double arrow

Культурологическая концепция О. Шпенглера. 2. Культура и культурология; Словарь / Составитель А.И. Кравченко. М., 2003


Глава 3. Культурология ХХ века

Литература

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

2. Культура и культурология; Словарь / Составитель А.И. Кравченко. М., 2003.

3. Культурология XX век. Антология. М., 1995.

4. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина М., 1996.

5. Культурология. Ростов н/Д, 1995.

6. Леонтьев КН. Византизм и славянство // Избранное. М., 1993.

7. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. М., 2002.

8. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1.

9. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Развитие культурологии в XX в. тесно связано с философией. Основная проблематика культурологии формировалась как часть философского знания или же под сильным его воздействием. Вместе с тем методы и результаты культурологических исследований воспринимались философией и использовались в решении чисто философских вопросов. Такое взаимодействие и взаимовлияние часто обнаруживается в творчестве многих представителей культурологической науки. Из всего многообразия культурологических теорий, школ и направлений XX в. наиболее очевидно взаимосвязь культурологии с философией обнаруживается в философии жизни, ведущим представителем которой был немецкий философ и культуролог Освальд Шпенглер (1880—1936).




Его знаменитая книга «Закат Европы» появилась в 1918 г. В ней автор поставил себе целью исследовать судьбу европейской культуры, воссоздать историческую картину развития и разработать типологию мировой культуры. Шпенглер начинает с анализа традиционной схемы всемирной истории как эволюционного процесса восхождения от первобытного состояния через ряд промежуточных этапов (древний мир, Средние века, Новое время) к современности. Как и Данилевский, Шпенглер также выступает против этого традиционного схематизма, вызванного европоцентристскими амбициями ученых — авторов этой схемы. Такая позиция неприемлема с точки зрения философии жизни, которая единственной реальностью признает жизнь, а культуры многочисленных народов — ее проявлениями и выражениями. В истории происходит смена развивающихся и подобных по структуре организмов с индивидуальным обликом и ограниченным сроком жизни, которые и называются культурами. Они подобны растениям, которые приживаются на определяющее меньшинство пытается узурпировать не принадлежащее ему наследство. За этим следует нравственное отчуждение большинства населения как внутри страны, так и в окружающих примитивных обществах — возникает пролетариат.

Как правило, в этот период меньшинство рождает универсальное (вселенское) государство, подобное Римской империи, созданной эллинистическим господствующим меньшинством для сохранения себя и своей цивилизации. Творческое меньшинство становится рабом косных установок и само ведет себя и свою цивилизацию к гибели.



В этот момент внутренний пролетариат отделяется от меньшинства и часто создает универсальную (вселенскую) церковь. Когда универсальное государство господствующего меньшинства будет разрушено, эта церковь станет мостом и основанием для новой цивилизации. Именно такую роль сыграли буддизм и христианство.

Падение цивилизации обычно связано с тем, что внешний пролетариат организуется и начинает нападать на разрушающуюся цивилизацию. Это приводит к распрям и войнам Падение цивилизации связано также с расколом в душах людей — в этот период возникает несколько основных типов личностей:

- архаисты и футуристы — для них характерно стремление уйти от настоящего, от современных ценностей в прошлое или будущее, часто насильственно;

- отшельники и аскеты — выбирают пассивный путь ухода от мира;

- гедонисты — стремятся наслаждаться моментом;

- мученики — пытаются ценой своей жизни посеять семена нового. В итоге Тойнби констатирует, что единственный плодотворный путь в этих обстоятельствах — преображение, перенос цели и ценностей в сверхчувственное царство Божье. Это не остановит разложения цивилизации, но станет шагом вперед к созданию новой, дочерней цивилизации, а также в процессе возвышения человека к сверхчеловеку, от града земного к граду Божьему. Такова для Тойнби цель истории.







Сейчас читают про: