ЛИТЕРАТУРА
1. Архивы музея школы Чехов-3.
2. Паспорт средней школы Чехов-3 Чеховского района Московской области, 1989 г.
3. Сайт школы Чехов-3 https://150cheh-ch-3.edusite.ru/p1aa1.html.
Государственная Дума III (1907-1912 годы):
Это была самая «угодная» самодержавию Государственная Дума. По всем важнейшим вопросам Правительство ставило Государственную Думу III перед фактом. В основном это были незначительные вопросы: о сметах, о жаловании и. т.д. Принимаемые Государственной Думой III законодательные акты отличались противоречивостью и непоследовательностью.
Государственная Дума IV (1912-1917годы):
С 1913 года: большинство Государственной Думы (кадеты, прогрессисты, радикалы) стали в оппозицию царизму и выступали с критическими и разоблачительными речами с Думской трибуны.
Нарастание либерального и революционного движения в России(1910-1914 годы):
- 1910 год: подъем революционного движения в стране;
- рост числа забастовок рабочих, студентов, 200 профессоров МГУ;
- выступление крестьян:150 (против Столыпинской реформы убивали хуторян и землемеров).
- 4 апреля 1912 года: Ленский расстрел: бунт на Ленском прииске из-за плохого мяса и условий труда, составление жалобы прокурору и расстрел демонстрации войсками (270 убитых);
- 1912-1914 годы: из-за Ленского расстрела резкий подъем революционного движения;
- попытка бунта на Балтийском и Черноморском флотах, восстание саперов Ташкентского гарнизона было подавленно (14 человек повешены);
- лето 1924 года: в Петербурге началась всеобщая забастовка, в стране назревал общенациональный кризис.
Народы России и национальная политика царизма в начале ХХ-го века:
Основные направления:
- продолжение имперской политики русификации;
- 1907-1914 годы: приобретение широкого размаха антисемитизма и гонение еврейского населения. Больше еврейские погромы: Польша, Белоруссия и.т.д.;
- 1911 год Киев, «Дело Бейлиса»: воровской шайкой убит русский мальчик, пустили слух, что его убил еврей Бейлис с ритуальной целью. В 1913 году суд оправдал Бейлиса;
- возникновение национальных партий и движений: Армения, Азербайджан, Средняя Азия, Финляндия, Прибалтика;
- возникновение национальных элит и их борьба за отсоединение от России;
- рост национального самосознания и политической активности народов России.
Обострение противоречий между империалистическими державами и формирование двух военно-политических блоков: Россия и Антанта. Имперские интересы России:
Формирование двух военно-политических блоков:
Из-за обострения противоречий в начале ХХ-го века начинается создание двух военно-политических блоков европейских государств. Германия в тесном союзе с Австро-Венгрией и Италией ведет активную внешнюю политику на Балканах, Ближнем Востоке, Северной Африке, борется за господство на мировом рынке. Англия державшая политику нейтралитета заключила соглашение с Францией (1904 год) и Россией (1907 год). Возникают два военно-политических блока:
- Тройственный союз: Германия, Италия, Австро-Венгрия;
- Антанта: Россия,Англия, Франция;
Причины 1-ой мировой войны:
1). обострение противоречий между двумя крупными военно-политическими блоками: Антантой и Тройственным Союзом. Борьба за сферы влияния, рынки сбыта и колоний. Война носила захватнический, несправедливый характер со стороны всех участников;
2). стремление правительств стабилизировать внутреннее положение в своих странах и отвлечь народ от социальных проблем и конфликтов;
3). имперские интересы России: укрепление позиции на Балканах, обеспечить благоприятный режим в Черноморских проливах, захватить Польские земли принадлежащие Австрии и Германии.
Ход военных действий на Восточном фронте:
Первая мировая война (1914-1918 годы). В войне участвовало 38 государств с населением 1.5 миллиарда человек. Было убито 10 миллионов и ранено 20 миллионов человек.
Неподготовленность России к войне (1-й мировой):
- в России велась разработка нового автоматического оружия, но его производство не было налажено;
- создана автоматическая винтовка, но запрещена (на нее не хватит патронов);
- только в 1915 году начался выпуск миномета;
- Россия имела лучшую в мире полевую артиллерию, но у немцев было превосходство в тяжелой артиллерии;
- «Большая программа» перевооружения армии в России должна была завершиться к 1917 году;
- надежда на скоротечную войну и незначительные запасы.
Ход боевых действий в первой мировой войне:
Восточный фронт (1914-1916 годы):
- поводом к войне послужило убийство сербским националистом в Сараево наследника Австрийского престола Мирбаха 1 августа 1914 году Германия объявила России войну;
- август 1914 года: стремясь побыстрее справиться с Францией, а потом напасть на Россию немецкие войска вторглись в Северную Францию. Франция обратилась за помощью к России и русские войска начали наступление на Восточную Пруссию (при этом пришлось разъединить 1 и 2 армию еще не закончивших отмобилизованние). Пользуясь их несогласованностью и перебросив свои войска немцы нанесли 1 и 2 русским армиям поражение и отбросили их из Восточной Пруссии;
- предусмотренный Германией план ведения войны поочередно на двух фронтах был сорван. Война вступила в затяжную стадию;
- военная компания 1914 года не принесла успехов ни одной из сторон;
- лето 1915 года: начало наступления Германии на Восточном фронте и захват ею Польши, Прибалтики, Украины и Белоруссии. Причиной поражения русских войск было: большие людские потери, несогласованность командования, нехватка оружия и боеприпасов, позиции Англии и Франции которые только вели оборону, что помогло переброской немецких частей усилить Восточный фронт;
- 1916 год: нападение Германии на Францию и осада крепости Верден. Потери с обоих сторон составили около 1 миллиона человек (сражение за Верден длилось до декабря 1916 года). Спасло французскую армию от разгрома массированное наступление русских войск на Юго–Западе. «Брусиловский прорыв» - фронт 340 километров, глубина прорыва 80-120 километров и захват. Немцы оставили Верден и 11 дивизий перебросили на русский фронт. Не получив подкрепление армия Брусилова была остановлена;
- коренного перелома в войне не наступило, война приняла истребительный характер.
Экономический и политический кризис в годы 1-й мировой войны:
Основные показатели ухудшения положения:
- начиная с 1915 года: началось ухудшение экономического положения страны: развал важных отраслей хозяйства, в тяжелейшем положении железнодорожный транспорт;
- упадок в сельском хозяйстве из за ухода крестьян на войну;
- 1916 год: введение карточной системы и проведение хлебной продразверстки в 31 губернии;
- неоправданные финансовые потери – расходы в 1 день войны 50 миллионов рублей;
- рост активных настроений и массовое дезертирство;
- кризис власти: смена министров (1915 -1916 годы сменилось 18 министров, то есть, «министерская чехарда»). В этих условиях от царя начинает отходить даже ближайшее окружение.
Отношение к первой мировой войне политических партий:
- октябристы: поддержка правительства в войне;
- кадеты: отказ на время войны от оппозиции царизму;
- меньшевики: оборона своего Отечества;
- эсеры: народ имеет право на защиту от нападения;
- большевик и: непримиримые противники войны. Превращение войны империалистической в войну гражданскую, в революцию, призыв к поражению Правительства в войне, что приблизит социалистическую революцию.
Отечественная культура в начале ХХ-го века:
Общий кризис самодержавного строя. Бурные события начала ХХ-го века наложили свой отпечаток на развитие русской культуры. Все эти события были отражены во всех сферах культуры. У народа было томительное предчувствие более странной трагедии и плохих времен.
Образование: к началу ХХ-го века 76% населения России были безграмотными.
Начальное образование:
а). церковное: школы под покровительством церкви;
б). светское: подчинено Министерству народного просвещения. В него входили: начальные училища, городские народные школы, земские школы в деревне;
Среднее образование (оно делилось на):
а). классическое (гимназии);
б). реальное (реальные училища);
в). коммерческие училища.
Обучение было платным, половина учеников дети дворян и чиновников. Способным выдавались стипендию
Привилегированные учебные заведения: пажеские и кадетские корпуса, институты благородных девиц.
Средне-техническое и высшее образование:
Было 100 вузов на 130 тысяч студентов. Качество обучения было высоким. 1907 год: открытие в Москве Народного университета на деньги мецената Шанявского, куда принимали практически всех людей разных сословий, национальностей и возрастов. Необходимо отметить частые революционные выступления студентов. 1911 год: всеобщая студенческая забастовка, уход профессоров из МГУ, то есть, политика оттеснила науку на задний план.
Точные прикладные и общественные науки:
- центром научной жизни являлась Академия наук, которая имела свои лаборатории, музеи, библиотеки;
- медицина: Мечников – учения об иммунитете и предупреждение инфекционных заболеваний (Нобелевская премия);
- Павлов: учение о высшей нервной деятельности человека (тоже получил Нобелевскую премию);
- физика: Лебедев – измерение давления света на твердые тела и газы;
- Циалковский: разработки реактивного двигателя и доказательство возможности полета в космос;
- геология: Карпинский – вывод о строение континентов;
- Обручев: труды по геологическому строению Сибири;
-конструкторы: Сикорский –самолет «Илья Муромец»
Попов –изобретение радиоприемника
- географы: Семенов- Тянь-Шанский – ряд экспедиций в Центральную Азию;
- историки: Булгаков и Бердяев 1909 год «Вехи» о роли революции, интеллигенции, религии и. т.д.;
- Ключевский, его ученик Покровский (1910-1913 годы выпуск 5-томника «русская история с древних времен»).
Литература в начале ХХ-го века. Серебряный век:
Литература отражала сложные процессы, происходившие в жизни страны. Для нее характерно многообразие различных направлений: реализм, модернизм, символизм, футуризм и.т.д. Этот период назвали «Серебряным веком» в литературе и искусстве России:
- «Воскресение» «Живой труп» (непротивление злу и насилию, так как, зло порождает зло. Выступления против смертной казни).
- Антон Чехов «Мужики», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» (создание образов людей, показ России накануне перемен, распад старой жизни, гнетущая атмосфера быта, поиски правды);
- Короленко: «Дети подземелий» (выступление против деспотизма и беззакония);
- Иван Букин «царь-Голод» «бездна» (предугадал трагизм начинающего ХХ-го века);
- Максим Горький: «Мать», «Песня о Буревестнике» (революционная борьба, разделял взгляды социал –демократов и оказывал им материальную помощь);
- Блок, Маяковский, Пастернак: представители модернизма или декадентства, проведывали свободное искусство и индивидуализм. Много стихов о жизни, любви и свободе;
- поэтессы: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Сергей Есенин.
Живопись, театр, музыка, кино:
* живопись: в живописи существовали много направлений – реализм, импрессионизм, модернизм, примитивизм;
* Васнецов, Репин, Суриков – реалисты, выразители традиций крестьянской и городской жизни, русской старины;
* Врубель: «Демон», «Пророк» - декоративность, тяга к философии.
Театр - происходит подъем русского театрального искусства:
- Станиславский, Немирович-Данченко в 1989 году образовали Московский художественный общедоступный театр, первым был поставлен спектакль по пьесе Чехова «Чайка»;
- Балакирев, Кюн, Бородин, Мусоргский и Римский-Корсаков: продолжение творчества «Могучей кучки» - оперы, «Садко» «Золотой петушок» «Царская невеста».
Появление кино:
- в 1896 год: появление в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде иллюзионов, где демонстрировали фильмы;
- первую русскую кинофабрику построили Ханжако;
- 1911 год: снят первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя».
Вывод: Таким образом начало ХХ-го века бурный рассвет русской культуры, это время называют «Серебряным веком». Русская культура отразила все противоречия социально-экономической и общественно-политической жизни России, оказала глубокое воздействие на нравственное состояние народа, внесла свой вклад в мировую литературу.
Февральская революция 1917 года: восстание в Петрограде, свержение царизма, отречение Николая 2-го:
Причины февральской революции 1917 года:
- не решен аграрный вопрос: крестьяне бедные, борьба против помещиков;
- отсутствие справедливого рабочего законодательства;
- русификационная политика правительства порождала у национальных меньшинств, стремление к независимости;
- самодержавие находилось в кризисном положении;
- народ ждал прекращения 1-ой мировой войны;
- экономическая разруха из-за войны привела население страны к обнищанию и голоду.
Февральская революция 1917 года являлась буржуазно-демократической и ее задачами являлись:
- свержение монархии;
- установление демократической республики;
- ликвидация помещичьего землевладения;
- прекращение войны;
- введение 8-ми часового рабочего дня, рабочего законодательства;
- введение автономии для национальных меньшинств.
Таким образом, в начале 1917 года Россия была охвачена глубокими экономическими, политическими и социальными кризисом. Активизировались революционеры и либеральные силы. Доведенная до отчаяния народная масса была главным действующим лицом.
Ход февральской буржуазной революция 1917 года:
* 23 февраля: начало всеобщей забастовки;
* 26 февраля: расстрел демонстрантов и переход войск на сторону народа целыми подразделениями;
* 28 февраля: народ и армия одержали полную победу (300 убитых и 1400 раненых);
* 2 марта 1917 г.: отречение Николая 2 от престола.
Установление и сущность двоевластия:
После отречения царя и ареста царских министров Россия нуждалась в новом правительстве. Еще в ходе революции были созданы новые органы управления:
- 1 марта 1917 года: создание Петроградского совета народных депутатов;
- 2 марта 1917 года: создание Временного Правительства (руководителем стал Г.Е.Львов –либерал и крупный помещик).
При выработке совместной Декларации между ними начались разногласия: Совет – провозглашение Республики. Временное Правительство: умалчивание о войне и провозглашение России демократической республикой.
3марта 1917 года была принята Совместная Декларация:
- политическая амнистия;
- подготовка созыва Учредительного Собрания;
- свобода слова, печати, союзов и.т.д.;
- замена полиции народной милицией;
- отмена национальных, религиозных и сословных ограничений.
Таким образом, после февральской революции 1917года в России сложилось не имеющие в истории аналогов двоевластие: Временного правительства и Петро-совета. Двоевластие - это не параллельное существование двух властей, а их переплетение и одновременное действие. Фактически реальная власть находилась в руках Петросовета, который опирался на народ.
Возможные пути развития России после революции 1917 года. Политика различных партий:
- буржуазно- демократический: за него боролось Временное Правительство;
- военная диктатура: генерал Корнилов пытался осуществить на практике;
- создание демократического социалистического правительства: из меньшевиков, эсеров, большевиков;
- леворадикальный, большевистский путь: установление диктатуры одной партии.
Причины победы большевистского пути:
- экономический, политический и социальный кризис в России;
- слабость и ошибки Временного Правительства;
- энергия большевиков (большевизация советов);
- радикализм значительной части солдат и рабочих;
- политическая воля и искусство лидеров партии: Ленин и Троцкий.
Большевики победили не под социалистическими лозунгами, а под демократическими.
Политическая ситуация и расстановка политических партий России после революции 1917 года:
После революции произошла заметная группировка политических сил в России:
- церковно, сотенно, монархические объединения: были сметены революцией и ушли в тень;
- партия конституционных демократов (кадеты): превратилась в правящую – заняли ключевые позиции во Временном Правительстве;
- умеренные социалистические партии (эсеры и меньшевики): преобладали в Советах рабочих депутатов. Поддержка Временного Правительства;
- партия большевиков: отказ от Временного Правительства и курс на социалистическую революцию.
Действия Временного правительства: внутренняя и внешняя политика:
Внутренняя политика:
3 марта Декларация: 6 марта обращение «К гражданам России» - основные документы по внешней политике:
- провозглашение курс на широкую демократическую демократизацию;
- подготовка к выборам в Учредительное Собрание на основе всеобшего, прямого тайного голосования;
- узаконен разгром аппарата полиции;
- упразднение каторги и ссылки, политическая амнистия;
- возложение обязанностей губернаторов и градоначальников на комиссаров Временного Правительства;
- аграрный вопрос: передача государству кабинетских и удельных земель;
- рабочий вопрос: принятие закона о фабрично- заводских комитетах;
- создание Министерства труда и его попытки регулировать взаимоотношения между трудом и капиталом;
- проведение реформ по расширению свободы действий фабрикантов и заводчиков;
- провозглашение для всех граждан одинаковые права независимо от веры и национальности.
Внешняя политика:
- доведение 1-й мировой войны до победного конца;
- признание России другими государствами (первыми признали США – 9 марта);
- признание долгов и договор царского правительства;
- получение кредитов от других стран и зависимость России от них;
- под давлением Петро-совета принятие декларации на утверждение мира.
Кризисы Временного Правительства:
Меры, предпринимаемые Временным Правительством, были недостаточны особенно в решение рабочего и аграрного вопросов.
Кризисы Временного Правительства:
1 этап: - 18 апреля 1917 года: заявление МИД Милюков, что Россия будет вести войну до победного конца. Проведение 100.000 демонстрации и столкновение с войсками;
- 5 мая 1917 года: создание коалиционного Правительства во главе с князем Львовым. Этот правительственный кризис привел к соглашению кадетов с меньшевиками и эсерами;
- весна 1917года: нарастание в России анархии и неспособность Правительства решать возникающие вопросы: тяжелые положения в промышленности, земельный вопрос не решался, введение хлебной карточной системы, развал армии.
2 этап: - 18 июня 1917 года Марсово поле, Петроград: политическая демонстрация (500.000 тысяч человек). Временное Правительство смогло удержаться, организовав наступление на фронте. Наступление провалилось через 10 дней (потери 150 тысяч человек). Это был второй кризис временного правительства.
3 этап: июль 1917 года - (причины):
- продолжение войны и огромные потери на фронте;
- закрытие предприятий и заводов с целью подавления рабочего движения;
- беспомощность коалиционного Правительства привела рабочих и солдат к выводу о необходимости передачи власти советам.
Попытки вывести страну их кризиса: события 3-5 июля 1917 года.
Большевики, опасаясь вооруженных провокаций со стороны властей, старались удержать народ от выступлений.
- 3 июля начались стихийные демонстрации;
- 4 июля число демонстрантов достигло 500 тысяч человек. Большевики понимали, что провинция не готова поддержать восстание в столице и решили принять участие в демонстрации, чтобы придать мирный ей характер, но пролилась кровь. Общество оказалось на грани гражданской войны;
- 5 июля в город вошли войска, Правительство возложило ответственность за происходящее на большевиков. Ленин переходит на нелегальное положение и покидает столицу. Мирный период революции закончен. Начало репрессий: в армии вводится смертная казнь. Создано второе коалиционное Правительство.
Выступления генерала Корнилова:
По негласной договоренности между Корниловым и Керенским к Петрограду были выдвинуты войны с целью очищения города от большевиков. До Керенского дошли известия, что после захвата города Корнилов сместит Временное Правительство и возьмет в свои руки всю военную и гражданскую власть. Временное правительство объявило Корнилова изменщиком и сняло его с поста командующего флотом.
Перевод Петрограда на военное положение, отказ Корнилова смениться. 1 сентябра 1917 года: объявление России республикой. Корнилов двинул на Петроград войска. Керенский обратился и получил помощь от большевиков, эсеров и меньшевиков. Были организованны отряды рабочей красной гвардии и мятеж генерала Корнилова подавлен. Корнилов, Деникин и другие генералы арестованы. Большую роль в подавлении мятежа сыграли большевики.
Нарастание стачечного и крестьянского движения, выступления армии перед Октябрьской революцией:
Временное Правительство быстро теряло контроль над положением дел в стране:
- разрушение экономики, паралич железнодорожного сообщения, финансовый кризис (государственный долг 500 миллиардов, из них 12 миллиардов внешний), рост цен, перебои в продовольственном снабжении;
- многочисленные забастовки и выяснения рабочих, в сентябре 1917 года Всероссийская забастовка железнодорожников;
- крестьянские восстания: захват помещичьих земель, поджоги имений, расправы с помещиками;
- нежелание армии вести войну: массовое дезертирство и побеги домой, отказы выполнять приказы.
Руководство страной постепенно переходит к большевикам, которые требуют отставить Временное Правительство. Рост влияния большевицкой партии. Требования Ленин о немедленном проведении вооруженного восстания и захвата власти.
Вооруженные восстания в Петербурге:
Ленинский план вооруженного восстания:
- не играть с восстанием, а твердо идти до конца;
- создание большого перевеса сил в решающем месте в решающий момент;
- действовать решительно и переходить в наступление, оборона есть смерть вооруженного восстания;
- захватить противника врасплох, когда его войска разбросаны;
- добиваться ежедневно хотя бы маленьких результатов, поддерживая моральный перевес.
Ленин предложил: вести наступление на Питер извне (Финляндия и Кронштадт) и изнутри рабочие кварталы. Наступление 3 сил революции: войска, флот и рабочая гвардия. Захват Питера, телефонов, телеграфов, железных дорог, мостов, арест Временного Правительства. Происходит переобучение Красной гвардии и ее рост (с 75 тысяч человек до 200 тысяч). Привлечение войск на свою сторону и создание большого перевеса над правительственными войсками.
24 октября 1917 года:
В 21.40 холостой выстрел с крейсера «Аврора» и штурм Зимнего Дворца: защищали его юнкера, казаки, женский батальон – всего 2,5 тысячи человек. Многие сдались без боя и при штурме погибло 6 человек, ранено 30. Временное Правительство отправлено в Петропавловскую крепость и перестало существовать. Революция получила название: Великая Октябрьская социалистическая революция. Власть перешла к большевикам.
II. Всероссийский съезд Советов: Декреты «О мире», «О земле».
25 октября 1917 года II Всероссийский съезд советов (начался за несколько часов до падения Зимнего Дворца):
- провозглашение перехода власти к Советам;
- предложение меньшевиков создать единое социалистическое государство, и отказ большевиков. В знак этого протеста меньшевики и правые эсеры покинули съезд;
- принятие закона «Декрет о мире»: предложение ко всем воюющим странам заключить мир без аннексий контрибуций. Отмена тайных переговоров;
- принятие закона «Декрет о земле»: отмена частной собственности на землю, земля объявлялась всенародным достоянием (национализация), запрещалась ее аренда и применение наемного труда;
- сформировано новое Правительство: Совет народных комиссаров, должен действовать до созыва Учредительного Собрания. Правительство большевистское (возглавил Ленин). Полностью советская власть на территории страны установилась к марту 1918 года (Дальний Восток).
Установление советской власти после Великой Октябрьской социалистической революции:
Этапы установления советской власти в России:
- установление советской власти в Москве и Питере;
- установление власти на местах: борьба с казачеством (атаман Каледин на Дону 1918 год), Урал (атаман Дутов, 1918 год);
- в Сибири и на Дальнем Востоке: победа советской власти в крупных городах и около путей сообщения (к марту 1918 года);
- бунт в Армении: убийство солдатами генерала Духонина, 1917 год. Утверждение власти большевиков над фронтами, находившимся в армии (кроме флотилий севера и востока);
- победа на национальных окраинах: Эстония, Латвия, Украина, Крым. Был принят закон «Декларация прав народов России». Ленин присоединение национальных окраин назвал «Триумфальное шествие советской власти».