double arrow

Романтизм. Глава 22. Самосознание европейской культуры XIX века


Глава 22. Самосознание европейской культуры XIX века

Литература

Культура XVIII в.

Современники называли XVIII в. столетием разума и просвещения. Такая оценка стала возможной в результате целого ряда событий в общественной и культурной жизни конца XVII — начала XVIII в. Прежде всего это отказ от экстатического, импульсивного и мистического ощущения, столь сильного в начале Нового времени. Эта трансформация сознания еще более укрепила веру в бесконечные возможности разума, в силы человека В XVIII в. стремление к знанию, а не к вере овладело целым поколением. Сознание, что все должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту людей XVIII столетия. Тогда сложился новый образ жизни и мышления, а значит, изменилось и художественное самосознание культуры.

1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. М., 1990.

2. Власов В.Г. Стили в искусстве: В 3-х т. СПб., 1996.

3. Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980.

4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

5. Историко-культурные основы европейской цивилизации. М., 1992.




6. История Европы. М., 1994. Т. 3, 4.

7. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

8. Новая история стран Европы и Америки: В 2-х т. / Под ред. Е.Е. Юровской, И.М.. Кривогуза. М., 1998.

9. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974.

10. Ренессанс Барокко. Классицизм. М., 1966.

11. Ротенберг ЕМ. Западноевропейская живопись XVII века. М., 1989.

XIX столетие по-своему распорядилось культурным наследием эпохи Нового времени. Философия просветителей скоро потеряла свой научный характер, художественные образы Просвещения оказались недолговечны, просветительские идеи государственного и общественного устройства быстро устарели. Но главная цель Просвещения — освобождение личности от авторитета власти и религии — была достигнута и сохранила свое непреходящее значение. Реализация этой цели продолжалась в XIX в. и сопровождалась борьбой взглядов и направлений, художественных стилей и принципов.

Одним из величайших открытий европейской культуры стала идея социальной сущности человека, которая легла в основу массовых движений века — от научных кружков и обществ до профсоюзов и политических партий. Она же сделала демократическое движение важнейшим фактором культурной жизни XIX столетия. Под воздействием новых социальных учений находилась и художественная жизнь общества.

В целом культура XIX в. развивалась под знаком усиления роли субъективного начала, личности художника и творчества как процесса: прежде всего в искусстве все большее значение приобретает не то, что художник изображает, рассказывает или выражает, а то, как он это делает, какими средствами и в какой форме. Отсюда повышенное внимание к поиску формы, новых выразительных средств, необычного угла зрения и т.д. Эта тенденция проявилась также в том, что предметом искусства все чаще становится не окружающий мир и природа, а внутренний духовный мир человека и самого художника, жизнь сознания и психология.



В развитии культуры XIX в. можно выделить два основных этапа: эпоха романтизма (первая половина столетия) и эпоха декаданса (с конца 50-х гг. до Первой мировой войны). Атмосфера духовного и идейного брожения по всей Европе, вызванная циклом буржуазных революций, развитием социальных и национальных движений, нашла свое наиболее адекватное выражение в романтическом бунтарстве.

В эволюции духовной культуры и мировоззренческих ориентации буржуазного общества их новое качественное состояние было названо романтизмом. Чаще романтизм трактуется как художественное направление или метод, реже — как отдельное течение в философии XIX в., близкое к иррационализму. Многочисленные формулировки и проявления в самых разных областях духовной жизни и искусства позволяют рассматривать романтизм в качестве общекультурного движения, претендовавшего на создание целостного мировоззрения. При этом ориентация романтизма на искусство весьма существенная, но не главная его черта.

Термин «романтизм» возник гораздо раньше, чем само художественное направление, носившее это название. До XVIII в. эпитет «романтический» указывал на некоторые стилевые особенности литературных произведений, написанных на романских языках. Это были романсы, романы и поэмы о рыцарях. В конце XVIII в. романтическое уже понимается шире: как авантюрное, фантастическое, духовно-возвышенное, удивительное, призрачное.



Возрождение романтизма связано с разочарованием в идеях просветительства, возлагавшего надежды на строительство справедливого общества на разумных началах, и с критической реакцией на буржуазную действительность, которая была серой, грубой и унылой, лишенной какой-либо поэзии. Протест вызывали способ производства, бездушный практицизм повседневной жизни, ведущие к искажению природы человека, лишавшие его целостности и универсальности. Неудовлетворенность реальным миром толкала художников-романтиков к бегству от него в далекое прошлое, в мир мифологии. По тем же мотивам их взоры часто обращались на Восток в надежде отыскать там нечто прекрасное, возвышенное или просто экзотическое. Реальность вообще выступала для романтиков не конечной целью, а всего лишь отправным пунктом на пути в мир фантазии и воображения. Чутко улавливая противоречивость реального бытия, нравственную слабость буржуазных общественных отношений, первые проявления нарастающей нивелировки личности, отсутствие ясных социальных перспектив, романтики выражали смутное томление по абсолютной гармонии, стремление к всеобщему единству, духовному самосовершенствованию людей.

Для большинства публики, не имевшей художественного воспитания, искусство не имело большого значения, оно было доступно и необходимо лишь в развлекательной форме, поэтому ведущую роль в культуре заняли другие стили.







Сейчас читают про: