переговорах с Президентом СССР по выработке нового союзного договора согласились участвовать руководители 9 республик;

- выработка нового союзного договора в подмосковной усадьбе Ново-Огарева. Проект договора был готов и его подписание назначено на 20 августа 1991 года. Его проект: каждая республика это суеверное государство и значительно увеличиваются их права. Центр управления превращался в координирующий орган и в его ведение оставались вопросы: обороны, финансов, внутренних дел и в урезанном виде налоговой и социальной политики. Остальные властные полномочия передавались республикам.

Августовские события 1991 года. Приостановление деятельности КПСС. Распад СССР: возникновение независимых государств и образование Содружества Независимых Государств:

Августовские события 1991 года:

19 августа 1991 года: воспользовавшись отсутствием президента СССР (Горбачев отдыхал в Крыму группа деятелей из высшего руководства России заявила что Президент болен и не может управлять страной. Власть в свои руки взял Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям ( ГКЧП) в составе: вице -президент СССР Янаев, премьер-министр Павлов, МО ВС ССР Язов, председатель КГБ Крючков, министр МВД Пуго и другие. В манифесте ГКЧП говорилось о беспорядках в стране, разрушенной экономике, необходимости навести порядок.

Направление работы и планы ГКЧП:

- расформирование структур власти действующих вопреки Конституции 1977 года;

- приостановление деятельности оппозиционных партий;

- запрет митингов и деятельности оппозиционных партий;

- контроль за средствами массовой информации;

- введение чрезвычайного положения в отдельных регионах;

- поддержка частной собственности;

- повышение заработной платы;

- обеспечение всех нуждающихся жильем.

В Москву были введены войска, а в целом по стране было спокойствие. Ельцину удалось организовать сопротивление ГКЧП и он обратился к народу с призывом начать всеобщую забастовку и назвал действия ГКЧП военным переворотом. Вечерам у Белого дома собрались тысячи людей, строились баррикады. В город ввели танки, но большая часть воинских частей отказались выполнять приказ участвовать в ГКЧП. Тем не менее, произошли мелкие вооруженные стычки, погибли люди. 21 августа организаторы переворота поняли, что проиграли и вылетели в Форос, где находился Горбачев.

22 августа 1991 года: члены ГКЧП были арестованы и в 1994 году Государственная Дума амнистировала их.

23 августа 1991 года: Ельцин обвинил партию в организации путча и подписал Указ о приостановлении деятельности КПСС на территории СССР, а в ноябре 1991 года запретил ее совсем. Процесс распада СССР стал необратимым. Очередной съезд народных депутатов заявил о самороспуске.

Распад СССР:

Отказавшись от поста Генерального Секретаря ЦК КПСС Горбачев продолжал бороться за союзный договор, однако ему противостоял мощный напор рвущихся к власти республиканских правящих элит. Отказ многих руководителей республик от союзной власти и ее бессилие привело к тому что: 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще (под Брестом) руководители России, Украины, Белоруссии, (Ельцин, Кравчук, Шушкевич) объявили о самороспуске СССР и подписали соглашение о создании Содружества Независимых государств(СНГ). Этот документ был подготовлен втайне от Президента СССР и народов страны и вошел в историю как «Беловежское соглашение». 21 декабря 1991 года поставленные перед свершившимся фактом к соглашению к образованию СНГ присоединились лидеры республик.

25 декабря 1991 года: Горбачев сложил с себя полномочия президента СССР, над Кремлевским дворцом был поднят российский флаг. Распад СССР стал фактом.

Новый этап в развитии советско-американских отношений: сокращение и ликвидация ядерных вооружений:

- ежегодные личные встречи руководства СССР и США: Горбачева с Рейганом, позже с Бушем;

- декабрь 1987 года: подписание Договора об уничтожении ядерных ракет ближнего и среднего радиуса действия (впервые СССР и США пришли к договоренности о ликвидации этого оружия);

- июль 1993 года: соглашение об ограничении стратегических вооружений (ОСНВ-1) положило начало к сокращению ядерного оружия в мире.

Развитие гуманитарного и экономического сотрудничества, создание совместных советско-американских предприятий, передача друг другу научно-технической информации, проведение телемостов, встречи деятелей науки, культуры, техники.

- совместные действия СССР и США (Горбачев и Буш) в 1990 году во время конфликта в Персидском заливе. Остановка агрессии Ирана против Кувейта. Предъявление Ирану ультиматума и отказ его поддержки со стороны СССР.

Суверенная Россия (1991 – 2002 годы):

Принятие Декларации «О государственном суверенитете России» Б.Н Ельцин.

Процесс формирования обновленной российской государственности начался ещё до распада СССР.

12 июня 1990 года: принятие Декларации «О государственном суверенитете России» (на 1 съезде народных депутатов).

- становление будущих институтов власти России не зависимых от структур СССР;

- толчок для процесса суверенизации других республик и будущего распада СССР;

- выбора Б.Н Ельцина на пост Председателя Верховного Совета РСФСР;

- провозглашение суверенитета во имя: обеспечения каждого человека на достойную жизнь, а каждому народу право на самоопределение.

12 июня 1991 года: избрание Б.Н Ельцина президентом РСФСР (на 4 Съезде народных депутатов РСФСР). Прошёл при поддержке 60% голосовавших.

Август 1991 года: после событий августа 1991 года и провала ГКЧП вся полнота государственно – политической власти перешла от союзного центра к республикам.

8 декабря 1991 года: после длительных переговоров и дискуссий подписание в Москве 89 субъектами Российской Федерации «Федеративного договора» (разграничение полномочий).

1992 – 1993 годы: складывание системы власти в суверенной России:

а). высшая законодательная власть: съезд народных депутатов в России;

б). высшая исполнительная власть: Президент и незначимое им правительство;

в). высшая судебная власть: Конституционный суд Российской Федерации.

Политические противостояния 1993 года:

Политические противостояния (1993 года) между двумя ветвями власти:

- исполнительной: Президент РФ и его аппарат;

- законодательной: руководство Верховного Совета РФ. Роль арбитра в этом конфликте взял на себя Конституционный суд России.

План Президента и его аппарата: усиление центральных органов исполнительной власти, усиление начавшихся социально – экономических преобразований, проведение форсированной приватизации государственной собственности.

План Верховного Совета: более плавный и сбалансированный переход страны к рынку, при главной роли государственного регулирования.

Ельцин предложил провести по этому вопросу всенародное голосование, и Конституционный Суд РФ поддержал его (март 1993 года).

25 апреля 1993 года: Всероссийский референдум поддержал доверие Президенту, поддержание курса проводимых им реформ. Учитывая возникшую оппозицию в верхних эшелонах власти, Ельцин распустил Съезд народных депутатов и Верховный совет. Были созданы Государственная Дума и Совет Федерации.

Ход действий противостояния политических сил 1993 год:

- Председатель Верховного Совета РФ Хасбулатов объявил Указ президента как антиконституционной государственный переворот (его подержало большинство членов Конституционного суда РФ). Вице – президент Руцкой возложил на себя президентские полномочия;

- 22 сентября 1993 года: собравшиеся на внеочередной Съезд народные депутаты решили не покидать здание Верховного Собрания («Белый дом») окружённого войсками подчинёнными Президенту;

- 10-дневное противостояние и попытки найти мирное решение кризиса. Переговоры велись при посредничестве Русской православной церкви, но найти компромисса не удалось;

- 3-4 октября в городе начались митинги и манифестации и в город были введены войска. «Белый дом» подвергали обстрелу из танковых орудий и через несколько часов специальные подразделения взяли штурмом здание Верховного Совета. Таким образом, политический кризис в России был решен силовыми методами.

Принятие Конституции РФ (1993 год) и её основные положения:

12 декабря 1993 года – была принята новая Конституция РФ.

Основные положения Конституции1993 года:

- статья 1: «РФ – есть демократическое, федеральное и правовое государство с республиканской формой правления»;

- вся государственная власть в РФ осуществляется Президентом РФ, имеющим широкие полномочия совместно с органами законодательной (Федеральное собрание РФ), исполнительной (Правительство РФ) и судебной (Конституционный суд РФ и высший арбитражные суд РФ) власти действующих самостоятельно;

- Президент: гарант Конституции, прав и свобод человека, определяет направление внутренней и внешней политики государства, является Верховным главнокомандующим ВС РФ, назначает Государственную Думу и имеет право её роспуска и.т.д;

- Президент РФ избирается сроком на 4 года на основе равного и прямого голосования. Одно и тоже лицо не может занимать одну и ту же должность свыше 2 сроков подряд;

- определены права и полномочия государственных органов (например, Государственная Дума состоит из 450 человек);

- впервые права частной собственности охраняются законом: никто не может быть лишён своего имущества, только по решению суда;

- гарантия государством соблюдения прав и свобод гражданина: распоряжаться своими собственностями, выбирать сферу деятельности, все эти споры, включая и такую форму борьбы как забастовка.

Конституция носила в себе элементы переходного периода.

Чеченская война 1994 - 1996 годов:

Основные причины чеченской войны 1994 – 1996 годов:

= непосредственная политика центральной власти в отношении автономных республик, приведение этого к разжиганию национальных противоречий;

= противостояние крупных мафиозно – криминальных группировок как чеченских, так и российских и жестокая борьба в нефтебизнесе и торговле оружием;

= разжигание чеченского конфликта внешними силами, заинтересованными в разрушении единства России, отделение от неё Кавказа и последующем его самостоятельность;

= ввод Вооруженных Сил – бездарное руководство военными в ходе Чеченской войны.

Ход чеченской войны 1994 – 1996 годы:

* 27 октября 1991 года. Дудаев (бывший советский генерал, пришедший к власти в результате переворота) подписывает Указ о национальном суверенитете Ичкерии. Два года мирных переговоров не дали положительных результатов и принято решение о введение войск на территорию Чечни (решение проблемы силовым методом).

* 10 декабря 1994 года: введение на территорию Чечни войск с целью восстановления конституционного стоя и порядка, разгрома незаконных вооружённых формирований;

* 1994 – 1995 годы: втягивание войск в затяжные кровопролитные бои. С 1995 года окончательная стабилизация поручается войскам МВД (официально объявлено о прекращении боевых действий);

* 1994 – 1996 годы: рост недовольства международных организаций (ОБСБ, ООН, Совет Европы) и общественно - политических движений в стране (Ковалёв, Гайдар) проведением военной операции в Чечне Президент и Правительство РФ оказалось в сложной политической ситуации;

* 1995 год: проведение террористических операций чеченскими боевиками на территории России и Дагестана:

а). июнь 1995 года: захват Шамилем Басаев больницы в Будёновке (более 100 погибших);

б). январь 1996 года: захват Солманом Радуевым больнице в Кизляре (Дагестан и вновь человеческие жертвы).

Март 1996 года: Ельцин в рамках предвыборной компании доводит план об урегулировании конфликта в Чечне: постоянный вывод войск, установление в республике гражданского правления. При выводе попадание в осаду и гибель 245 полка (погибло более 300 человек). Боевые действия обостряются.

Май 1996 года: Черномордин и Яндарбиев (вместо погибшего Дудаева) подписание договора о прекращение войны. Это было две недели до выбора Президента РФ.

Август 1996 года: массированная атака боевиков и взятие ими городов Грозный, Гудермес, Аргун. Российские войска понесли большие потери (10 августа в РФ объявлен траур по погибшим в Чечне).

31 августа 1996 года: подписание в Хасавюрте подписания о соглашения и мире в Чечне (Масхадов и секретарь Совета Безопасности РФ Лебедь). Оно предусматривало:

- вывод российских войск с территории Чечни до 1 января 1997 года;

- проведение свободных выборов Президента Ичкерии;

- вопрос о государственном суверенитете Чечни отложен до 31 декабря 2000 года. Президентом по итогам выборов в Чечни стал Аслан Масхадов.

10 мая 1997 года: подписание Ельциным и Масхадовым договора о мире.

Вопрос сохранения мира остался наиболее сложной и взрывоопасной проблемой людские потери за 1994-1996 годы составили 80 тысяч погибших и 240 тысяч раненных (все людские потери).

Президентские выборы 1996году:

Ход действия выборов президента РФ в 1996 году:

- выдвижение кандидатов на должность Президента РФ: Зюганов, Явлинский, Жириновский, Лебедь, Горбачёв, Тулеев (политики); Власов, Брынцалов (бизнесмены). О своём намерении избираться на 2-ой срок объявил Ельцин, прибыв в Екатеринбург в феврале 1996 года;

- проведение беспрецедентной по своим масштабам агитационной - пропагандистской компании в поддержку действующего Президента. Особое влияние оказывала деятельность ведущих российских предпринимателей («Обращение 13-ти»). Ведущие главы финансово – промышленных империй (в народе их называли олигархи) призвали переизбрать Ельцина на 2-ой срок и продолжить проведение социально – экономических реформ. Перед избирателями была нарисована картинка: либо построение новой государственности на демократических налогах и рыночные отношения или назад в «коммунистическое прошлое».

- 16 июня и 3 июля 1996 года: проведены 2 тура выборов (во 2-ой тур вышел Лебедь) принесли победу Ельцину, за которого проголосовало около 40 миллионов избирателей. Таким образом, был избран президент РФ (Ельцин) и граждане выступили за поддержку проводимого курса социально – экономических реформ.

Антитеррористическая операция на Северном Кавказе:

Август 1999 года: вторжение отрядов террористов на территорию Дагестана, фактическое начало войны. Попытка создать исламское государство, грабежи, убийство, захват заложников и проведение террористических актов.

Президент РФ Ельцин назначает главой Правительства бывшего директора ФСБ В.В Путина. В своём заявлении Президент РФ фактически объявил Путина своим преемником в сентябре 1999 года в Москве.

Основные направления антитеррористической операции на Северном Кавказе:

- введение войск на территорию республики Дагестан и введение боевых действий против чеченских боевиков;

- продолжение антитеррористической агитации и ввод войск на территорию Чечни (комендатур, блок - постов, чеченской народной милиции и.т.д.);

- обустройство беженцев в полевых лагерях (Дагестан, Ингушетия);

- выбор законных органов власти в Чеченской Республике;

- обращение к международным организациям с предложением активизации борьбы с терроризмом (пример «самолётной» агрессии террористов на США в наше время);

- поэтапный вывод регулярных частей из Чечни (всё передаётся органам МВД) и руководству Чечни, избранному в ней Правительству.

Президентские выборы В.В Путин:

* август 1999 года: Президент РФ Б.Н Ельцин фактически объявляет своим приёмником назначенного главу Правительства Путина (бывший директор ФСБ);

* 31 декабря 1999 года: Президент РФ Ельцин неожиданно объявляет о своей отставке. Согласно Конституции исполняющим обязанности Президента РФ стал В.В. Путин;

* 26 марта 2000 года: состоялись выборы Президента РФ (его активно поддерживал Ельцин) и сразу в 1-ом туре им был выбран Владимир Владимирович Путин;

* 7 мая 2000 года: состоялась инаугурация В.В. Путина в качестве второго Президента Российской федерации.

Проведение курса российского правительства на радикальные экономические реформы:

1. Либерализация экономики:

Егор Гайдар: (исполняющий обязанности премьер – министра):

- объявление об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с января 1992 года;

- ограничение и отмена центрального распределения сырья и продуктов;

- отмена государственного оказания помощи предприятиям и перевод их на полное обеспечение;

- насыщение рынка товарами народного потребления;

- открытие границ внешней торговли и широкое проникновение иностранных товаров на российский рынок.

Итоги: рост цен, падение спроса на отечественную продукцию, из-за перенасыщения российского рынка иностранными товарами, массовые закрытия предприятий.

2. Приватизация (перевод государственной собственности в частную):

Чубайс: (председатель государственного комитета по управлению имуществом).

- 1 этап 1992-1993 годы: выдача всем гражданам России части государственной собственности стоимостью в 10 тысяч рублей в ценах 1984 года путём выдачи на неё приватизированного чека (ваучер). Реальная цена ваучера колебалась от 2-40 тысяч рублей в ценах 1993 года;

- 2 этап: приватизация государственных предприятий через их акционирование. (каждое предприятие имеет свои акции и у кого их больше тот и руководит предприятием). Преимущественные права при этом получили трудовые коллективы;

- 1994 год: начало свободной продажи акционированных предприятий и перераспределение собственности.

Итоги: Подавляющая часть бывшего национального состояния России сосредоточилось в руках менее, чем 10% населения страны (возрождение олигархов).

3. Аграрная политика:

- превращение колхозов и совхозов в деревенские хозяйства;

- превращение колхозов и совхозов в фермерские общества. На данный момент эти формы развития на селе не стали основными в развитии сельского хозяйства.

Итоги: нерешённость вопроса о передачи земель в частную собственность, закупка продовольствия за рубежом, недостаточная техническая оснащенность сельского хозяйства, нехватка финансовых ресурсов.

4. Социальная политика:

Проводимая политика экономического либерализма (свободного отпуска цен) предусматривает передачу многих социальных функций государства в руки самих горожан:

- сокращение расходов государства на здравоохранение, оборудование, культуру и. т.д;

- рост безработицы;

- социальная независимость населения;

- увеличение социального расслоения граждан;

Итоги: отставка Егора Гайдара, резкое ухудшение жизненного уровня населения, избрание главой Правительства В.С Черномордина, который продолжил либеральный реформаторский курс.

В результате проводимой социально – экономической реформы («шоковая терапия») не были достигнуты намеченные показатели и практически во всех областях хозяйства и политики возникли кризисные явления. Итогом стало политическое противостояние Президента РФ (Ельцина) и Верховного Совета, признание Конституции и смена высших органов государственной власти.

Кризис 1998 года и его последствия:

- 1997 год: в конце 1997 года в мире разразился мировой государственный кризис, из-за политики США выбросившего на мировой рынок большое количество необеспеченных товарной массой долларов;

- 1997-1998 годы: Россия - установление «Валютного коридора» (жестокие границы рубля по отношению к доллару). Это достигалось большими займами финансовых средств в империалистических странах (США, Япония и.т.д.), массовая задержка выплат заработной платы гражданам. К концу 1997 года это позволило стабилизировать финансовую систему, остановить спад производства и в 1998 году провести деноминацию рубля (обмен денег). Россия с трудом удерживала искусственно стоимость доллара в «жёстких рамках».

- 17 августа 1998 года: Центральный Банк России объявил о расширении рамок валютного коридора и разном росте доллара по отношению к рублю. Так же было объявлено об отказе по обязательствам государства в оплате ценных бумаг и акций (ГКО). Разразился финансовый кризис, а следом за ним политический кризис;

- 23 августа 1998 года: Ельцин подписал Указ об отставке председателя Правительства Кириенко (был на этом посту 253 дня). В России началась «Министерская чехарда» с председателями правительства России: 1988 - Примаков, 1989 – Степашин; 1999 – Путин, 2000 – Касьянов.

Последствия финансового кризиса 1998 года:

- отставка председателя Правительства РФ Кириенко;

- банкротство большого числа российских коммерческих банков с частными капиталами (деньги граждан);

- введение в ряде крупнейших банков (Менатеп, ФСБ – Агро, Инкомбанк) внешних управляющих изъятие у них вкладов частичных лиц и передача в Центральный Банк России под государственные гарантии;

- замораживание счетов вкладчиков, резких рост доллара, спекуляция инфляционный скачок цен фактически на все товары в стране.

Наука, культура, образование, трудности и противоречия (1990 – 2002 годы):

Основные направления развития:

- бурный рассвет гласности во всех областях культуры: обсуждение и беспощадная критика прошлого (часто необдуманная и не справедливая), мысли о будущих путях развития современной России (Шатров, Яковлев);

- отказ от жестокой цензуры и снятие с «полок» запрещённых к показу фильмов;

- расцвет демократической печати: «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Огонёк». Их тиражи выросли в 3-4 раза и стали соперничать с тиражами газет;

- публикации рассказов Солженицына: «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»;

- появление в искусстве двух разных направлений: либерально – демократическое и консервативное или национал – патриотическое (Бондарев, Распутин, художник Глазунов);

- после 1988 года: открытие границ «Железный занавес», выезды за рубеж, налаживание контактов с Западом, поступление потока западных произведений на рынок России (фильмы, книги, издания и.т.д.);

- смена идеологического курса сменяется диктатом рынка. Теперь спрос, а не качество производителя является главным критерием.

Образование:

- с 1987 года: начало реформы высшей школы, попытка соединения науки и производства (их интеграция). Причины взаимоотношений между ВУЗом и предприятием на договорной основе (сейчас вводится договорная основа «школа – ВУЗ – предприятие»);

- установление гибких учебных планов: основной упор на самостоятельную работу студента;

- появление альтернативной образовательной системы: гимназии, лицеи, колледжи (разрабатывают свои учебные планы с изучением нетрадиционных предметов);

- создание в стране системы непрерывного образования. Переход на 11-летнюю среднюю школу.

Наука:

- развитие прикладных научных знаний и тяжёлое положение фундаментальной науки. Отъезд хороших учёных за границу («Уточка мозгов»). Уход учёных в коммерческие структуры и другие области;

- возникновение интереса к «белым пятнам истории». Переиздание анализов трудов учёных историков прошлого (Карамзин, Платонов и другие);

- крах ценностных ориентиров (особенно у молодёжи - занятие позиции иждивенчества).

Литература и искусство:

+ освобождение литературы от давления идеологии и одновременное подчинение законам рынка;

+ проблемы финансирования искусства и творчества;

+ возрастание роли и влияния телевидения (например, проведение телемостов) и видео продукции;

+ рост бульварной литературы низкого качества;

+ развитие электронных средств массовой информации;

+ в кино: интенсивные творческие поиски «Так жить нельзя» Говорухин; «Покаяние» Абуладзе. Острая проблема кинематографа – недостаточное финансирование и наступление иностранных фильмов.

Отношение православной церкви к России:

- возрождение храмов и монастырей;

- снятие запретов на религиозные культы и обряды;

- свобода вероисповедания;

- поддержка церкви государством (личные встречи высших деятелей, оказание материальной, экономической, финансовой и другой помощи).

Таким образом, в России идёт серьезный пересмотр культурно – нравственных установок, ценных и мировоззренческих ориентиров, который продолжается и на настоящий момент.

Политические партии и движения в 1991-2002 годах:

Основные политические партии и движения:

- либерально демократическая партия (Жириновский);

- движение «Яблоко» (Явлинский);

- коммунистическая партия (Зюганов);

- «Наш дом – Россия» (Черномырдин);

- «Российская коммунистическая партия» (Антипов);

- «Единство» (Лужков);

- «Единая Россия» (Путин, Медведев).

Создаются многие другие партии и политические движения.

Политические партии делятся на:

= партии и движения прокоммунистической ориентации;

= демократической и либеральной ориентации;

= национал – патриотической ориентации («Русское национальное единство» - националистическая организация).

Основные направления и взгляды политических партий и движений 2010 – 2012 годов. Место России в современных международных отношениях:

Основные положения:

- великая могучая держава с высоким международным авторитетом мнение которой высоко ценится в международных кругах;

- имеет место постоянного члена Совета Безопасности ООН (одна из немногих стран мира имеет «Право вето», то есть, голосовать против всех и решение не будет принято из-за этого голоса Росси «против»);

- великая ядерная держава;

Этапы формирования внешней политики:

1. 1992 – 1993 годы: интенсивный поиск главных направлений во внешней политике России в связи с распадом системы «Восток- Запад», лидерами которой является СССР и США;

2. 1994 – 1997 годы: взаимодействие с политикой внешних стран мира, вхождение России в мировую экономическую систему, повышение её роли в деятельности международных организаций.

Основные направления внешней политики России на современном этапе:

- развитие отношений с ведущими странами мира (в первую очередь США, Германия, Япония и.т.д.);

- становление и развитие отношений с бывшими советниками республиками («ближнее зарубежье»);

- повышение роли России на международной арке и её участие в работе международных организаций;

Россия и СНГ (Сотрудничество Независимых Государств):

Основные направления деятельности России и СНГ:

- подписание законодательных документов регламентирующих взаимоотношения стран СНГ;

- подписание Договора о коллективной безопасности стран членов СНГ (15 мая 1992 года, Ташкент). Подписали его: Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Белоруссия, Киргизия и Грузия;

- страны СНГ ещё далеки от создания единого экономического пространства, открытости границ, единого финансового пространства и.т.д;

- подписание Устава Сотрудничества СНГ;

- возникновение проблем между странами СНГ и их решение: Россия – Украина (Черноморский флот), таможенный союз: Россия-Белоруссия-Казахстан и.т.д;

- оказание Россией миротворческой военной помощи странам СНГ: Таджикистан, Абхазия, Осетия;

- вывод Российских войск: с Армении, Молдавии, Грузии и.т.д;

- развитие двухсторонних и многосторонних отношений России со странами СНГ (2 января 2000 года: ратифицирован договор между Россией и Белоруссией «О создании союзного государства»).

Россия и Восток ( внешнеполитические отношения):

Основные направления развития РФ Востока и Азии:

- становление Китая как главного экономического, торгового и стратегического партнёра России;

- равные отношения с Японией, но нерешёнными пока остаются вопросы территориальных проблем (четыре острова Курильской гряды);

- активное развитие отношений во всех отраслях (особенно в поставках боевой техники) с Индией;

- доброжелательные отношения с традиционными союзниками Монголией, Вьетнамом, КНДР;

- сложные и противоречивые отношения с Афганистаном и Ираком (меняются в зависимости от проведения этими странами своей внешней политики);

- налажены постоянные контакты со странами АСЕАН (военно-политический блок в Азии).

Внешняя политика и отношения России и Запада:

- январь 1993 года: Москва - Договор между Россией и США «Об ограничении стратегических наступательных вооружений» (СНВ – 2). Соглашение обоих сторон на значительные сокращения (на две трети) своих ядерных арсеналов к 2003 году (Россия сокращение 3000 ракет СС – 20). Договор до сих пор не ратифицирован (не утверждён из-за ослабления мощи России);

- Россия постоянный член ООН (обладает «Правом вето»).

- регулярные встречи лидеров стран США, России, Франции, Германии, Великобритании;

- Россия принята в страны «Большой семёрки», то есть, ведущих стан мира и теперь постоянно её представители присутствуют на совещаниях;

- присоединение к натовской программе «Партнёрство во имя мира»;

- вступление бывших социалистических стран (Польши, Чехии, Венгрии) в блок НАТО, ответом России было заключение договоров с Германией и Францией, то есть, большой «Европейской тройки» к которой возможно присоединится и Великобритания;

- создание странами СНГ военно-политического союза ОДКБ.

Война США в Ираке и Афганистане: причины, последствия.

На протяжении десятилетия одна санкция за другой налагались на Иран, для того чтобы заставить его прекратить свою ядерную программу.

Последние несколько лет CША постоянно нагнетали истерию вокруг иранской атомной программы. За последний год, четверо иранских ученых-ядерщиков были убиты, скорее всего, в ходе тайной операции Моссад и ЦРУ. Одновременно, были ужесточены санкции против Ирана, что существенно углубило кризис иранской экономики. Последними из этих действий, стало введение санкций против банковской и нефтедобывающей отраслей иранской экономики. Когда они начали действовать, в начале февраля, положение иранской экономики стало катастрофическим. Промышленность, сфера обслуживания и сельское хозяйство полностью зависят от этого сектора. Потеря этих доходов означает большие проблемы для Ирана.

Ядерная проблема.

США обвиняют иранский режим в работах по созданию атомного оружия. С другой стороны, иранцы заявляют, что их атомная программа имеет мирные цели, то есть направлена на нужды энергетики. В стране, которая плавает в нефти, это кажется неправдоподобным. Однако, легко понять почему иранский режим хочет создать атомное оружие. Они видели, как отказавшийся создавать оружие массового поражения Ирак подвергся нападению и оккупации. С другой стороны, Северная Корея, имея ядерное оружие, и угрожая применить его, добилась того, что США ведут с ними переговоры. Выводы очевидны: для того чтобы сопротивляться нападкам США полезно иметь ядерное оружие.

Положение дел на ближнем Востоке.

Если мы добавим сюда тот факт, что влияние США на Турцию также ослабло, то видно, что после своей авантюры в Ираке, и, особенно, после арабских революций, у США осталось немного сильных позиций на Ближнем Востоке. Вакуум, появившийся после исчезновения иракской армии, был заполнен Ираном, который укрепился не только внутри Ирака, но и во всем регионе. Иранское влияние выросло на Ближнем Востоке.

Ближний Восток, конечно, рассматривался как поле возможностей, иранским режимом, но скорость, с которой пошел этот процесс, не обязательно является для него преимуществом. Иран предпочел бы иметь время для того чтобы консолидировать свои позиции. Почему же иранский режим рискует всем, непрерывно провоцируя американцев и, особенно, израильтян, учитывая, что эти страны, Израиль особенно, открыто готовят нападение?

Отчасти это отражает противоречия внутри Ирана. Режим глубоко расколот и находится в кризисе. В массах растет недовольство. Цена риала падает, инфляция стремительно растет. Для того, чтобы отвлечь внимание масс от их социально-экономических проблем, режим нагнетает шовинистическую истерию и атмосферу предвоенной мобилизации для того чтобы поднять широкие слои населения на борьбу с «иностранной угрозой». Постоянные провокации Ахманеджада против Израиля и США основываются, прежде всего, на этом расчете.

Последние события в Афганистане: причины и возможные последствия.

Необходимо рассмотреть также подтекст последних событий в Афганистане. На первый план здесь выходит конфликт между США как государством -представителем европейской цивилизации в широком смысле этого слова и даже теперь больше ¾ североамериканской цивилизации, впоследнее время подавляющей собственно европейскую, и Ираном как страной, пытающейся найти путь развития, отличный от западного, и направить по немудругие страны.

Главная задача США в свете их участия в последних событиях в Афганистане состоит в том, чтобы «создать своему заклятому врагу Ирану непредсказуемого и вооруженного до зубов соседа, который бы всегда напоминал об американском присутствии в этом регионе».

Если говорить о возможных последствиях того, что сейчас происходит в Афганистане, то, исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что для России дальнейшее развитие событий будет означать либо потерю ей своего влияния в регионе вследствие усиления Соединенных Штатов в случае победы талибов, либо замораживание потенциально взрывоопасной ситуации вне посредственной близости от российских границ еще на какой-то промежуток времени в случае их неудачи, причем о выгодах для России речи вообще не идет.

Потенциальную опасность для России представляет и возможное развитие событий в странах ближнего зарубежья: захват талибами северного Афганистана, вплотную примыкающего к центрально-азиатским республикам СНГ, грозит вылиться впоследних, прежде всего в Узбекистане, мощным взрывом исламского фундаментализма и радикализма. Еще более печальными будутпоследствия при таком развитии событий для самих республик Центральной Азии,и здесь им не помогут деньги, вырученные за нефть и газ. Ослабнет также положение Ирана и Индии, которые потеряют многие рычаги влияния в регионе.

С другой стороны, произойдет значительное усиление Турции, которая будет продолжать усиливать свое влияние в центрально-азиатских республиках СНГ, в том числе, возможно, укрепит свои позиции в Туркменистане и Таджикистане, традиционно тяготеющих к Ирану.

С этой точки зрения частная проблема конфликта между двумя странами превращается в глобальную проблему противостояния между западной и исламской цивилизациями. В этом отношении политическая игра США может обернуться для них довольно плачевно в отдаленной перспективе, когда, «возрождение религии...создаст основу для идентификации и сопричастности с общностью, выходящей за рамки национальных границ ¾ для объединения цивилизаций», и США, возможно, придется столкнуться и с Ираном, и с Пакистаном, и с созданным им и движением «Талибан», короче, со всем исламским миром.

Организация Объединенных Наций: назначение и основные направления деятельности.

Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности.

В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые».

Особенностями этой организации следует назвать политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества.

На конференции в Думбартон-Оксе (1944 г.) были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием СССР, США и Англии обсудила предложенный пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.

На конференции в Сан-Франциско (1945 год) и были приняты учредительные документы Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года Устав ООН вошел в силу.

По вопросу компетенции ООН в социально-экономической сфере у государств-учредителей единства не было. Высказывались два противоположных подхода - о широкой компетенции Организации в этом вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного социально-экономического развития. В конечном итоге после использования дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН функцией координации межгосударственного социально-экономического сотрудничества.

Структурные параметры самой ООН для этих процессов оказались узки и потребовалось создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту систему вошли существующие и вновь созданные специализированные межправительственные организации. Специализированные межгосударственные учреждения оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с ООН носила характер сотрудничества и координации действий.

Необходимость решения этих проблем вызвала характерные структурные изменения в системе ООН. В рамках самой ООН появились вспомогательные органы со структурой и функциями межправительственных организаций, обладающие самостоятельными источниками финансирования.

К настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН, которая включает в себя главные органы: Генеральную Ассамблею, Совет безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.

В систему также включаются и специализированные учреждения: Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития,

Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития,

Международная морская организация, Международная организация гражданской авиации, Международная организация труда, Международный союз электросвязи,

Всемирный почтовый союз, ООН по вопросам образования, науки и культуры,

Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация интеллектуальной собственности, ООН по промышленному развитию, Продовольственная и сельскохозяйственная ООН; Всемирная метеорологическая организация, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Международное агентство по атомной энергии.

Направления деятельности ООН и ее органов:

Направления деятельности ООН определяются в большей мере профилем тех или иных органов и учреждений системы:

Генеральная ассамблея: может обсуждать любые вопросы или дела, в том числе относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, давать рекомендации членам ООН и Совету Безопасности по любым таким вопросам и делам. Генеральная Ассамблея уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и предлагать в отношении этих принципов рекомендации. Она также уполномочена обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любыми государствами, в том числе государствами членами и не членами ООН, или Советом Безопасности, и делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству или государствам либо Совету Безопасности до и после обсуждения.

Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности, а также доклады других органов ООН, рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она имеет право выносить только рекомендации, которые, за исключением решений по вопросам бюджета и процедуры, не имеют обязательной силы для членов ООН. По рекомендации Совета Безопасности она назначает Генерального секретаря, производит прием новых членов, решает вопросы приостановления осуществления прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН.

Совет Безопасности: главный постоянно действующий политический орган, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира. Только Совет Безопасности и никакой другой орган или должностное лицо имеет право принимать решения о проведении операций с использованием Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием Вооруженных сил, в частности, такие, как определение задач и функций вооруженных сил, их состава и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а также вопросы руководства операциями и определение порядка их финансирования.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС): координирует экономическую и социальную деятельность, специализированных учреждений, а также многочисленных органов ООН. На ЭКОСОС возложены широкие многообразные функции координации и развития сотрудничества государств с различным социальным строем с таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов, международная защита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступности и многое другое.

Совет по Опеке: уполномочен рассматривать отчеты, предоставляемые властью, управляющей соответствующей территорией, принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью, устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые действия в соответствии с условиями соглашений об опеке. Он разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса, а также прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты.

Международный Суд: имеет множество специфических особенностей т.к. в отличии от других международных судов, сторонами рассматриваемых Судом делах могут быть только государства. Обращение к Суду является факультативным, то есть государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяя при этом международные конвенции, международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также в качестве вспомогательного средства - судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

Секретариат: орган, призванный обслуживать работу других органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Секретариат выполняет административно-технические функции, в частности, готовит некоторые материалы, переводит, печатает и распространяет доклады, резюме и другие документы и т.д.

НАТО.

Североатлантический договор, вступивший в силу 24 августа 1949 г. выступает в качестве учредительного документа Организации Североатлантического договора (НАТО). Сегодня Североатлантический альянс насчитывает 26 государств.

Цель НАТО: Члены НАТО договариваются о том, что вооружённое нападение на одного или нескольких членов союза будет воспринято как нападение на весь союз. В связи с этим они будут помогать подвергшемуся нападению, действуя по необходимости, в том числе и с применением вооружённых сил.

Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов в ранге послов и проводит свои заседания два раза в год под председательством Генерального секретаря НАТО.

Высшим военно-политическим органом организации является Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования, в состав которого входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран - членов НАТО. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики.

К основным органам НАТО относится: Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания дважды в год на уровне министров обороны, перед заседаниями Совета НАТО.

Функции и цели НАТО после второй мировой войны были ориентированы на сдерживание советского блока, однако, после его распада возникла необходимость пересмотра классических доктрин.

Сегодня прилагаются усилия для укрепления роли альянса. Предусматривается широкое использование многонациональных формирований, образуемых участниками НАТО из числа европейских стран.

Главное внимание стало уделяться определению и обоснованию новых миссий альянса, выходящих за пределы тех функций, которые были очерчены Североатлантическим договором. При этом подчеркивается необходимость переориентации союза на решение задач кризисного регулирования и миротворчества, с изменением ведущихся военных приготовлений и обеспечением гибкости и мобильности вооруженных сил.

В «Стратегической концепции» НАТО в число задач впервые было включено «проведение операций по реагированию на кризисные ситуации. Военная кампания НАТО против Югославии показала, что альянс претендует на право применять силу за пределами территории стран-членов и без санкции Совета Безопасности ООН.

На первый план вышли проблемы регулирования многочисленных очагов региональной напряженности, которое не только превратилось в одно из ключевых направлений мировой политики, но и приобрело военизированный характер - все более очевидным стало преобладание силового умиротворения над «традиционным миротворчеством» времен «холодной войны».

Существует много оснований для того, чтобы оценивать расширение альянса, как реальную угрозу и с военно-стратегической, и с политической, и с культурно-цивилизационной точек зрения. Нарастание агрессивности альянса по мере изменения его состава и перегруппировки элит в результате победы сторонников более жесткой наступательной стратегии.

Евросоюз и другие международные организации: назначение, основные направления деятельности.

Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития.

Международные организации разделяют на две основные группы:

1. Межгосударственные (межправительственные) организации учреждаются на основе международного договора группой государств.

2. Международные неправительственные организации возникают путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств.

Межгосударственные организации различаются:

- по кругу участников: универсальные и региональные;

- функциональному предназначению: общей и специальной компетенции;

- порядку вступления новых членов: открытые и закрытые;

- характеру полномочий: основанные на традиционном приведении к общему знаменателю позиций стран-членов и содержащие элементы наднациональности.

Общими тенденциями в развитии межгосударственных организаций можно считать следующие:

а) относительное усиление региональных аспектов в их деятельности, позволяющее сфокусироваться на более конкретных проблемах;

б) значительное возрастание числа организаций специальной компетенции для регулирования специфических сфер международного взаимодействия;

в) более частое и более широкое наделение межгосударственных организаций наднациональными полномочиями.

Европейский союз (ЕС).

Европейский союз (ЕС) занимает уникальное место среди международных организаций. В рамках этой структуры осуществляется интеграция участвующих в ней стран - их сближение в регулировании общественной жизни на уровень всего объединения (сообщества), которое в возрастающей степени обретает черты целостности и способность к самостоятельному функционированию.

Главной сферой интеграционного развития в рамках ЕС была и остается экономика. В этом плане центральная задача состоит в формировании унифицированного экономического пространства, в котором все действующие лица, как физические, так и юридические, были бы поставлены во всех странах ЕС в равные условия независимо от своей национально-государственной принадлежности.

В целом сам факт существования Европейского союза оказывает колоссальное воздействие на трансформацию взаимоотношений между участвующими в нем государствами. Вместе с тем ЕС становится все более заметной величиной в системе глобальных международных отношений; в рамках сообщества создана система внешнеполитических консультаций и согласования, позволяющая государствам-членам весьма часто «говорить одним голосом» и придающая ЕС характер самостоятельного действующего лица на международной арене.

Это проявляется и в ООН, и на многих международных конференциях и переговорах, и в связи с различными проблемными международно-политическими ситуациями. В некоторых случаях влияние ЕС оказывалось весьма весомым, причем иногда интеграционное объединение брало на себя инициативу в продвижении определенных международно-политических проектов. Сообщество проводит весьма активную политику в отношении стран «третьего мира»; по линии ЕС оказывается помощь постсоциалистическим странам.

В настоящее время в период быстрого развития научно-технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Оно может осуществляться как через экономические, так и политические отношения. В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам современности.

на тему: «История и теория культурологии»

Садохин Александр Петрович


Сейчас читают про: