Марксистская концепция культуры
Глава 2. Культурологические теории XIX века
Литература
1. Вико Д Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994.
2. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 1992.
3. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
4. Гулыга А. Кант. М., 1981.
5. Гулыга А. Гегель. М, 1970.
6. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6.
7. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.
8. Самохвалова В.И. Культурология. М., 2002.
XIX век стал временем рождения собственно культурологических концепций, которые с новых методологических позиций обратились к изучению человека и его проблем. При этом произошло разрушение классической концепции культуры, вызванное разочарованием в возможностях разума. Были развеяны просветительские иллюзии о возможном преодолении противоречий в общественной жизни и природе человека.
Философы и ученые второй половины XIX в. по-разному подходили к анализу проблем истории и культуры. Среди этих подходов следует назвать марксизм, давший материалистическое истолкование истории и культуры; позитивизм, сводящий исследование к сбору и систематизации эмпирических фактов; а также очень мощную струю иррационализма, пытавшегося объяснить культуру через досознательное или подсознательное.
Марксистская концепция культуры была разработана немецкими мыслителями Карлом Марксом (1818—1883) и его соратником Фридрихом Энгельсом (1820—1895). Она базируется на материалистическом понимании истории, рассматривая культуру в непосредственной связи с человеческим трудом и производством материальных благ. В обосновании своей теории Маркс использовал многие идеи Гегеля, развив и пересмотрев их в русле нового подхода, поэтому в некотором смысле марксистская концепция культуры стала продолжением и развитием классической философской традиции.
Сами основоположники марксизма не считали себя культурологами не только потому, что во время их жизни культурологии не существовало как отдельной научной дисциплины, но и потому, что вопросы культуры определенных общественных условиях и отвечает определенным общественным потребностям. А сами эти условия и потребности зависят в конечном счете от материальных отношений людей, отвечающих данному уровню овладения человеком силами природы.
Разумеется, было бы нелепостью искать экономические причины для всех явлений и процессов культуры. На них влияет также уровень жизни, материального благосостояния народа, его обеспеченность средствами жизни и средствами культурного развития. Сложность процесса социальной детерминации культуры проявляется в том, что связь между общественными условиями и культурой многообразна и исторически конкретна.
В середине XIX столетия в европейской науке — биологии, этнографии, антропологии, истории культуры — широко распространились идеи эволюционизма Центральное понятие этого направления «эволюция» — плавное накопление изменений, которые постепенно ведут к усложнению любого объекта процесса развития.
Эволюционизм придал новый импульс развитию культурологии: появилось большое число исследователей культур разных народов, которые посвящали свои работы эволюции религии, семьи, собственности, морали, права Идеи эволюционизма позволили показать зависимость современного состояния культуры от прошлого. Опираясь на многочисленные факты из жизни народов и применяя при анализе культуры сравнительно-исторический и историко-генетический методы, эволюционисты стремились выявить основные закономерности культурного процесса.
В русле нового научного направления наибольшую известность приобрели исследования английского ученого Эдуарда Бернеттпа Тайлора (1832—1917). Основные его идеи изложены в работах «Исследования в области древней истории человечества» (1865) и «Первобытная культура» (1871).
Тайлор сформулировал основные принципы культурологии, исследующей культуру народов, находящихся на различных стадиях исторического развития. По его мнению, культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, усвоенных человеком как членом общества Явления культуры существуют у каждого народа, что служит прямым доказательством наличия общих законов происхождения и развития разных народов.
Из идеи уникальности каждой культуры, которая сравнивалась с живым организмом. Новое же возвращение к идеям эволюционизма произойдет лишь в неоэволюционизме середины XX в.