double arrow

Тема 2. Условия и предпосылки возникновения и развития

Проголошення Карпатської України

Закарпатской Украины, этом отношении маленьком краю, суждено сыграть неожиданно большую роль в международных событиях накануне Второй мировой войны. 30 сентября 1938, после заключения Мюнхенского соглашения между руководителями Великобритании, Франции, Италии и Германии, Чехословакия вынуждена была отдать Гитлеру большую часть своей западной территории. Ослаблением Чехословакии воспользовались словацкие лидеры, 6 октября провозгласили автономию Словакии.

Закарпатье пошло по словацким примером. 8 октября на собрании украинских лидеров единогласно решили добиваться для Подкарпатской Руси автономного статуса. Чешское руководство удовлетворило их требование- 11 октября 1938 было официально предоставлена ​​автономия. 14 октября сформировался первое автономное правительство Подкарпатской Руси в составе 4 - х министров и 2 - х державнихсекретарив. Его премьером стал русофил Андрей Броди, который занимал открытую античешских позицию и вынашивал план присоединения Закарпатья к Венгрии. В конце октября его арестовали, а новым премьер - министром был назначен украинофила Августина Волошина. В результате этих изменений в правительстве и в политической жизни автономного края возобладали украинские силы. Но последующие события развивались не в пользу украинского. 2 ноября немецко - итальянский арбитраж в Вене приговорил Венгрии не только южную часть Словакии, где проживали венгры, но и большую часть Подкарпатской Руси (Закарпатье), включая крупнейшие города Ужгород, Мукачево, Берегово, в Венгрию отошло 1856 км2 с 180 тысячами населения. Правительство Волошина эвакуировался в новую столицу - Хуст. Несмотря на внешний политическое давление, правительство автономной Карпатской Украины активно проводил развитие государственных структур и обеспечения нормальной жизнедеятельности края:

1. Было украинизировано образование и прессу.

2. Расширена сеть кооперативов.

3. Налажено коммуникации и связь.

4. Организовано раздачу продовольствия.

5. Созданы собственные вооруженные силы - Украинской национальной самообороне, впоследствии реорганизованная в Карпатскую Сечь (примерно 12 тысяч).

Согласно концепции Р. Ходжеттса, менеджмент, как вид деятельности, сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности, которые пробили определенную "нишу" для его существования.

1.Религиозно-коммерческая.. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э., суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности: на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взымать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников.

2.Светско-административная. Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792—1750 до н. э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод законов Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента.

3.Производственно-строительная. Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора XI (604—562 до н. э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах

Особо выделяют внесших вклад в науку управления:

Платон (427—347 до н. э.) называл управление «наукой о питании людей», тем самым, подчеркивая ее важнейшее значение в обеспечении материального существования общества.

Аристотель (384—322 до н.э.) называл управление «господской наукой», смысл которой заключается в надзоре за рабами.

Никколо Макиавелли (1469 -1527 г) — итальянский общественный деятель, философ, политик, историк, военный теоретик. Главной причиной бедствий любого государства он считал слабую власть. Его взгляды на власть, управле­ние нашли отражение в небольшой по объему книге «Государь»

Ада́м Смит (Adam Smith); (1723-1790) в своем труде «Исследование о приро­де и причинах богатства народов» (1776) и других работах сформулировал идею «экономического человека», главной целью которого является стремление к обога­щению и удовлетворению личных потребностей.

Считается, что впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана, по-видимому, в 1886 г. американским бизнесменом Генри Р. Тауном.

Таун выступил на собрании американского общества инженеров механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.

По мнению авторов американской энциклопедии профессионального менеджмента, отправной точкой развития современного менеджмента

Школа (подходы) Год Настоящее время
1886 1920 1930 1940 1950 1960
  Научный подход (1886-19200 Процессуальный подход (административная, или классическая школа) (1920-1950) Школа человеческих отношений (1930-1950) Подход организационного поведения (поведенческих наук) (1950-…) Количественный подход (1950-…) Системный подход (1950-…) Ситуационный подход(1950-…)  

Рис.2. Хронология становления иразвития научных школ менеджмента


ШКОЛА «НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ» (1885—1920).

Эта школа связана с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет, Генри Гантта, Гаррингтона Эмерсона. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда.

Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Ф. Тейлор – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности.

Нормирование (любой труд можно структурировать и измерить) и рационализация, Экономическое стимулирование (вознаграждение за конечный результат, а не за деятельность
Функциональное руководство, сотрудничество, наставничество
Специализация труда (распределение обязанностей)
Систематический отбор и обучение кадров
Принципы научного управления

Рис. 1. Принципы менеджмента (по Ф. Тейлору)

Тейлор сформулировал строгую научную систему знаний, в основу которых положены четыре научных принципа, которые он сам называл законами управления:

Научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности (= НОТиУ в российском варианте). Это: нормирование, рационализация и оценка труда;

Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их тренировка и обучение. Сейчас это обозначается терминами "профотбор, профконсультирование и профобучение";

Функциональное руководство Сотрудничество администрации с рабочими (внедрение НОТиУ);

Равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами и специализация.

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ТЕЙЛОРА. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Генри Гантт (1861—1919) внес немалый вклад в решение проблем оперативного управления и календарного планирования. Ему принадлежит теория создания метода планирования комплекса взаимосвязанных работ, метода диаграммирования (через горизонтальные полоски), названный графиками Гантта.

Видными последователями Тейлора были его соотечественники муж и жена Лиллиан и Френк Гилбрет (Джилбретт).

Еще в начале трудовой деятельности Ф. Гилбрет был поражен бесполезной растратой ресурсов, допускавшейся существовавшими в то время методами ведения строительства, и решил устранить их или хотя бы сократить. Он разработал «наилучшие способы» укладки кирпичей и использования строительных материалов, установки лесов и подготовки учеников; применение усовершенствованных методов позволяло снижать производственные издержки и увеличивать зарплату работникам.

Джилбрет составил список 17 основных движений (14 элементов действия и 3 элемента отсутствия действия), которые позволили проводить более точный анализ элементарных движений рабочих.

Мельчайшие трудовые движения он назвал терблигами (обратное прочтение их фамилии Gilbreth). Продолжительность каждого такого движения замерялась специальным прибором, сочетавшим в себе кинокамеру и хронометр – микрохронометр - часы с большой минутной стрелкой, которая регистрировала время с точностью до 1/2000 мин.

Эти часы помещались в поле зрения трудовых операций, снимаемых на кинопленку. При помощи "терблидж-диаграммы", т.е. поэлементной диаграммы, Джилбрет мог анализировать любую конкретную рабочую операцию.

Инженер-механик Гаррингтон Эмерсон, разделявший большую часть убеждений Тейлора, в 1908 г. написал книгу «Эффективность как основа производственной деятельности и заработной платы». В ней он обратил внимание на важность оптимальной структуры организации, неэффективность которой, по его мнению, может снизить экономию на масш­табах, а также на большое значение стандартизации.

Наиболее важные идеи Эмерсон высказал в книге «12 принципов эффективно­сти» (1913), из которой видно, что он, в сущности, «дрейфовал» в сторону классиче­ского направления:

1) отчетливо поставленные цели (выработка идеалов - исходный пункт управления);

2) здравый смысл, состоящий в признании ошибок и поиске их причин;

3) компетентная консультация с целью совершенствования управления на основе привлечения профессионалов;

4) дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности, контролем, своевременным поощрением;

5) справедливое отношение к персоналу;

6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;

7) диспетчирование по принципу «лучше диспетчировать хотя бы неспланированную работу, чем планировать работу, не диспетчируя ее»;

8) нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;

9) нормализация условий труда;

10) нормирование операций, состоящее в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени;

11) письменные стандартные инструкции;

12) вознаграждение за производительность

КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ (1920—1950).

Целью школы было создание универсальных принципов успешного управления работой организации в целом. Она сформировала теорию управления всей организацией.

Были выработаны две группы принципов:

Ø Рациональная система управления организацией. Школа рекомендовала разделять организации на подразделения по функциональному принципу и рассматривать управление как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, например, как планирование и организация.

Ø Структура организации и управление работниками. Примером может служить принцип единоначалия, по которому человек должен получать приказы только от одного начальника.

Административная школа связана с именами Анри Файоля — во Франции,

Линдалл Урвика — в Великобритании, Генри Форда, Джеймс Муни, Э. Рейли, Л. Гьюлика, У. Ньюмэна, Л.Э. Аллена — в США,

Макса Вебера — в Германии и пр.

Выдающийся французский инженер Анри Файоль (1841–1925) предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них группы операций (действий).

В деятельности любой организации Файоль выделял следующие шесть основных сторон:

- техническую

- коммерческую

- финансовую,

- защитную

- бухгалтерскую (учетную

- административную (управленческую),

Из шести видов деятельности Файоль подробно рассматривал только управленческую, так как остальные виды осознавались достаточно хорошо.

Каждая из них нуждалась в управлении, предполагавшем осуществление функций*:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: