double arrow

Культурогенез и начало культуры


Определение культуры

Глава 4. Культура как предмет изучения

Раздел II. Теория культуры

Литература

1. Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

3. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.

4. Гуревич П.С. Культурология. М., 2002.

5. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2003.

6. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология. Критический анализ. М., 1988.

7. Кассирер Э. Философия символических форм // Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

8. Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. СПб, 1998.

9. Лоренц К Агрессия. М., 1994.

10. Лоренц К. Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах // Природа. 1969. № И.

11. Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопр. философии. 1983. № 2.

12. Самохвалова В.И. Культурология. М., 2002.

13. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

14. Тинберген Н. Социальное поведение животных М., 1992.

15. Тойнби А Постижение истории. М., 1991.

16. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

17. Хейзинга Й. Человек играющий. М., 1991

18. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса Калуга, 1924. Репринт.




19. Шендрик А.И. Теория культуры. М., 2002.

20. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

21. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Понятие «культура» трактуется в отечественной и зарубежной научной литературе неоднозначно. Разобраться во множестве его смысловых оттенков и определений, а также понять, что же все-таки представляет собою культура, нам поможет знание возможных вариантов использования этого понятия в истории.

1. Больше 2 тыс. лет прошло с тех пор, как латинское слово «colere» было использовано для обозначения обработки почвы, земли. Но память об этом до сих пор сохранилась в языке в многочисленных сельскохозяйственных терминах — агрокультура, культура картофеля, окультуренные пастбища и т.п.

2. Уже в I в. до н. э. Цицерон применил это понятие к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. При этом считалось, что признаки культурного человека — это добровольное ограничение своих желаний, спонтанных действий и дурных склонностей. Поэтому термином «культура» тогда обозначали интеллектуальное, духовное, эстетическое развитие человека и общества, подчеркивая его специфику, выделяя мир, созданный человеком, из мира природы.

3. В повседневной жизни мы обычно вкладываем в слово «культура» одобрение, понимая это слово как некий идеал или идеальное состояние, с которым мы сравниваем оцениваемые факты или явления. Поэтому мы часто говорим о профессиональной культуре, о культуре исполнения некой вещи. С тех же позиций мы оцениваем поведение людей. Поэтому стало привычным слышать о культурном или некультурном человеке, хотя на самом деле чаще всего мы имеем в виду воспитанных или дурно воспитанных, с нашей точки зрения, людей. Так же иногда оценивают и туры, с которыми, очевидно, согласились бы все авторы. Без сомнения, культура — это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек. Не вызывает сомнения также, что в результате этого преобразования образуется искусственный мир, существенной частью которого являются идеи, ценности и символы. Он противостоит миру природы. И наконец, культура не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе, среди других людей.



Это самые общие представления о культуре, хотя любое из перечисленных определений может быть использовано для ответа на те или иные вопросы, встающие при изучении какой-то стороны или сферы культуры.

Вопрос о происхождении культуры до сих пор остается одним из самых дискуссионных в культурологии. Авторы многочисленных концепций возникновения культуры единодушны только в том, что единственный субъект культуры, создающий для себя особую жизненную среду и сам формирующийся под ее воздействием, — бесспорно, человек. Это значит, что становление мира культуры выступает результатом длительного процесса взаимодействия биологической и социальной эволюции. Отсюда истоки культуры следует искать там и тогда, где и когда появляется человек, но не как биологическая особь, а как мыслящее, разумное существо.



С этим утверждением согласны все философы, культурологи и ученые. Но, размышляя о скачке, в ходе которого произошел этот переход, они выдвигают самые разные гипотезы о его причинах, создавая самые разные версии культурогенеза.

Основные теории культурогенеза.

Основные теории культурогенеза. Самые первые попытки ответить на вопрос о причинах культурогенеза мы находим в древних мифах, а также в религии. С точки зрения креационистской концепции, человек был создан Богом (или богами), и все человеческие качества, в том числе и умение создавать культуру, были получены им свыше. Поэтому в мифологии многих народов мы часто находим фигуру бога-просветителя, обучающего людей речи, различным умениям и навыкам, а также правилам поведения и организации совместной жизни. Такова была деятельность героя греческой мифологии титана Прометея. Библия же повествует о том, что первые люди были созданы Богом уже взрослыми, владевшими даром.







Сейчас читают про: