double arrow

Государственные Думы III и IV


ЛИТЕРАТУРА

1. Архивы музея школы Чехов-3.

2. Паспорт средней школы Чехов-3 Чеховского района Московской области, 1989 г.

3. Сайт школы Чехов-3 http://150cheh-ch-3.edusite.ru/p1aa1.html.

Государственная Дума III (1907-1912 годы):

Это была самая «угодная» самодержавию Государственная Дума. По всем важнейшим вопросам Правительство ставило Государственную Думу III перед фактом. В основном это были незначительные вопросы: о сметах, о жаловании и. т.д. Принимаемые Государственной Думой III законодательные акты отличались противоречивостью и непоследовательностью.

Государственная Дума IV (1912-1917годы):

С 1913 года: большинство Государственной Думы (кадеты, прогрессисты , радикалы) стали в оппозицию царизму и выступали с критическими и разоблачительными речами с Думской трибуны.

Нарастание либерального и революционного движения в России(1910-1914 годы):

- 1910 год: подъем революционного движения в стране;

- рост числа забастовок рабочих, студентов, 200 профессоров МГУ;

- выступление крестьян:150 (против Столыпинской реформы убивали хуторян и землемеров).

- 4 апреля 1912 года: Ленский расстрел: бунт на Ленском прииске из-за плохого мяса и условий труда, составление жалобы прокурору и расстрел демонстрации войсками (270 убитых);

- 1912-1914 годы: из-за Ленского расстрела резкий подъем революционного движения;

- попытка бунта на Балтийском и Черноморском флотах, восстание саперов Ташкентского гарнизона было подавленно (14 человек повешены);

- лето 1924 года: в Петербурге началась всеобщая забастовка, в стране назревал общенациональный кризис.

Народы России и национальная политика царизма в начале ХХ-го века:

Основные направления:

- продолжение имперской политики русификации;

- 1907-1914 годы: приобретение широкого размаха антисемитизма и гонение еврейского населения. Больше еврейские погромы: Польша , Белоруссия и.т.д.;

- 1911 год Киев, «Дело Бейлиса»: воровской шайкой убит русский мальчик, пустили слух, что его убил еврей Бейлис с ритуальной целью. В 1913 году суд оправдал Бейлиса;

- возникновение национальных партий и движений: Армения, Азербайджан, Средняя Азия, Финляндия, Прибалтика;

- возникновение национальных элит и их борьба за отсоединение от России;

- рост национального самосознания и политической активности народов России.

Обострение противоречий между империалистическими державами и формирование двух военно-политических блоков: Россия и Антанта. Имперские интересы России:

Формирование двух военно-политических блоков:

Из-за обострения противоречий в начале ХХ-го века начинается создание двух военно-политических блоков европейских государств. Германия в тесном союзе с Австро-Венгрией и Италией ведет активную внешнюю политику на Балканах, Ближнем Востоке, Северной Африке, борется за господство на мировом рынке. Англия державшая политику нейтралитета заключила соглашение с Францией (1904 год) и Россией (1907 год). Возникают два военно-политических блока:

- Тройственный союз: Германия, Италия, Австро-Венгрия;

- Антанта: Россия ,Англия, Франция;

Причины 1-ой мировой войны:

1). обострение противоречий между двумя крупными военно-политическими блоками: Антантой и Тройственным Союзом. Борьба за сферы влияния, рынки сбыта и колоний. Война носила захватнический, несправедливый характер со стороны всех участников;

2). стремление правительств стабилизировать внутреннее положение в своих странах и отвлечь народ от социальных проблем и конфликтов;

3). имперские интересы России: укрепление позиции на Балканах, обеспечить благоприятный режим в Черноморских проливах, захватить Польские земли принадлежащие Австрии и Германии.

Ход военных действий на Восточном фронте:

Первая мировая война (1914-1918 годы). В войне участвовало 38 государств с населением 1.5 миллиарда человек. Было убито 10 миллионов и ранено 20 миллионов человек.

Неподготовленность России к войне (1-й мировой):

- в России велась разработка нового автоматического оружия, но его производство не было налажено;

- создана автоматическая винтовка, но запрещена (на нее не хватит патронов);

- только в 1915 году начался выпуск миномета;

- Россия имела лучшую в мире полевую артиллерию, но у немцев было превосходство в тяжелой артиллерии;

- «Большая программа» перевооружения армии в России должна была завершиться к 1917 году;

- надежда на скоротечную войну и незначительные запасы.

Ход боевых действий в первой мировой войне:

Восточный фронт (1914-1916 годы):

- поводом к войне послужило убийство сербским националистом в Сараево наследника Австрийского престола Мирбаха 1 августа 1914 году Германия объявила России войну;

- август 1914 года: стремясь побыстрее справиться с Францией, а потом напасть на Россию немецкие войска вторглись в Северную Францию. Франция обратилась за помощью к России и русские войска начали наступление на Восточную Пруссию ( при этом пришлось разъединить 1 и 2 армию еще не закончивших отмобилизованние). Пользуясь их несогласованностью и перебросив свои войска немцы нанесли 1 и 2 русским армиям поражение и отбросили их из Восточной Пруссии;

- предусмотренный Германией план ведения войны поочередно на двух фронтах был сорван. Война вступила в затяжную стадию;

- военная компания 1914 года не принесла успехов ни одной из сторон;

- лето 1915 года: начало наступления Германии на Восточном фронте и захват ею Польши, Прибалтики, Украины и Белоруссии. Причиной поражения русских войск было: большие людские потери, несогласованность командования, нехватка оружия и боеприпасов, позиции Англии и Франции которые только вели оборону, что помогло переброской немецких частей усилить Восточный фронт;

- 1916 год: нападение Германии на Францию и осада крепости Верден. Потери с обоих сторон составили около 1 миллиона человек (сражение за Верден длилось до декабря 1916 года). Спасло французскую армию от разгрома массированное наступление русских войск на Юго–Западе. «Брусиловский прорыв» - фронт 340 километров, глубина прорыва 80-120 километров и захват. Немцы оставили Верден и 11 дивизий перебросили на русский фронт. Не получив подкрепление армия Брусилова была остановлена;

- коренного перелома в войне не наступило , война приняла истребительный характер.

Экономический и политический кризис в годы 1-й мировой войны:

Основные показатели ухудшения положения:

- начиная с 1915 года: началось ухудшение экономического положения страны : развал важных отраслей хозяйства, в тяжелейшем положении железнодорожный транспорт;

- упадок в сельском хозяйстве из за ухода крестьян на войну;

- 1916 год: введение карточной системы и проведение хлебной продразверстки в 31 губернии;

- неоправданные финансовые потери – расходы в 1 день войны 50 миллионов рублей;

- рост активных настроений и массовое дезертирство;

- кризис власти: смена министров (1915 -1916 годы сменилось 18 министров, то есть, «министерская чехарда»). В этих условиях от царя начинает отходить даже ближайшее окружение.

Отношение к первой мировой войне политических партий:

- октябристы: поддержка правительства в войне;

- кадеты: отказ на время войны от оппозиции царизму;

- меньшевики: оборона своего Отечества;

- эсеры: народ имеет право на защиту от нападения;

- большевики: непримиримые противники войны. Превращение войны империалистической в войну гражданскую, в революцию, призыв к поражению Правительства в войне, что приблизит социалистическую революцию.

Отечественная культура в начале ХХ-го века:

Общий кризис самодержавного строя. Бурные события начала ХХ-го века наложили свой отпечаток на развитие русской культуры. Все эти события были отражены во всех сферах культуры. У народа было томительное предчувствие более странной трагедии и плохих времен.

Образование: к началу ХХ-го века 76% населения России были безграмотными.

Начальное образование:

а). церковное: школы под покровительством церкви;

б). светское: подчинено Министерству народного просвещения. В него входили: начальные училища, городские народные школы , земские школы в деревне;

Среднее образование (оно делилось на):

а). классическое (гимназии);
б). реальное (реальные училища);

в). коммерческие училища.

Обучение было платным, половина учеников дети дворян и чиновников. Способным выдавались стипендию

Привилегированные учебные заведения: пажеские и кадетские корпуса, институты благородных девиц.

Средне-техническое и высшее образование:

Было 100 вузов на 130 тысяч студентов. Качество обучения было высоким. 1907 год: открытие в Москве Народного университета на деньги мецената Шанявского, куда принимали практически всех людей разных сословий, национальностей и возрастов. Необходимо отметить частые революционные выступления студентов. 1911 год: всеобщая студенческая забастовка, уход профессоров из МГУ, то есть, политика оттеснила науку на задний план.

Точные прикладные и общественные науки:

- центром научной жизни являлась Академия наук, которая имела свои лаборатории, музеи, библиотеки;

- медицина: Мечников – учения об иммунитете и предупреждение инфекционных заболеваний (Нобелевская премия);

- Павлов: учение о высшей нервной деятельности человека (тоже получил Нобелевскую премию);

- физика: Лебедев – измерение давления света на твердые тела и газы;

- Циалковский: разработки реактивного двигателя и доказательство возможности полета в космос;

- геология: Карпинский – вывод о строение континентов;

- Обручев: труды по геологическому строению Сибири;

-конструкторы: Сикорский –самолет «Илья Муромец»

Попов –изобретение радиоприемника

- географы: Семенов- Тянь-Шанский – ряд экспедиций в Центральную Азию;

- историки: Булгаков и Бердяев 1909 год «Вехи» о роли революции, интеллигенции, религии и. т.д.;

- Ключевский, его ученик Покровский (1910-1913 годы выпуск 5-томника «русская история с древних времен»).

Литература в начале ХХ-го века. Серебряный век:

Литература отражала сложные процессы, происходившие в жизни страны. Для нее характерно многообразие различных направлений: реализм, модернизм, символизм, футуризм и.т.д. Этот период назвали «Серебряным веком» в литературе и искусстве России:

- «Воскресение» «Живой труп» (непротивление злу и насилию, так как, зло порождает зло. Выступления против смертной казни).

- Антон Чехов «Мужики», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» (создание образов людей, показ России накануне перемен, распад старой жизни, гнетущая атмосфера быта, поиски правды);

- Короленко: «Дети подземелий» (выступление против деспотизма и беззакония);

- Иван Букин «царь-Голод» «бездна» (предугадал трагизм начинающего ХХ-го века);

- Максим Горький: «Мать», «Песня о Буревестнике» (революционная борьба, разделял взгляды социал –демократов и оказывал им материальную помощь);

- Блок, Маяковский, Пастернак: представители модернизма или декадентства, проведывали свободное искусство и индивидуализм. Много стихов о жизни, любви и свободе;

- поэтессы: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Сергей Есенин.

Живопись, театр, музыка, кино:

* живопись: в живописи существовали много направлений – реализм, импрессионизм, модернизм, примитивизм;

* Васнецов, Репин, Суриков – реалисты, выразители традиций крестьянской и городской жизни, русской старины;

* Врубель: «Демон», «Пророк» - декоративность , тяга к философии.

Театр - происходит подъем русского театрального искусства:

- Станиславский, Немирович-Данченко в 1989 году образовали Московский художественный общедоступный театр, первым был поставлен спектакль по пьесе Чехова «Чайка»;

- Балакирев, Кюн, Бородин, Мусоргский и Римский-Корсаков: продолжение творчества «Могучей кучки» - оперы, «Садко» «Золотой петушок» «Царская невеста».

Появление кино:

- в 1896 год: появление в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде иллюзионов, где демонстрировали фильмы;

- первую русскую кинофабрику построили Ханжако;

- 1911 год: снят первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя».

Вывод: Таким образом начало ХХ-го века бурный рассвет русской культуры, это время называют «Серебряным веком». Русская культура отразила все противоречия социально-экономической и общественно-политической жизни России, оказала глубокое воздействие на нравственное состояние народа, внесла свой вклад в мировую литературу.

Февральская революция 1917 года: восстание в Петрограде, свержение царизма, отречение Николая 2-го:

Причины февральской революции 1917 года:

- не решен аграрный вопрос: крестьяне бедные, борьба против помещиков;

- отсутствие справедливого рабочего законодательства;

- русификационная политика правительства порождала у национальных меньшинств, стремление к независимости;

- самодержавие находилось в кризисном положении;

- народ ждал прекращения 1-ой мировой войны;

- экономическая разруха из-за войны привела население страны к обнищанию и голоду.

Февральская революция 1917 года являлась буржуазно-демократической и ее задачами являлись:

- свержение монархии;

- установление демократической республики;

- ликвидация помещичьего землевладения;

- прекращение войны;

- введение 8-ми часового рабочего дня, рабочего законодательства;

- введение автономии для национальных меньшинств.

Таким образом, в начале 1917 года Россия была охвачена глубокими экономическими, политическими и социальными кризисом. Активизировались революционеры и либеральные силы. Доведенная до отчаяния народная масса была главным действующим лицом.

Ход февральской буржуазной революция 1917 года:

* 23 февраля: начало всеобщей забастовки;

* 26 февраля: расстрел демонстрантов и переход войск на сторону народа целыми подразделениями;

* 28 февраля: народ и армия одержали полную победу (300 убитых и 1400 раненых);

* 2 марта 1917 г.: отречение Николая 2 от престола.

Установление и сущность двоевластия:

После отречения царя и ареста царских министров Россия нуждалась в новом правительстве. Еще в ходе революции были созданы новые органы управления:

- 1 марта 1917 года: создание Петроградского совета народных депутатов;

- 2 марта 1917 года: создание Временного Правительства (руководителем стал Г.Е.Львов –либерал и крупный помещик).

При выработке совместной Декларации между ними начались разногласия: Совет – провозглашение Республики. Временное Правительство: умалчивание о войне и провозглашение России демократической республикой .

3марта 1917 года была принята Совместная Декларация :

- политическая амнистия;

- подготовка созыва Учредительного Собрания;

- свобода слова, печати, союзов и.т.д.;

- замена полиции народной милицией;

- отмена национальных, религиозных и сословных ограничений.

Таким образом, после февральской революции 1917года в России сложилось не имеющие в истории аналогов двоевластие: Временного правительства и Петро-совета. Двоевластие - это не параллельное существование двух властей, а их переплетение и одновременное действие. Фактически реальная власть находилась в руках Петросовета, который опирался на народ.

Возможные пути развития России после революции 1917 года. Политика различных партий:

- буржуазно- демократический: за него боролось Временное Правительство;

- военная диктатура: генерал Корнилов пытался осуществить на практике;

- создание демократического социалистического правительства: из меньшевиков, эсеров, большевиков;

- леворадикальный, большевистский путь: установление диктатуры одной партии.

Причины победы большевистского пути:

- экономический, политический и социальный кризис в России;

- слабость и ошибки Временного Правительства;

- энергия большевиков (большевизация советов);

- радикализм значительной части солдат и рабочих;

- политическая воля и искусство лидеров партии: Ленин и Троцкий.

Большевики победили не под социалистическими лозунгами, а под демократическими.

Политическая ситуация и расстановка политических партий России после революции 1917 года:

После революции произошла заметная группировка политических сил в России:

-церковно, сотенно, монархические объединения: были сметены революцией и ушли в тень;

- партия конституционных демократов (кадеты): превратилась в правящую – заняли ключевые позиции во Временном Правительстве;

- умеренные социалистические партии (эсеры и меньшевики): преобладали в Советах рабочих депутатов. Поддержка Временного Правительства;

- партия большевиков: отказ от Временного Правительства и курс на социалистическую революцию.

Действия Временного правительства: внутренняя и внешняя политика:

Внутренняя политика:

3 марта Декларация: 6 марта обращение «К гражданам России» - основные документы по внешней политике:

- провозглашение курс на широкую демократическую демократизацию;

- подготовка к выборам в Учредительное Собрание на основе всеобшего, прямого тайного голосования;

- узаконен разгром аппарата полиции;

- упразднение каторги и ссылки , политическая амнистия;

- возложение обязанностей губернаторов и градоначальников на комиссаров Временного Правительства;

- аграрный вопрос: передача государству кабинетских и удельных земель;

- рабочий вопрос: принятие закона о фабрично- заводских комитетах;

- создание Министерства труда и его попытки регулировать взаимоотношения между трудом и капиталом;

- проведение реформ по расширению свободы действий фабрикантов и заводчиков;

- провозглашение для всех граждан одинаковые права независимо от веры и национальности.

Внешняя политика:

- доведение 1-й мировой войны до победного конца;

- признание России другими государствами (первыми признали США – 9 марта);

- признание долгов и договор царского правительства;

- получение кредитов от других стран и зависимость России от них;

- под давлением Петро-совета принятие декларации на утверждение мира.

Кризисы Временного Правительства:

Меры, предпринимаемые Временным Правительством, были недостаточны особенно в решение рабочего и аграрного вопросов.

Кризисы Временного Правительства:

1 этап: - 18 апреля 1917 года: заявление МИД Милюков, что Россия будет вести войну до победного конца. Проведение 100.000 демонстрации и столкновение с войсками;

- 5 мая 1917 года: создание коалиционного Правительства во главе с князем Львовым. Этот правительственный кризис привел к соглашению кадетов с меньшевиками и эсерами;

- весна 1917года: нарастание в России анархии и неспособность Правительства решать возникающие вопросы: тяжелые положения в промышленности, земельный вопрос не решался, введение хлебной карточной системы, развал армии.

2 этап: - 18 июня 1917 года Марсово поле, Петроград: политическая демонстрация (500.000 тысяч человек). Временное Правительство смогло удержаться, организовав наступление на фронте. Наступление провалилось через 10 дней (потери 150 тысяч человек). Это был второй кризис временного правительства.

3 этап: июль 1917 года - (причины):

- продолжение войны и огромные потери на фронте;

- закрытие предприятий и заводов с целью подавления рабочего движения;

- беспомощность коалиционного Правительства привела рабочих и солдат к выводу о необходимости передачи власти советам.

Попытки вывести страну их кризиса: события 3-5 июля 1917 года.

Большевики, опасаясь вооруженных провокаций со стороны властей, старались удержать народ от выступлений.

- 3 июля начались стихийные демонстрации;

- 4 июля число демонстрантов достигло 500 тысяч человек. Большевики понимали, что провинция не готова поддержать восстание в столице и решили принять участие в демонстрации, чтобы придать мирный ей характер, но пролилась кровь. Общество оказалось на грани гражданской войны;

- 5 июля в город вошли войска, Правительство возложило ответственность за происходящее на большевиков. Ленин переходит на нелегальное положение и покидает столицу. Мирный период революции закончен. Начало репрессий: в армии вводится смертная казнь . Создано второе коалиционное Правительство .

Выступления генерала Корнилова:

По негласной договоренности между Корниловым и Керенским к Петрограду были выдвинуты войны с целью очищения города от большевиков. До Керенского дошли известия, что после захвата города Корнилов сместит Временное Правительство и возьмет в свои руки всю военную и гражданскую власть. Временное правительство объявило Корнилова изменщиком и сняло его с поста командующего флотом.

Перевод Петрограда на военное положение, отказ Корнилова смениться. 1 сентябра 1917 года: объявление России республикой. Корнилов двинул на Петроград войска. Керенский обратился и получил помощь от большевиков, эсеров и меньшевиков. Были организованны отряды рабочей красной гвардии и мятеж генерала Корнилова подавлен. Корнилов, Деникин и другие генералы арестованы. Большую роль в подавлении мятежа сыграли большевики.

Нарастание стачечного и крестьянского движения, выступления армии перед Октябрьской революцией :

Временное Правительство быстро теряло контроль над положением дел в стране:

- разрушение экономики, паралич железнодорожного сообщения, финансовый кризис (государственный долг 500 миллиардов, из них 12 миллиардов внешний), рост цен, перебои в продовольственном снабжении;

- многочисленные забастовки и выяснения рабочих, в сентябре 1917 года Всероссийская забастовка железнодорожников;

- крестьянские восстания: захват помещичьих земель, поджоги имений, расправы с помещиками;

- нежелание армии вести войну: массовое дезертирство и побеги домой, отказы выполнять приказы.

Руководство страной постепенно переходит к большевикам, которые требуют отставить Временное Правительство. Рост влияния большевицкой партии. Требования Ленин о немедленном проведении вооруженного восстания и захвата власти.

Вооруженные восстания в Петербурге:

Ленинский план вооруженного восстания:

- не играть с восстанием, а твердо идти до конца;

- создание большого перевеса сил в решающем месте в решающий момент;

- действовать решительно и переходить в наступление, оборона есть смерть вооруженного восстания;

- захватить противника врасплох, когда его войска разбросаны;

- добиваться ежедневно хотя бы маленьких результатов, поддерживая моральный перевес.

Ленин предложил: вести наступление на Питер извне (Финляндия и Кронштадт) и изнутри рабочие кварталы. Наступление 3 сил революции: войска, флот и рабочая гвардия. Захват Питера, телефонов, телеграфов, железных дорог, мостов, арест Временного Правительства. Происходит переобучение Красной гвардии и ее рост ( с 75 тысяч человек до 200 тысяч). Привлечение войск на свою сторону и создание большого перевеса над правительственными войсками.

24 октября 1917 года:

В 21.40 холостой выстрел с крейсера «Аврора» и штурм Зимнего Дворца: защищали его юнкера, казаки, женский батальон – всего 2,5 тысячи человек. Многие сдались без боя и при штурме погибло 6 человек, ранено 30. Временное Правительство отправлено в Петропавловскую крепость и перестало существовать. Революция получила название: Великая Октябрьская социалистическая революция. Власть перешла к большевикам.

II. Всероссийский съезд Советов: Декреты «О мире», «О земле».

25 октября 1917 года II Всероссийский съезд советов (начался за несколько часов до падения Зимнего Дворца):

- провозглашение перехода власти к Советам;

- предложение меньшевиков создать единое социалистическое государство, и отказ большевиков. В знак этого протеста меньшевики и правые эсеры покинули съезд;

- принятие закона «Декрет о мире»: предложение ко всем воюющим странам заключить мир без аннексий контрибуций. Отмена тайных переговоров;

- принятие закона «Декрет о земле»: отмена частной собственности на землю, земля объявлялась всенародным достоянием (национализация), запрещалась ее аренда и применение наемного труда;

- сформировано новое Правительство: Совет народных комиссаров, должен действовать до созыва Учредительного Собрания. Правительство большевистское (возглавил Ленин). Полностью советская власть на территории страны установилась к марту 1918 года (Дальний Восток).

Установление советской власти после Великой Октябрьской социалистической революции:

Этапы установления советской власти в России:

- установление советской власти в Москве и Питере;

- установление власти на местах: борьба с казачеством (атаман Каледин на Дону 1918 год), Урал (атаман Дутов, 1918 год);

- в Сибири и на Дальнем Востоке: победа советской власти в крупных городах и около путей сообщения (к марту 1918 года);

- бунт в Армении: убийство солдатами генерала Духонина, 1917 год. Утверждение власти большевиков над фронтами, находившимся в армии (кроме флотилий севера и востока);

- победа на национальных окраинах: Эстония, Латвия, Украина, Крым. Был принят закон «Декларация прав народов России». Ленин присоединение национальных окраин назвал «Триумфальное шествие советской власти».


Сейчас читают про: