Культура итальянского Возрождения
Становление и развитие культуры Возрождения было процессом длительным и неравномерным. Культура Возрождения не была достоянием лишь одной Италии, просто в Италии новая культура зародилась раньше, чем в других странах. Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй половины XIII в. по первую половину XVI в. За это время искусство итальянского Возрождения прошло несколько этапов. Среди искусствоведов принято обозначать эти этапы по названию столетий. Так, XIII век именуется дученто (букв. — двухсотые), XIV век — треченто (трехсотые), XV — кватроченто (четырехсотые), XVI век — чинквиченто (пятисотые).
Первые робкие ростки нового мировоззрения и сдвиги в художественном творчестве появились в конце XIII в., но в начале XIV в. им на смену хлынула волна готического искусства. Эти явления стали своего рода «предвозрождением» и получили название Проторенессанса. Широкое и яркое развитие новые явления в культуре Италии получили в XV в.
Тициан прожил долгую жизнь (около 90 лет) и оставил богатейшее наследие. Он создавал композиции на религиозные и мифологические темы и вместе с тем был и великолепным мастером одного из самых сложных жанров — «ню» (франц. — нагой, раздетый), изображения обнаженного тела. В ренессансной живописи так обычно представляли античных богинь и мифологических героинь. Его «Лежащая Венера» и «Даная» являют собой изображения пленительных, пышущих здоровьем венецианок в интерьерах богатых домов.
Тициан вошел в историю культуры как великий портретист-психолог. Его кисти принадлежит обширная галерея портретных образов — императоры, короли, папы, вельможи. Если в ранних портретах он, как это было принято, прославлял красоту, силу, достоинство, цельность натуры своих моделей, то более поздние отличаются сложностью и противоречивостью образов. Мы находим в них сложное переплетение одухотворенности, утонченной интеллектуальности, благородства с горечью сомнений и разочарований, печалью и затаенной тревогой. В картинах, созданных Тицианом в последние годы творчества, звучит уже подлинный трагизм. Наиболее известное полотно Тициана этого периода — «Святой Себастиан».
Последняя четверть XVI в. стала для культуры Возрождения временем упадка Творчество художников, которых стали называть «маньеристами» (от итал. маниеризмо — вычурность), а все направление — «маньеризмом», — приобрело изощренный, вычурный характер. Венецианская школа живописи дольше других сопротивлялась проникновению маньеризма и сохраняла верность традициям Возрождения. Однако и ее образы становились менее возвышенными и героическими и более земными.
На рубеже XV—XVI вв. возрожденческая культура преодолела национальные границы Италии и быстро распространилась по другим странам Западной Европы, расположенным к северу от Альп: в Нидерландах, Германии и Франции.
Использование термина «Возрождение» по отношению к культуре этих стран достаточно условно, здесь формирование культуры опиралось не на возрожденное античное наследие, а на идеи религиозного обновления. Тем не менее, сущность происходящих процессов и в Италии, и в этих странах была общей: расшатывание феодального мировоззрения, становление буржуазного гуманизма, рост самосознания личности.
Величайшим портретистом в немецкой живописи XVI в. был Ганс Гольбейн Младший. Ему принадлежат портреты Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Джейн Сеймур, трактующие образ современников как людей полных достоинства, мудрости, сдержанной духовной силы. Гольбейн также создал очень разные, но яркие и выразительные иллюстрации к Библии и «Похвале глупости». Известен также его цикл гравюр «Пляска смерти», перекликающийся с творчеством Дюрера.
Век немецкого Возрождения оказался недолог. Начавшаяся Тридцатилетняя война надолго задержала развитие немецкого искусства. Но в истории культуры эта эпоха осталась как поразительно целостное явление, как плеяда мастеров слова и живописи, которые общались между собой, писали поразительные портреты друг друга, взаимно вдохновлялись идеями. Благодаря этой эпохе народы северных стран были вовлечены в общеевропейский культурный процесс.
Революционное значение Возрождения оказалось важным и для всех последующих времен, так как именно в этот период были заложены основы гуманизма, развиты гуманистические идеи. Возрождение прославило человека, подняло его на небывалую прежде высоту, именно с этого времени история мировой культуры просто немыслима без нового человека, идеальной личности, ее мировоззрения, убеждений.