Глава 23. Русская культура раннего Средневековья
Литература
Символизм
Кризисные явления в европейской культуре второй половины XIX в., неспособность понять и преодолеть средствами искусства социальные конфликты толкали многих художников на путь бегства от действительности, к обращению в свой собственный внутренний мир. В стремлении решить стоящие перед обществом проблемы они прибегают к субъективизму, мистицизму, символическому отображению действительности.
Символизм
Символизм продолжил линию романтизма и «искусства для искусства», наполненную чувством разочарования в окружающем мире, устремленную к поиску чистой красоты и чистого эстетизма. В своем манифесте
1. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
2. Власов В.Г. Стили в искусстве: В 3-х т. СПб., 1996.
3. Дмитриева НА. Краткая история искусств. М., 1993.
4. Западноевропейское искусство второй половины XIX в. М., 1975.
5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
|
|
6. История Европы. М., 1994.
7. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII—XX веков. А, 1990.
8. Лапшина Н.П. Мир искусства: Очерки истории и творческой практики. М., 1977.
9. Популярная художественная энциклопедия: В 2-х т. М., 1986.
Истоки культуры Древней Руси теряются в глубине веков, в тех этнических процессах трехтысячелетней давности, которые протекали среди племен восточных славян. И хотя мы сегодня располагаем чрезвычайно незначительными и отрывистыми данными об этом периоде русской культуры, тем не менее, можно говорить, что основные черты культуры Руси начинали формироваться именно в то время. Тогда зарождался менталитет русской культуры, ее глубинные структуры, определившие ее своеобразие на протяжении жизни многих поколений людей.
Древний мир не оставил нам точных сведений о том, когда сложилась славянская общность народов. Однако ученые смогли установить, что становление русского этноса и появление его на исторической арене восходит к I в. н. э., когда славяне стали участниками так называемого великого переселения народов. Примерно 4 тыс. лет назад северо-восточную часть Балканского полуострова и Малую Азию заселяли многочисленные кочевые племена. Одним из семейств этого этнического массива были праславяне, которые в ходе своей миграции первоначально заняли территорию между Вислой и Тисой, а позднее распространились на огромных территориях от Балтики до Адриатики и от Эльбы до Днепра. Первые упоминания о славянах как особой этнической группе относятся к VI в. С этого времени славяне стали играть самостоятельную роль на исторической арене раннесредневековой Европы.
|
|
Древнерусская народность формировалась в IX—X вв. в процессе ассимиляции славян с балтийскими, угро-финскими, тюркскими и иными племенами. К этому же времени относится и появление названий «Русь», «Русская земля», которые обозначали все земли восточных славян, подвластные Киеву.
Отсюда и нелюбовь русского человека к лесу. Столь же двойственные чувства испытывал русский человек и к степи. Простор и ширь, с одной стороны, но и вечная угроза кочевников — с другой. Эта двусмысленность, двусторонность оказала решающее влияние на формирование русской культуры и русского национального характера
В силу сочетания всех этих факторов русская культура оказалась более контрастна, чем какая-либо другая. Она во всем отмечена крайностями, которые не опосредованы детерминантами цивилизованной жизни. Так, до сих пор для русской культуры вопрос о власти над людьми, о соотношении насилия и ненасилия весьма труден. Западная культура решила для себя этот вопрос через разумную меру использования того и другого. В русской культуре сложился другой принцип: казнить — так казнить, миловать — так миловать. А если уж кротость и смирение — то до рабства и любви к своим деспотам. Если грозность и суровость — то до исступления. Для русской культуры характерна удивительная терпимость и поразительное снисхождение ко злу, хотя порой это долготерпение заканчивается всесокрушающим бунтом и взрывом Во многом эти черты, эта бинарность и составляют своеобразие русской культуры, русского менталитета, загадку «русской души».