Артефакты — культурные формы — культурные системы

Глава 5. Морфология культуры. Функции культуры

Литература

1. Библер В. Цивилизация и культура. М., 1993. 2. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994.

3. Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. М., 2002.

4. История и культурология / Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2004.

5. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

6. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2003.

7. Кононенко Б. И. Культура и цивилизация. М., 1997.

8. Культура и культурология: Словарь. М., 2003.

9. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2002.

10. Культурология. XX век: Энциклопедия: В 2 т. СПб, 1998.

11. Левяш И.Я. Культурология. Минск, 2002.

12. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. М., 2001.

13. Самохвалова А. И. Культурология. М., 2002.

14. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

Человеческое общество состоит сегодня из взаимосвязанных, но одновременно и самостоятельных сфер — экономической, политической, духовной. Каждая из них, равно как и общество в целом, имеет свои особенности, структуру, функции, институты. В этой сложной и многоуровневой системе функционируют культура и ее продукты, которые также связаны и структурированы между собой. В этой системе можно выделить как связи субординации, иерархического соподчинения, так и отношения координации. Одни из них занимают центральное и фундаментальное место, другие — второстепенное и производное, одни из них имеют общее и глобальное значение, другие — конкретное и локальное. Взятые же все вместе, они образуют сложную и многогранную структуру, или морфологию культуры.

Морфология культуры — это раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры,

Морфология культуры — это раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, ее внутреннее строение и функциональную организацию. Существует множество концепций, делящих культуры по разным основаниям.

Материально оформленные, овеществленные продукты и результаты человеческой деятельности называются артефактами. Конкретный материальный продукт, поведенческий акт, социальная структура, информационное сообщение или оценочное суждение — все это суть артефакты, своего рода мельчайшие и неделимые единицы культуры. Да и сам человек является артефактом, ведь он существо не только биологическое, но и социальное: стать человеком можно, только усвоив нормы и ценности той или иной конкретной культуры.

Нельзя забывать и о роли массовой культуры в современном рекреационном механизме снятия стрессов и напряжений. Не следует также противопоставлять массовую культуру высокой культуре прошлых эпох. Ведь там были и средняя, и низовая культуры, которые до нас практически не дошли. Кроме того, в последнее время массовая культура стала все больше ориентироваться на так называемый мидкульт — культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются многие классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Поэтому общий уровень массовой культуры все время возрастает. Это хорошо заметно, если сравнить те произведения, которые были созданы в начале ХХ в. и в его конце. Можно заметить и тенденцию к этизации этой культуры, что ведет к некоторому подъему ее морального уровня.

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени выделим:

- индустрию детства — производство товаров и игрушек для детей, детские клубы и лагеря, коллективное воспитание детей;

- массовую общеобразовательную школу — приобщает детей к основам научных знаний, формирует картину мира, основанную на ценностных ориентациях данного общества, воспитывая у всех детей одни и те же стереотипы поведения;

- средства массовой информации — сообщают широким слоям населения текущую информацию, дают ее оценку, формируя общественное мнение и манипулируя сознанием людей;

- систему национальной (государственной) идеологии и пропаганды — формирует политическую благонадежность основной массы населения;

- массовые политические движения и партии — используются представителями политической и государственной элиты для достижения их целей за счет нагнетания политического, националистического или религиозного психоза;

- мировую социальную мифологию — квазирелигиозные течения и секты, лженаучные учения, сотворение кумиров, формирование сплетен и слухов. Именно так появились мифы о мировом заговоре тайной организации, инопланетянах и проч.;

- индустрию развлекательного досуга — массовая художественная культура (все виды литературы и искусства), развлекательные представления, профессиональный спорт как зрелище, клубы, дискотеки — словом, все, что способствует психической разрядке;

- индустрию оздоровительного досуга — курорты, спортивный туризм, массовая физкультура, косметические фирмы и услуги;

- индустрию интеллектуального и эстетического досуга

Оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности — закрытость и зашифрованность культурных символов; минимуму изобразительных средств — самый широкий спектр средств выразительности и т.д. И наконец, истинно творческой является именно элитарная культура: только ею создаются новые культурные формы и определяются пути развития культуры — и в этом ее главное отличие от массовой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: